Глава СПТР: биржевой торговле топливом нужны новые нормативы, а рынку - больше активности ФАС

Илья Мороз рассказал, как в современных условиях удается выживать независимым участникам биржевой торговли в РФ

Глава СПТР: биржевой торговле топливом нужны новые нормативы, а рынку - больше активности ФАС
Глава некоммерческого партнерства "Совет по товарным рынкам" Илья Мороз
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 31 октября. INTERFAX.RU - Биржевой рынок нефтепродуктов - один из самых динамичных в России. Последние годы он переживает значительные внутренние изменения: от высокой волатильности цены на товар до постоянного усиления крупных игроков.

Как в современных условиях удается выживать независимым участникам биржевой торговли в РФ и чего ждет независимый рынок от представителей власти и регуляторов в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель правления Некоммерческого партнерства "Совет по товарным рынкам" (СПТР) Илья Мороз.

- Что собой представляет СПТР, и что стало поводом для его создания?

- "Совет по товарным рынкам" - это партнерство профессиональных участников топливного рынка, трейдеров и брокеров. Совет появился в 2012 году, и было несколько предпосылок для такого объединения. Во-первых, нам импонировал положительный опыт на фондовом рынке, где действует Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). В рамках НАУФОР прорабатываются и выносятся на обсуждение готовые нормативные акты для развития фондового рынка, то же самое нам хотелось реализовать на рынке топлива.

Дальнейшим посылом к созданию НП "СПТР" стало поглощение "Транснефтью" "Транснефтепродукта". Трубопроводная монополия решила, что пойдет по пути наименьшего сопротивления и унифицирует работу "Транснефтепродукта" по принципу "Транснефти" , когда есть несколько десятков договоров с крупными нефтедобывающими компаниями, все просто и понятно. Но у "Транснефтепродукта" было больше сотни клиентов, нельзя одним разом ото всех отказаться. Один из трейдеров разослал независимым участникам рынка, которые могли лишиться договоров на транспортировку нефтепродуктов, предложение объединиться и совместно бороться за свои интересы. Откликнулось несколько смелых, было написано открытое письмо во все инстанции от президента РФ до профильных ведомств, и нам удалось добиться того, чтобы "Транснефть" заключала договоры транспортировки с каждым, кто купил товар на бирже.

Еще одним поводом к созданию НП "СПТР" стала откровенная манипуляция одной из ВИНК на биржевых торгах. На СПбМТСБ в то время действовал нестандартный механизм метчинга (алгоритм сопоставления заявок на покупку и продажу - ИФ). Во всем мире заявки на покупку и продажу сводятся в пару по предельно простой логике: по совпадению минимальный цены предложения и максимальной цены спроса, при этом сделка заключается по цене спроса. На СПбМТСБ сводилась максимальная цена спроса и минимальная цена предложения, но сделка заключалась по цене продавца. Нефтяная компания заранее договаривалась с "подставным покупателем" о сделке. "Покупатель" выставлял высокую цену за товар, а ВИНК "предлагала" ему цену гораздо дешевле, и сделка совершалась по цене в заявке на продажу. Купить нефтепродукты могли только свои дружественные компании, и на бирже заключались только договорные сделки.

Тогда мы снова кинули клич к объединению независимых участников, и совместно добились искоренения подобной практики метчинга, поскольку это был узаконенный механизм заключения адресных сделок под видом рыночных.

- Как оцениваете результаты деятельности СПТР на данный момент?

- Скажу, как есть: пока работа партнерства построена не лучшим образом, просто потому что в партнерстве еще мало участников. Это связано с инертностью мышления большинства наших коллег по цеху. Многие боятся вхождения в СПТР, потому что партнерство, как правило, выступает в пику нефтяным компаниям, а такая позиция не очень способствует развитию независимого бизнеса. Нефтяная компания может и товар не дать, и в последнюю очередь его отгрузить. С моей точки зрения, это не трусость, а, скорее, недальновидность - ведь за свои права надо бороться, иначе у тебя вообще ничего не будет.

Сейчас в партнерстве 12 участников, это в основном крупные трейдеры, с учетом количества независимых игроков на рынке число членов СПТР могло бы быть от 50 до 100. Мы продолжаем переговоры с другими игроками о вступлении в СПТР, на данный момент это одна из приоритетных задач партнерства. Нам нужно усилить позиции, поскольку наши инициативы регулятор не замечает, хотя наш союз играет значительную роль на биржевом рынке топлива.

СПТР является крупнейшим сообществом топливных трейдеров, осуществляющих покупку нефтепродуктов на СПбМТСБ. Чтобы ориентировочно оценить нашу долю этого рынка, надо "вычесть" из общего числа биржевых покупателей прямо или косвенно аффилированные с ВИНК компании (это до половины сделок, совершаемых на бирже), в оставшемся объеме порядка 60% приходится на СПТР. Участники партнерства работают по всей России, совокупно СПТР обеспечивает рабочими местами многие тысячи человек в стране. Поэтому мы считаем, что к нашему голосу надо прислушиваться.

- С точки зрения независимого участника как видите развитие биржевой торговли нефтепродуктами в России?

- Рынок - это живой организм, он меняется постоянно, и сейчас этот процесс сильно ускорился. Если оглянуться на 10 лет назад, тогда рынок менялся раз в год, потом новые тенденции стали появляться раз в полгода, сейчас изменения происходят раз в квартал или даже каждый месяц. Недалеко то время, когда бы будем жить в режиме онлайн.

Но самое важное, за последние годы произошли существенные сдвиги внутри самого топливного рынка. Ключевым, конечно, стало появление СПбМТСБ. Помнится, когда-то предпринималось множество попыток создать отечественную товарную биржу, но все они захлебывались, пока президент Владимир Путин не принял волевое решение - бирже нефтепродуктов быть. Поручение было дано тогда еще вице-премьеру Игорю Сечину. И биржа заработала, она стала потоком свежего воздуха, который ощутили все. На примере СПбМТСБ в России удалось за короткий период создать то, к чему другие государства шли десятилетиями. Такие рыночные достижения важно сохранить.

В какой-то период "вишенкой на торте" была ТНК-ВР, ее действия дали толчок вперед развитию биржевой торговли. Но потом "Роснефть" поглотила ТНК-ВР, а затем и "Башнефть" . С биржи ушли 2 крупных продавца, тогда как покупателей из года в год становилось все больше и больше. И вот структура рынка кардинально изменилась, а нормативная база, сформированная под первоначальные условия, никак не скорректировалась. И регуляторы не замечают или не хотят замечать новых обстоятельств, как будто на дворе по-прежнему 2012 год. Но сейчас заканчивается 2017-й!

Зато нефтяные компании приспособились к изменившейся модели рынка и стали цинично использовать эту ситуацию в своих интересах, целенаправленно завышая цену на нефтепродукты внутри России. И это завышение проникает в карманы каждого жителя страны. Получается, мы с вами из своего кармана переплачиваем за все. Мы переплачиваем, в том числе, за неэффективность регуляторов, которые почему-то закрывают глаза на то, что происходит на топливном рынке. ВИНК действуют в ущерб экономике целой страны, а регуляторы делают вид, что все нормально.

- Вы описываете ситуацию с биржевой торговлей топливом так, как будто она близка к критической...

- Повторюсь, сейчас мы находимся в условиях законодательства 2013 года, когда совместным приказом ФАС и Минэнерго определено, что компании, занимающие доминирующее положение на рынке, должны продавать на бирже 10% от производимых бензинов, 5% от производимого дизтоплива, 10% от производимого авиакеросина и 2% от производимого мазута.

Только в 2017 году мы имеем совершенно новую реальность, теперь разросшаяся "Роснефть" занимает примерно 40% топливного рынка, а биржа воспринимается всеми как прямая необходимость, без нее уже никто себе и жизни не представляет. В условиях, когда количество покупателей на бирже растет, а объем предложения остается примерно на одном уровне, нефтяники, имея возможность искусственно ограничивать предложение, используют закон спроса и предложения в свою пользу.

Пример: на базисе НПЗ, где 10 участников хотят купить товар, нефтяная компания выставляет всего одну бочку. Я называю это "плевком на горячую сковородку". Конечно, за эту бочку разгорится нешуточная борьба, а оптовая цена быстро вырастет. Затем завышенные цены из опта распространяются на мелкий опт и на розницу. Между тем, если на бирже торгуется 5% дизтоплива и 10% бензинов, то оставшийся товар реализуются вне биржи. Но цена-то формируется именно на том "плевке", в итоге ВИНК задирает цену, как хочет.

Ситуацию с биржевой торговлей надо оценивать в контексте нормативной базы. Текущие нормативы по объемам продаж на бирже бесконечно отстали от реальности. Кроме того, сложившееся положение создает нерыночное преимущество для сбытовых подразделений нефтяных компаний. Естественно, что в таких условиях число независимых участников стремительно сокращается во всех сферах топливного рынка. Происходит, по сути, подмена рынка. Собственно, из-за непоказательности ценовых индикаторов, генерируемых на биржевых торгах, у нас до сих пор не развивается срочный рынок нефтепродуктов, хотя он был запущен вскоре после товарного.

И да, мы близки к критической точке, но сейчас еще не поздно все исправить, скорректировав законодательную базу. Я считаю, что независимые участники в состоянии достучаться до ведомств. Надеюсь, что регуляторы откликнутся на наши инициативы.

- И какие инициативы предлагает СПТР?

- Наша главная инициатива касается увеличения нормативов биржевых продаж топлива. По оценке СПТР для нормальной работы рынка ВИНК необходимо обязать продавать на бирже как минимум половину нефтепродуктов, которые реализуются на внутреннем рынке (и бензины, и дизтопливо). Понятно, что есть закупки для государственных нужд, которые регулируются специальными нормативными актами и не подразумевают биржевую торговлю. Но что касается топливообеспечения "дочек" ВИНК, то они должны покупать топливо на бирже на общих основаниях.

В таких обстоятельствах у нефтяных компаний пропадет интерес к искусственному влиянию на ценообразование, поскольку, если ВИНК решит завысить цену на топливо, то поставит в невыгодное положение и свою сбытовую структуру, которой придется генерировать убытки из-за действий головной компании. Смысл манипулирования ценой у нефтяников потеряется, начнется работа за эффективность. Хотя бы за эффективность сбытового подразделения, число которых у ВИНК сейчас чрезмерно, а у каждого сбыта еще и избыточный аппарат управления. Конкуренция на рынке увеличится, в итоге это приведет к снижению цены на топливо. То есть, увеличивая объем биржевой торговли, государство в лице регулятора будет способствовать росту эффективности рынка, и добьется снижения цен на нефтепродукты.

Следующую нашу инициативу можно обозначить как уравновешивание рисков всех игроков. Постараюсь коротко пояснить: на рынке действует контролер поставки топлива (ВИНК) и не контролер поставки (покупатель). У контролера есть серьезные преимущества по отношению к не контролерам - нефтяная компания получает предоплату за товар, и совершенно не обязана осуществить отгрузку в момент получения денег за него. Конечно, ВИНК в первую очередь отгружает топливо своим сбытовым структурам, а независимым - по остаточному принципу. Из-за позднего получения товара независимый игрок снова оказывается в наихудшем положении, себестоимость его товара выше, чем у сбытов нефтяников. Наше предложение касается необходимости предъявления нефтяной компанией банковской гарантии при продажах на бирже. Поскольку тема клирингового обеспечения относится к прерогативе Центрального банка, мы буквально вчера направили свои предложения по этому поводу в ЦБ.

В чем здесь преимущество для рынка? Появится еще один инструмент для снижения цен. Покажу на примере СПТР: мы отслеживаем мировые тенденции ценообразования на энергоносители, прекрасно понимаем зависимость внутреннего рынка от внешнего. И если на внешнем рынке цены на нефть и нефтепродукты снижаются, мы оперативно реагируем на это, снижая цены на топливо внутри России. Банковская гарантия дает нам возможность сделать это быстро. Нефтяная компания не заинтересована снижать цены сама, а под нашим давлением она вынуждена это делать. И это абсолютно рыночные условия работы.

- Какие еще меры предлагает СПТР?

- Третья наша инициатива касается поставок топлива по трубе. Нефтяные компании своим сбытовым структурам поставляют нефтепродукты по быстрой и дешевой трубе, а независимым отгружают по дорогой и медленной железной дороге. Много раз мы предпринимали попытки объединить воедино базисы поставки - трубный и железнодорожный, но пока это сделать не получается. Теперь СПТР переформулировал идею, мы предлагаем закрепить в нормативных документах правило, чтобы нефтяная компания на биржевых торгах соблюдала пропорцию поставок топлива с базиса. Если ВИНК со своего НПЗ отгружает 50% топлива по ж/д, и 50% - трубой, то и на бирже с этого базиса как минимум 50% топлива должно продаваться по трубе, то есть, более дешевым способом доставки. Мы предложили ФАС внести такую трактовку в качестве разъяснений к постановлению правительства о регулярности и равномерности биржевых торгов.

Еще одно важное предложение СПТР относится к проблеме экспортного паритета. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда нефтепродукты на внешнем рынке стоят дешевле, чем на внутреннем. Иногда эта дельта достигает заоблачных цифр, может составить и 5, и 7 тыс. рублей на тонну. Но, несмотря на премиальность отечественного рынка, нефтяники все равно вывозят топливо на экспорт.

СПТР предлагает разработать и внедрить нормативную базу, которая обяжет ВИНКи порядка 10% от объемов топлива, направляемого на экспорт, продавать на бирже. Участники внутреннего рынка смогут при выгодных условиях покупать часть топлива, запланированного на экспорт, доплачивать НДС и акциз, и поставлять его на внутренний рынок. Этот инструмент будет отрезвлять нефтяные компании, которые зачастую специально гонят топливо на экспорт, чтобы на внутреннем рынке цены держались высокими. А ведь это не совсем патриотично: получается, зарубежные конкуренты и потребители получают из России более дешевый товар, а внутри страны экономика вынуждена работать при высокой стоимости топлива. СПТР формулирует для ФАС соответствующие предложения для внесения изменений в нормативную базу.

Перечисленные 4 инициативы СПТР являются ключевыми. По нашему мнению, они действительно смогут положительно повлиять на биржевую торговлю нефтепродуктами. Есть еще ряд локальных предложений партнерства, которые мы также прорабатываем, вносили или будем вносить их на обсуждение совета секции "Нефтепродукты" при СПбМТСБ. Правда, мы сталкиваемся с нефтяным лобби в этом совете секции, которое заворачивает фактически все идеи СПТР. Но мы все равно не намерены останавливаться.

- Есть ли уже какая-то реакция регуляторов на ваши предложения?

- Если пройти по частностям, то мы благодарны ФАС за поддержку нашей инициативы по трубе, также СПТР заручился поддержкой ФАС в части клиринга и банковской гарантии. Но по базовому предложению СПТР - повышению нормативов биржевых продаж, а его мы считаем критически необходимым рынку - регуляторы демонстрирует странное бездействие. Как ФАС, так и Минэнерго.

В этом случае позиция ФАС выглядит необъяснимой, антимонопольный орган должен развивать конкуренцию, а не способствовать расширению олигополии, как это происходит сейчас. Профильные руководители ФАС отворачиваются от проблем топливного рынка и на "черное" говорит "белое", а до руководителя ФАС Игоря Артемьева, как нам кажется, не доводится информация о реальном положении дел на рынке. Те действия антимонопольного ведомства, которые они пытаются предпринять, планируя вычитать из общих объемов топлива ВИНК объемы, что их сбыты покупают на бирже, - это ни о чем, это никак не отразится на рынке...

СПТР еще полтора месяца назад направило письмо на имя Артемьева с теми инициативами, что я только что перечислил. На это письмо от ФАС ответа не последовало. Позже мы отправили второе письмо руководителю ФАС, в котором просим пояснить, почему от антимонопольного ведомства нет реакции на предложения СПТР, члены которого являются участниками рынка и поднимают насущные его проблемы. Официально не получено ответа и на второе письмо. А мы хотим услышать четкую позицию антимонопольного регулятора.

Мы видим, что в последнее время заседания Биржевого комитета перестал посещать замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Отсутствие публичного интереса к ситуации на топливном рынке со стороны руководства ФАС в какой-то степени развязывает руки нефтяным компаниям.

ФАС постоянно апеллирует к Минэнерго. Но Минэнерго отстаивает интересы исключительно нефтяных компаний, оно не позволит ущемить позиции ВИНК ни на миллиметр. Минэнерго вообще никак не задействовано в организации процесса биржевой торговли нефтепродуктами. Тот совместный приказ Минэнерго и ФАС, который на начальном этапе был по каким-то причинам необходим для развития биржи, к настоящему моменту окончательно устарел.

Нужно новое - уже исключительно антимонопольное регулирование биржи. Чтобы ФАС могла получить право действовать на топливном рынке и регулировать его в соответствии с реалиями, и не оглядываться на Минэнерго, которое защищает интересы нефтяников. ФАС имеет для этого все возможности. Конечно, ответственности у нее будет больше, но и полномочий тоже. Кто как ни антимонопольное ведомство должно стремиться создавать условия для развития конкурентного топливного рынка.

- Предлагаете исключить Минэнерго из процесса координации биржевой торговли топливом?

- У ФАС и Минэнерго прямой конфликт интересов. Задача ФАС, по сути, ограничивать нефтяные компании, а Минэнерго защищает интересы нефтяников. Как сочетать теплое с мягким? Они и не сочетаются.

Свежий показательный пример: цены на дизельное топливо на бирже беспрецедентно росли более месяца, на СПбМТСБ остро ощущалась нехватка продукта, "Российский топливный союз" (РТС) в итоге обратился к президенту РФ с просьбой навести порядок на оптовом рынке нефтепродуктов. И на этом фоне представители Минэнерго заявили, что по итогам года ожидается даже небольшой рост производства топлива, в целом ведомство не видит проблем на топливном рынке, дефицита нет. Мне кажется, это яркое подтверждение абсолютного незнания ведомством того, что происходит на рынке.

Биржевая торговля топливом - это поле деятельности ФАС и Центрального банка, наличие третьего регулятора в лице Минэнерго (и нефтяного лобби) мешает ее развитию. Мы считаем целесообразным, чтобы ФАС получила больше полномочий и самостоятельно сконцентрировалась на регулировании биржевых торгов топливом и подготовила новую нормативную базу, соответствующую реалиям современного рынка.

Эту идею СПТР пока не выносил на открытое обсуждение. Она впервые озвучивается в этом интервью. Мы считаем, что она имеет право на существование, и в ближайшее время выйдем с соответствующим предложением.

- Вы упомянули письмо "Российского топливного союза" на имя президента. РТС и СПТР представляют сообщества независимых участников. Почему вы не действуете сообща?

- Действительно, на рынке топлива России работают два крупных объединения независимых участников: это СПТР, объединяющее трейдеров, и "Российский топливный союз", в который входят, в основном, розничные игроки. И в целом мы близкие родственники: в РТС есть участники, которые покупают топливо и крупным, и мелким оптом, а в СПТР у многих есть розничные активы. Но, к сожалению, у нас остаются некоторые вопросы, по которым мы пока не можем найти общий язык, на подсознательном уровне действуют противоречия между РТС и СПТР.

Розничные игроки почему-то считают, что трейдеры мешают им жить. Это очень недальновидная позиция. Ведь если трейдеров не будет, конечным потребителям станет только хуже. Мы для розничников помощники, потому что имеем возможность торговать на бирже. К тому же, трейдеры тоньше чувствуют тенденции рынка и могут подсказывать розничникам верное бизнес-поведение. То же самое в обратную сторону: не будет розничников, не будет трейдеров, ибо нам некому станет поставлять топливо. Трейдеры заинтересованы, чтобы у их клиентов в рознице все было хорошо. РТС и СПТР - взаимовыгодные партнеры.

Еще такой момент: часто можно услышать мнение, что это трейдеры как перекупщики завышают цену на товар и тем самым разогревают рынок. Но это в корне неверно. У трейдера всегда есть огромный противовес - нефтяные компании, которые продают на бирже почти 100% топлива. Огромные объемы продают сбытовые дочки нефтяников. И трейдеру никогда не удастся продать дороже, чем нефтяная компания. У посредника никто не купит, если он не предложит более выгодные условия сотрудничества, чем производитель.

Трейдеры играют на неэффективности и неповоротливости нефтяной компании, и умудряются на этом заработать какие-то деньги. Трейдеры являются профессиональными участниками рынка и, основываясь на глубоком анализе рынков в интересах конечного потребителя, ищут способы наиболее выгодного приобретения нефтепродуктов. Мы всегда выступаем в интересах конечного потребителя. И находимся в оппозиции вертикально-интегрированным компаниям, а уж никак ни в оппозиции к другим независимым участникам рынка.

- А как вы оцениваете саму инициативу РТС с письмо к Владимиру Путину?

- СПТР приветствует эту инициативу РТС. Наши коллеги не побоялись написать главе государства о той огромной проблеме, которая существует на топливном рынке. Все видят, как разоряются независимые владельцы топливных сетей, в письме совершенно правильно описана сложившаяся ситуация. Просто на фоне бездействия регуляторов РТС не видит другого выхода, кроме как написать письмо главе государства.

Очень жаль, что РТС не обсудило с другими независимыми участниками рынка формат письма к президенту. Мы, например, считаем, что в письмах такого масштаба необходимо изложить свои предложения по регулированию рынка. Не стоит отдавать на откуп кому-то решение проблемы, надо предлагать конкретные конструктивные механизмы по изменению ситуации. Как раз у СПТР такие конкретные предложения есть, о них я сказал выше, и мы могли бы выступить с РТС единым фронтом. СПТР планирует обратиться к РТС с предложением объединить усилия в этой борьбе.

Потому что если независимым участникам рынка не удастся достучаться и докричаться, и в регулировании биржевой торговли ничего не изменится, то страна придет к тому, что у нас будет одна компания - производитель и одна компания - продавец. И регулируемое ценообразование, а это отсутствие рынка, возврат к Госплану.

Подумайте, как это скажется на потребителях? Каждый из нас должен четко понимать: если он платит за бензин дороже 40 рублей за литр - это он из своего кармана оплачивает бездействие регуляторов, которые в своем родном государстве не в состоянии организовать работу рынка так, чтобы цена на топливо формировалась рыночным путем. Сегодняшняя модель ценообразования способствует исключительно росту цен на топливо. Ее надо менять в пользу рынка.

СПТР выступает за то, чтобы топливный рынок был и развивался. Партнерство готовит обращения на имя председателей президентской и правительственной комиссий по ТЭК, а также на имя премьер-министра с просьбой настроить слаженную работу регуляторов рынка - ФАС, Минэнерго и ЦБ. Надеемся, что на ближайшем заседании правительственной комиссии будет уделено достаточно внимания развитию российского рынка нефтепродуктов, и политическая воля окажется именно на стороне развития рынка.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });