ВС РФ разрушил практику санкций ФАС для не раскрывающих условия контрактов ритейлеров

Верховный суд удовлетворил требования торговой сети, которую оштрафовали за отсутствие на сайте информации для потенциальных поставщиков

ВС РФ разрушил практику санкций ФАС для не раскрывающих условия контрактов ритейлеров
ВС РФ разрушил практику санкций ФАС для не раскрывающих условия контрактов ритейлеров
Фото: panthermedia/vostock-photo

Москва. 11 января. INTERFAX.RU - Верховный суд РФ удовлетворил требования торговой сети, которую Федеральная антимонопольная служба оштрафовала за отсутствие на сайте положенной по закону информации для потенциальных поставщиков. Кодекс об административных правонарушениях ничего не говорит о такой возможности, но служба прибегла к его расширительному телеологическому толкованию, и до последнего времени суды ее поддерживали. Но теперь такое окно возможностей закрыто.

С 15 июля 2016 года российские ритейлеры и их поставщики продовольственных товаров обязаны размещать на своих сайтах информацию об условиях отбора контрагента и о существенных условиях такого договора - это устанавливают части 1 и 2 статьи 9 закона о торговле, скорректированные законом №273-ФЗ. Ранее у потенциальных партнеров были еще один способ получения такой информации: ее надо было присылать в ответ на запрос.

Сразу же после вступления в силу поправок ФАС начала проверки. К федеральным торговым сетям в этом отношении у нее претензий не было, чего нельзя сказать о региональных и муниципальных. "У многих (из них) отсутствуют официальные сайты в сети интернет, либо не обеспечивается раскрытие информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора на своем сайте", - говорилось в докладе ФАС, который был опубликован в декабре 2017 года. Всего служба выявила 154 нарушения в 42 регионах Российской Федерации.

Последовали и санкции. Управления ФАС начали штрафовать ритейлеров, применяя часть 1 статьи 14.41 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает штраф в размере до 500 тыс. рублей. Но проблема в том, что охранительная норма не поменялась после корректировки регулирующей - закона о торговле. КоАП по-прежнему предусматривает наказание за "непредоставление (. . .) запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора", а не за отсутствие соответствующей информации на сайтах сетей и их поставщиков в интернете.

Телеология ФАС

Представитель ФАС не ответил на вопрос "Интерфакса", как служба с юридической точки зрения объясняет возможность наложения штрафов по этой статье КоАП. В уже упоминавшемся докладе служба обращала внимание на "некорреспондирующиеся" нормы закона и КоАП, а также говорила о необходимости скорректировать кодекс, чтобы "привести (его) в соответствие" с нормами торгового законодательства.

Позицию службы можно попробовать оправдать телеологическим подходом к толкованию, считает юрист "Линии права" Кирилл Коршунов. "Видимо, антимонопольный орган исходит из того, что право, не обеспеченное механизмом защиты, а также обязанность, не предполагающая ответственности за ее нарушение, являются "голыми" и неэффективными. Поэтому контролирующий орган, исходя из того, что часть 1 статьи 14.41 КоАП должна защищать права поставщиков на получение предусмотренной информации, штрафует торговые сети за неразмещение информации в интернете", - сказал Коршунов "Интерфаксу".

Суды учли современные технологии...

До последнего времени суды с этим соглашались. Например, еще в ноябре 2017 года Третий арбитражный апелляционный суд высказал позицию, что тенденции изменения статьи 9 закона о торговле направлены на обеспечение создания прозрачного, понятного и незатратного механизма доступа к информации о порядке выбора контрагентов. Ценность информации, подлежащей размещению именно в интернете, заключается в том, что потенциальный поставщик имеет возможность, не обращаясь непосредственно в адрес торговой сети, получить всю необходимую информацию на официальном сайте. На защиту этого права, с учетом тенденций современных технологий компьютеризации и информатизации, и направлена часть 1 статьи 14.41 КоАП.

Это наиболее четкое и лаконичное объяснение сложившейся коллизии между регулирующей и охранительной нормой вместе с попыткой истолковать ее с учетом замысла законодателя, которое давали суды, отмечает Коршунов. Аналогичное объяснение, по его словам, встречается и в других судебных актах.

...для Верховного суда важнее буква закона

Но ВС РФ с таким подходом не согласился. Поломать практику позволило дело ЗАО "Холдинговая компания "Фонд" из Тюменской области, которое управляет магазинами "Тамара" и "Сват" и, по данным системы "СПАРК-Интерфакс", в 2016 году имело выручку 1,02 млрд рублей.

Региональное управление ФАС, проверив сайт этой сети, обнаружило, что на нем не опубликован договор поставки, и оштрафовало ХК "Фонд" на 150 тыс. рублей.

Тюменский ритейлер, оспаривая постановление об административном правонарушении, ссылался на период летних отпусков, из-за которых вовремя не смог обновить данные на сайте. Но суд первой инстанции отклонил доводы компании и отказал ей в удовлетворении заявления. Апелляционная и кассационная инстанции оставили это решение в силе.

Они квалифицировали отсутствие на сайте ХК "Фонд" условий договора поставки как отказ предоставить контрагенту запрашиваемую информацию, но судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) ВС в своем определении, опубликованном 26 декабря, констатировала, что выводы судов "нельзя признать правомерными". Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей КоАП, необходимо доказать, что сеть получала запрос на предоставление данных об условиях договора поставки и не предоставила эту информацию, следует из документа, но этого антимонопольщики не сделали.

Коллегия также напомнила в своем определении, что поправки в торговое законодательство, вступившие в силу в июле 2016 года (закон №273-ФЗ), сопровождались изменением и ряда охранительных норм. Однако именно часть 1 статьи 14.41 КоАП законодатель корректировать не стал. Поэтому, пришел к выводу ВС, и буквальное звучание положений кодекса, и - с учетом хода реформы - "исторический и систематический способ толкования правовых норм" исключает возможность штрафов.

Расширительное толкование норм об административной ответственности не допускается, она наступает лишь за те действия, которые прямо предусмотрены кодексом, говорится в определении. В итоге СКЭС ВС отменила решение и постановления судов нижестоящих инстанций и удовлетворила заявление тюменской сети.

Обойти "квалифицированное молчание" нельзя

Коллегия разрушила начавшую было складываться практику применения судами части 1 статьи 14.41 КоАП. Но сделала она это в точном соответствии с буквальным текстом нормы, отмечает Коршунов. ВС призвал нижестоящие суды учитывать специфику административного регулирования и строго следовать букве установленного запрета.

Терминология в сфере обеспечения доступа к информации подразумевает различение понятий "предоставление информации по запросу" и "проактивное раскрытие информации", то есть размещение в интернете или вообще в публичном доступе информации, не дожидаясь поступления запроса, отмечает старший научный сотрудник РАНХиГС, член экспертного совета при правительстве РФ Вадим Новиков. Язык статьи 14.41 КоАП недвусмысленно говорит именно о "запрашиваемой информации", а потому, по словам Новикова, определение ВС основано на буквальном смысле нормы.

ВС солидарен с позицией Конституционного суда РФ, который в своих актах неоднократно напоминал, что не может быть наказания за то, что прямо не запрещено законом (принцип nullum crimen sine lege), отмечает Коршунов. Поскольку этот принцип является конституционным, ВС, по-видимому, и пришел к выводу о его приоритете перед необходимостью защиты права поставщиков на получение информации.

Важно и то, что ВС не увидел в сложившейся коллизии ошибки законодателя и признал ее "квалифицированным молчанием". То, что статья 14.41 КоАП не была изменена одновременно со статьей 9 закона о торговле, ВС расценил как нежелание наказывать торговые сети за неразмещение информации в интернете, отмечает Коршунов. "При буквальном прочтении нормы за ней стоит логика: наказание следует за отказ от обеспечения доступа к информации, а не за отказ от выбора наиболее удобной для большинства формы доступа", - говорит Новиков.

Против использования этой самой наиболее удобной формы ритейлер ХК "Фонд", кстати, ничего не имеет. Сейчас на сайте компании доступны образцы договора поставки и документы об условиях и порядке отбора поставщиков, а также требований к ним от 2016 и 2017 годов.

Что будет делать ФАС, пока непонятно. Представитель службы к моменту публикации не ответил на вопросы, будет ли она обжаловать определение второй кассации в надзоре, скорректирует свою административную практику или будет инициировать изменение закона.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });