ЦСР предупредил о потерях в бюджете из-за низкой эффективности госсегмента в госзакупках
Москва. 14 мая. INTERFAX.RU - Потери бюджета из-за низкой эффективности госсегмента системы госзакупок (и заказчиками, и поставщиками являются органы власти, бюджетные и казенные учреждения - ИФ) могут достигать порядка 70 млрд рублей в год, следует из доклада Центра стратегических разработок (ЦСР), находящемся в распоряжении "Интерфакса".
Речь идет, в частности, об экономической не эффективности закупок госзаказчиков у госпоставщиков. "В среднем в контрактах, заключенных по итогам торгов с поставщиками G2G, снижение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на 8% меньше, чем среднее снижение НМЦК в контрактах госзаказчиков с поставщиками из частного сектора, - говорится в докладе ЦСР. - Если бы контрактные отношения, которые сейчас сложились между госзаказчиками и частным бизнесом в части конкуренции и ценовых скидок, распространить на сегмент G2G, бюджетная система смогла бы дополнительно экономить не менее 50-68 млрд рублей, или 1% от общего объема ассигнований, направляемых в госзакупки".
Помимо этого исследователи указывают на то, что бюджет дополнительно теряет порядка 10 млрд рублей на формальных расходах, связанных с организацией закупочной деятельности в госсегменте системы госзакупок. Речь идет, в частности, о затратах на проведение квазиторгов, под готовку и размещение закупочной документации, обязательное обучение специалистов контрактных служб и членов закупочных комиссий.
По оценке ЦСР, в настоящее время в госсегменте системы госзакупок действуют 95 тыс. организаций, из которых 73 тыс. выступают преимущественно в качестве госзаказчиков, и 22 тыс. являются поставщиками. В год в этом сегменте заключается 360-400 тыс. контрактов на сумму 550-670 млрд рублей (9-13% от общего объема госзакупок).
В докладе ЦСР отмечается, что большая часть закупок в госсегменте осуществляется у безальтернативных поставщиков. "87% по количеству и 80% по стоимости G2G-контрактов заключаются с единственным поставщиком, - говорится в докладе. - Показатели в два раза выше, чем в целом по госзаказу, где они составляют 29% и 25% соответственно. Доля электронного аукциона - 21% по количеству и 25-30% по стоимости контрактов, что в два-три раза ниже, чем по госзаказу, где эти показатели составляют 58% и 55-60% соответственно".
При этом исследователи подчеркивают, что значительная часть таких контрактов (58% по количеству и 55% по стоимости) заключается по результатам несостоявшихся закупочных процедур (квази-торгов).
"Сектор G2G - это госзакупки у единственного поставщика, - отмечается в материалах ЦСР. - Провалы рынка заставляют государственный аппарат делать то, что частный предприниматель делать не может или не хочет".
В настоящее время наибольший объем бюджетных средств перераспределяется внутри госсектора посредством закупки государством у государственных же структур научных исследований и экспериментальных разработок (около 150 млрд рублей в год), строительных работ, услуг ЖКХ, услуг по обслуживанию зданий и территорий, услуг здравоохранения и образования.
Однако, по оценке исследователей, госсегмент уже вышел за пределы названных сегментов экономики и за счет своих особенностей (в том числе, привязка конкретного госзаказчика к конкретному госпоставщику) вытесняет частный бизнес из тех сегментов экономики, где действуют рыночные условия и отсутствует необходимость в элементах, призванных закрыть "провалы рынка".
"Государство в лице административных структур осуществляет коммерческую деятельность на 84 из 88 продуктовых рынков госзаказа, - подчеркивается в исследовании. - Административная система (связка госзаказчика с госпоставщиком - ИФ) теснит бизнес в поставках продукции пищевой промышленности, в общественном питании, в обслуживании зданий и инженерных услугах, в поставках разнообразной готовой продукции, на транспорте и в иных традиционно рыночных областях. Госсектор соперничает с бизнесом в сфере информационных технологий и услуг, в информационном бизнесе и массовых коммуникациях".
По оценке ЦСР, для решения названной проблемы необходимо провести разделение системы госзакуопк.
"Там, где рыночные механизмы не работают, надо выстроить административную вертикаль с неукоснительным соблюдением требований госзаданий, - отмечается в докладе. - Контракт <...> не является институтом управления госсектором экономики. Его место, вероятно, должно занять государственное задание, отличающееся от контракта рядом существенных особенностей (обязательность выполнения, директивное определение состава и размера финансового обеспечения, особый порядок налогообложения и отчетности)".
В тех сегментах экономики, где сложился рынок или существуют серьезные предпосылки для его формирования, госорганы должны стремиться к полноценным контрактным отношениям с частным бизнесом.
"Рыночная трансформация возможна в поставках пищевых продуктов и кейтеринге, где поставщики-G2G заключают в год контракты общей стоимостью не менее 24 млрд рублей, строительстве административных зданий, вокзалов и иных гражданских объектов (100 млрд рублей), предоставлении складских и вспомогательных транспортных услуг (30 млрд рублей), - полагают исследователи. - Изменения должны затронуть и другие рынки, поскольку госорганы стали активными оптовыми покупателя и продавцами. На наш взгляд, нужно сократить возможность свободной, беспрепятственной коммерческой деятельности государственных организаций на рынках стандартной, готовой продукции".