Глава СПбМТСБ: биржевые цены стали ориентиром рынка топлива, это нужно сохранить и развивать

Президент Петербургской товарно-сырьевой биржи рассказал о развитии рыночных основ в условиях усиления госрегулирования в топливном секторе

Глава СПбМТСБ: биржевые цены стали ориентиром рынка топлива, это нужно сохранить и развивать
Президент СПбМТСБ Алексей Рыбников
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 13 декабря. INTERFAX.RU - Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ, в английской транскрипции SPIMEX) недавно отметила юбилей - 10 лет. На юбилейный год пришлась череда ценовых кризисов на рынке нефтепродуктов, ключевом для СПбМТСБ. О том, как биржа развивает рыночные основы в условиях усиления госрегулирования в топливном секторе, о задачах интеграции биржевых услуг и транспортной составляющей, а также о новой стратегии биржи в интервью "Интерфаксу" рассказал президент СПбМТСБ Алексей Рыбников.

- Все эти 10 лет СПбМТСБ проработала в Москве. Никогда не думали о ребрендинге, чтобы, например, появилось слово Russia в названии?

- Думаю, вносить изменения в название сейчас не стоит - бренд СПбМТСБ стал хорошо узнаваем, несмотря на сложную аббревиатуру из семи согласных букв. Для иностранных коллег тоже однозначно понятен английский вариант названия, он звучит удобнее - "SPIMEX". Для этого на внешних рынках пришлось приложить усилия, потратить 3-4 года, чтобы SPIMEX стала хорошо известна мировым игрокам нефтяного рынка, в том числе нефтетрейдерам.

Ребрендинг будет, но только логотипа биржи. Хотим обновить его, потому что за десятилетие он морально устарел. Мы сохранили историческую связь со старым логотипом, в его основе останется символика биржевого индекса. Сегодня СПбМТСБ - это высокотехнологичная организация, прежде всего цифровая платформа. Биржа и все вокруг нее - клиринг, расчеты, торговая площадка - работает в режиме сквозной электронной обработки информации, бумаги минимум. В новый логотип вложены именно такие идеи.

- Даже президент России признает, что в стране усиливается процесс огосударствления. Как бирже отстоять свои позиции, если госрегулирование превалирует над экономическими правилами рынка?

- Биржа изначально создавалась по инициативе государства, поскольку конкурентный рынок в некоторых отраслях развивается и поддерживается методами госрегулирования. Была поставлена цель: сначала на рынке нефтепродуктов, а потом и на других рынках развивать биржевую торговлю. На топливном рынке, безусловно, прогресс максимальный.

Сейчас наши индексы на топливо основаны на реально заключаемых сделках, они стали стандартом, ориентиром. Мы долго шли к этому, многое преодолели, и в конце концов добились доверия - к участникам торгов, к качеству расчетов, к ценовым показателям. Это важное завоевание, его нужно сохранить и развивать.

- Насколько соглашение правительства и нефтяников по заморозке оптовых цен может сказаться на работе СПбМТСБ?

- Цены на нефтепродукты - остросоциальная тема, поэтому внимание правительства к этому вопросу понятно. В то же время рынок исходит из того, что принятые в ручном режиме решения будут действовать в ограниченный период времени. С изменением рыночной ситуации установленные максимальные цены на бензины стали мешать снижению цен в мелком опте, хотя биржевые индикаторы снижались.

Интересно, что у регуляторов (ФАС, Минэнерго, Банк России) и у участников рынка единое понимание, что многие проблемы связаны с недостаточным предложением товара на торгах. Поэтому биржа считает целесообразным уже в ближайшее время увеличить рекомендуемые объемы продаж топлива в рамках совместного приказа ФАС России и Минэнерго России.

Мы также рассчитываем на участие в торгах всех российских ВИНК и крупнейших производителей нефтепродуктов.

В условиях обострения ситуации на рынке мы оперативно приняли программу мер, часть из которых носит краткосрочный характер, но многие направлены на дальнейшее развитие прозрачности биржевой торговли.

- Некоторые участники рынка считают предложения СПбМТСБ ужесточением биржевой торговли...

- За 10 лет биржевой рынок нефтепродуктов достиг определенной зрелости, поэтому переход на более высокий уровень регулирования и надзора за его надлежащим функционированием можно считать оправданным.

Биржей приняты меры по совершенствованию правил торгов нефтепродуктами, направленные на повышение устойчивости рынка. Вводятся повышенные ставки денежного обеспечения и размера неустойки для трейдеров при продаже бензина и дизтоплива на базисах поставки франко-станция отправления НПЗ. Внесены изменения в правила допуска, запрещающие некоторым категориям участников торгов осуществлять реализацию товара в денежное обеспечение, введены штрафные санкции за любые формы отказа от исполнения биржевого договора поставки. Повышена плата за сверхнормативные заявки, не приводящие к заключению сделок.

Мы вводим новые практики, которые в дальнейшем станут регулярными. Проводятся выездные проверки участников торгов, они будут планомерно продолжаться, в том числе в регионах. По результатам выявленных нарушений биржей уже принимаются меры: так, на данный момент от торгов отстранены три компании, а еще двум вынесены официальные предупреждения.

Биржа направила регуляторам дополнительные предложения по совершенствованию организованных торгов на товарном рынке. Мы предлагаем рассмотреть вопрос о предоставлении Банку России надзорных функций за участниками торгов, введении обязательного лицензирования брокерской деятельности на товарном рынке, предоставлении бирже права прекращать или приостанавливать доступ к торгам без возможности взыскания убытков. Уделяем большое внимание и технологической составляющей нашей работы. Так, рынок благоприятно воспринял наши предложения в отношении введения новых режимов торгов, в частности, дискретных аукционов, в целях обеспечения равнодоступности товара для всех участников.

Все эти меры служат одной цели - обеспечению стабильного и предсказуемого функционирования топливного рынка.

- Если исходить из того, что усиление госрегулирования на топливном рынке - временное явление, и биржевая торговля топливом продолжит развитие, какие задачи на рынке топлива СПбМТСБ ставит для себя на ближайшую перспективу?

- Мы видим хороший потенциал от введения в цифровой периметр биржи транспортного элемента, обеспечения его связки с организацией торгов. Это даст возможность не только предоставления дополнительных сервисов участникам рынка, но и позволит отслеживать исполнение сделок.

Положительный опыт работы в этом направлении мы уже имеем. Это реализованная совместно с группой "Газпрома" (MOEX: GAZP) организация биржевой торговли природным газом, единая с организацией транспортировки газа. Это и проект с "Транснефтью" (MOEX: TRNF) - оператором товарной поставки на нефтепродуктовом рынке. В таком же ключе ведется работа и с РЖД.

Еще одно направление - создание биржевого индикатора в Московском авиационном узле (МАУ). Сейчас уже формированы все условия для создания этого важнейшего для гражданской авиации отраслевого индикатора. Торговля авиационным керосином в МАУ проводилась и раньше, но теперь в ней появятся новые элементы. Так, по пожеланиям авиакомпаний, право собственности на товар будет переходить в резервуаре ТЗК аэропортов, а объемы, продаваемые на этих условиях на МАУ, для доминирующих нефтяных компаний будут учитываться в норматив совместного приказа. Такое решение после обсуждения с участниками рынка уже прорабатывается в ФАС России. Надеемся, что сразу после нового года механизм будет запущен.

- И насколько эффективно биржевые инструменты могут помочь авиакомпаниям, которые жалуются на резкий и непредсказуемый рост цен на авиакеросин?

- Давайте посмотрим: планирование доходов за счет продаж билетов авиакомпаниями осуществляется за несколько месяцев. Совершенно очевидным решением проблемы является фиксирование уровня будущих расходов через применение механизмов управления рисками. И мы как биржа готовы предложить авиаперевозчикам такие инструменты - фьючерсы на индекс цены авиакеросина на Московском авиационном узле. Cчитаем, что такой инструмент поможет им спланировать свои расходы на топливо на несколько месяцев вперед, осуществлять долгосрочное планирование экономики бизнеса авиаперевозок.

Кроме того, хороший потенциал мы видим в развитии поставочных фьючерсных контрактов на бензин и сжиженные углеводородные газы (СУГ). В июле текущего года на бирже стартовал поставочный контракт на Регуляр-92 с базовой точкой ценообразования (ж-д. станция Аллагуват, Башкортостан). Фьючерс запущен вместе с нашим партнёром ООО "Газпром межрегионгаз", эта компания выступает поставщиком товара. Инструмент дает возможность вести торговлю с поставкой практически в любую точку страны, хеджировать ценовые риски на три месяца вперед (впоследствии планируем увеличить горизонт торговли). Динамика торгов контрактом летом и осенью нас вполне удовлетворила.

А в октябре запущен сходный инструмент - фьючерс на СУГ с базовой точкой ценообразования - станция Сургут, он сразу же привлек высокий интерес участников этого сегмента рынка. В итоге мы видим, что компании и организации, привыкшие до этого покупать нефтепродукты с немедленным исполнением, постепенно осознают преимущества в возможности зафиксировать цену на будущее.

Мы надеемся, что рост интереса к поставочным фьючерсам сохранится, но важным условием для этого является предсказуемость ценообразования на рынке нефтепродуктов. При вмешательстве государства в этот процесс экономически обоснованные прогнозы о будущих ценах на товары становятся затруднительными, и это снижает привлекательность срочных инструментов.

- СПбМТСБ сейчас разрабатывает долгосрочную стратегию. Какие приоритеты расставляете?

- Напомню, что предыдущая стратегия СПбМТСБ одобрялась на трехлетний период, поставленные задачи в целом выполнены. Построен полноценный холдинг, включающий биржу, клиринговую организацию и электронную торговую площадку. Мы превысили те финансовые показатели, которые были сформулированы советом директоров и акционерами, реализовали основные проекты, предусмотренные на данный период.

Не все, конечно, удалось полностью реализовать. Мы, например, прогнозировали, что гораздо быстрее пойдет развитие срочного рынка, но общеэкономические факторы оказали свое воздействие. Те же самые меры ручного управления - такие риски рынок просто не в состоянии просчитать, и желания хеджироваться в таких условиях не возникает. Думаю, что по сегменту срочного рынка какое-то время уйдет на восстановление доверия. Кроме того, надеялись также на более существенное продвижение в развитии торгов российской экспортной нефтью...

Сейчас подготовлен новый документ - долгосрочная стратегия, рассчитанная уже на 5 лет. Главный приоритет - создание сервиса "одного окна" для различных товарных рынков. Многоотраслевая цифровая платформа сведет вместе все наши продукты для спотового, срочного и внебиржевого рынков. Это поможет участникам торгов находить наилучшие решения по всем вопросам, связанным с продажей, покупкой, перемещением, страхованием товара и другими сопутствующими услугами. Планируем представить новую стратегию на рассмотрение Советом директоров в ближайшее время, и после этого о стратегии можно будет рассказать более подробно.

- Вы отметили, что не все ожидания оправдались в развитии торгов российской экспортной нефтью. Почему до сих пор не удается изменить отношение отечественных нефтяников к фьючерсу на экспортный Urals? Они совсем никаких выгод для себя не видят?

- Поставочный контракт на российскую экспортную нефть - это полностью экономически оправданный проект, как с точки зрения доходов бюджета страны, так и с точки зрения доходов компаний. Но самое главное, это очень правильная история с точки зрения определения места нашей страны в системе мирового нефтяного ценообразования.

Компании осторожничают, прикрываются секретностью и коммерческой тайной проводимых ими тендеров на нефть. Только вот иностранные ценовые агентства уже на следующий день публикуют стоимость российских контрактов, получая информацию у контрагентов наших компаний. То есть на деле цену реализуемой российскими нефтяными компаниями нефти формируют не они, а крупные международные нефтетрейдеры.

СПбМТСБ предлагает отечественным нефтяным компаниям проводить электронные тендеры по продаже нефти на базе торговой платформы биржи. Прозрачность и стандартизация процедур, вместе с доверием к нашей площадке могут расширить доступ к российским нефтяным потокам новым категориям покупателей, повысить степень конкуренции на тендерах.

Не могу не привести пример "Зарубежнефти". Компания первой запустила через биржу торги нефтью на внутреннем рынке. Она же стала первой проводить на нашей электронной торговой площадке свои тендеры по поставке нефти на экспорт. В результате притока покупателей компания смогла повысить цену реализации нефти и на внутренний рынок, и на экспорт. А сейчас мы видим, что руководство серьезно работает над созданием трейдингового бизнеса в группе "Зарубежнефти".

Недавно на электронную торговую площадку "ТЭК-Торг" (входит в состав биржи - ИФ) вышла "Удмуртнефть" (MOEX: UDMN) (контролируется "Роснефтью" (MOEX: ROSN) - ИФ). Так что надеемся, что и для "Роснефти" этот процесс пошел. Я верю в то, что все нефтяные компании России в итоге перейдут на электронные торги нефтью. Тем более, что в плане ФАС четко прописано: распространить практику единых тендерных процедур, срок - I-II квартал 2019 года.

Аналогичные посылы содержатся и в указе президента, национальном плане развития конкуренции и правительственных отраслевых дорожных картах.

- Переход российских НК на открытые тендеры может стать переломным моментом в продвижении фьючерса на Urals?

- Это станет важным шагом в сторону повышения прозрачности ценообразования на рынке российской экспортной нефти. Мы не делаем ставку только на этот продукт и параллельно работаем в нескольких направлениях.

Во-первых, мы не отказываемся от планов развития торгов поставочными фьючерсами. С позиции качества ценообразования использование поставочного фьючерса - самый лучший механизм. Он прозрачен и понятен всему миру. По такой схеме работают международные биржи. Мы прекрасно понимаем, что у российских компаний очень много нефти продано по долгосрочным контрактам, свободной нефти мало, нечем исполнять поставочный фьючерс. Но, тем не менее, периодически свободная нефть появляется, а потому тема тестовой поставки по фьючерсу остается актуальной.

Второй момент. Осторожная позиция нефтяных компаний в отношении поставочного фьючерса заставила нас обратить внимание на альтернативные подходы. Сейчас работаем над запуском расчетных фьючерсов на нефть сорта Urals. Расчетный контракт позволит создать требуемую ликвидность за счет привлечения на рынок широкого слоя клиентов - не только нефтяных компаний, но и участников финансового рынка, банков, а также арбитражеров и частных инвесторов.

С расчетным фьючерсом главная задача состоит в создании базисного актива - индекса, отражающего стоимость российской экспортной нефти. Важно, чтобы этот индекс был привязан к реальным сделкам с физической нефтью, совершаемым российскими нефтяными компаниями.

Сейчас мы ведем работу над таким индексом, к работе привлечены участники рынка и регуляторы. Одновременно у нас есть планы расширения клиентской базы будущего расчетного фьючерса за счет подключения к торгам срочного рынка Московской биржи, ведем с коллегами переговоры по данному вопросу.

- В этом году биржевая торговля газом впервые снижает обороты. Есть у вас ощущение, что интерес к торгам газом потеряли не только участники торгов, но и государство? И что в этом случае может предпринять СПбМТСБ?

- Базовые вещи для организации торговли газом СПбМТСБ сделала. Газ сейчас торгуется в реалиях действующих нормативных документов. Чтобы двигаться дальше, надо менять ряд постановлений правительства, корректировать совместные приказы Минэнерго и ФАС, принимать жесткие административные меры. Если в свое время государство не стеснялось сделать это на рынке нефтепродуктов, то чего стесняться на рынке природного газа? Конкретные действия относительно развития биржевой торговли газом также прописаны в национальном плане и в "дорожной карте" развития конкуренции в России, ничего изобретать не надо. Нужна только политическая воля все это реализовать.

Кстати, в свое время сроком либерализация рынка газа был указан 2017 год. А на подходе уже создание общего рынка газа стран ЕАЭС. Только что лидеры ЕАЭС согласовали программы формирования общих рынков нефти и газа. Там, конечно, сроки более длинные, но мы-то никак со своим внутренним рынком разобраться не можем!

- Биржа объявила, что работает над проектом перепродаж на газовом рынке...

- Перепродажи станут очень аккуратным шагом в сторону внедрения системы коммерческой балансировки. После того, как отработаем нормативные, юридические и технологические нестыковки, сможем поднять тему балансировки в более широком плане. Сначала балансировка по отторгованным на бирже, но не выбранным объемам, потому что определенная доля неисполнений по биржевым договорам на рынке газа присутствует. Затем рассчитываем заняться балансированием внебиржевых объемов с использованием биржевой балансировки.

В целом программа действий просматривается хорошо. Но надо будет решить ряд принципиальных вопросов. В том числе введение в технологическую схему торгов балансирующего покупателя и продавца, чтобы в любой момент времени несбалансированные объемы можно было бы кому-то продать или у кого-то купить.

И параллельно рассчитываем, что завершится история с созданием оператора товарных поставок на рынке природного газа, которым выступит компания группы "Газпрома". Здесь ждем выхода нормативного документа Банка России, определяющего, что оператор товарных поставок может работать не только на основании договоров хранения, но и в других случаях, учитывающих особенности поставки природного газа.

С "Газпромом" мы многие противоречия сняли, он сейчас выступает реальным союзником не только в развитии биржевой торговли, но и в стратегических направлениях совершенствования рынка газа. Другие участники торгов либо осторожны, либо откровенно противодействуют. Зачастую коммерческая деятельность компании ставится в приоритет по сравнению с государственными задачами развития рынка.

- Но от перепродаж до коммерческой балансировки, о которой так много говорилось, достаточно далеко...

- Подчеркну несколько вещей, связанных с эффектом от коммерческой балансировки. Это стопроцентное исполнение договоров поставки и сокращение издержек производителей и поставщиков по управлению невыбранными объемами, отмена принципов "бери - или плати". Это же касается принципа перебора/недобора газа (+20/-10), когда покупатель может приобрести на 20% газа больше плановой суточной нормы или недобрать 10% без штрафов. Как известно, этот принцип приводит к избыточному заявлению объемов в ГТС, нарушает рыночный баланс, влияет на дефицит газа для биржевых торгов.

Однако система балансировки будет работать при объеме биржевых торгов не менее 10% от потребления в промышленности и электрогенерации. Такой уровень продаж производителями и предусмотрен проектами нормативных актов. При этих показателях можно обеспечить начальную ликвидность, которая снизит волатильность цен на биржевых "суточных" торгах, объемы которых должны по крайней мере вдвое превышать объемы реализуемой "невыборки". Несбалансированные объемы на внебиржевом рынке - это 50-80 млн кубометров в сутки, а дневные торги на бирже с поставкой "на сутки" - в среднем за 2018 год - 7,5 млн кубометров.

Еще один необходимый для рынка инструмент - месячные контракты на год вперед, их запуск также увязан с наличием ресурсов для биржи.

Биржевой рынок может помочь в решении целого ряда актуальных проблем экономики, в том числе застарелой проблемы неплатежей. Хронических неплательщиков можно было бы перевести на биржевые закупки, с использованием нашего клиринга в схеме гарантий оплаты и поставки по внебиржевому договору.

- Ранее СПбМТСБ сообщала о планах запуска экспортных торгов лесом в 2018 году. Удастся реализовать эти планы до конца года?

- Тема леса для нас очень важна, потому что затрагивает огромную часть территории Российской Федерации, имеет большие перспективы. И, самое главное, она очень правильная: переход взаимоотношений в лесной сфере в прозрачную плоскость означает конкретные деньги для государственных учреждений и проводимых ими мероприятий по сохранению леса, налогов в местные бюджеты и т.д.

Этот рынок сложен, потому что он сильно сегментирован. Да и участники далеко не всегда рады появлению открытых торгов. Тем не менее, торги развиваются. Сейчас они проводятся на базисах девяти регионов, которые имеют более 70% запасов леса страны, а в следующем году участвующие в торгах регионы будут иметь до 90% запасов леса. В этом году на СПбМТСБ впервые было продано более миллиона кубометров лесоматериалов, что дало нам возможность начать рассчитывать отдельные ценовые индикаторы. В ближайшее время мы начнем их регулярную публикацию.

В 2018 году биржа делала основной упор на развитие торгов на внутреннем рынке. Что касается экспорта, то пока не приняты необходимые изменения, связанные с распределением квот. Сейчас квоты на экспорт круглого леса распределяются в соответствии с утвержденной Минпромторгом методикой по историческому принципу. Кто в прошлом году экспортировал, тот и получает квоту на этот год, не важно, есть у него свой ресурс или нет. Еще один важный момент - выделяемая квота используется менее, чем на 50%.

Наше предложение состоит в том, чтобы неиспользуемую часть экспортной квоты выделять участникам торгов, заключающим экспортный контракт на бирже. Кроме того, по биржевым экспортным сделкам нужно обеспечить "зеленый коридор" при их оформлении и последующей поставке товара. Ведь биржевая сделка предполагает жесткую процедуру поставки, в том числе и по срокам. Работаем с профильными ведомствами и надеемся, что в 2019 году торги с поставкой древесины на экспорт будут запущены.

Лес - это не только древесина, но и грибы, ягоды, орехи и другие полезные продукты, которые объединены под общим названием "дикоросы". Это рынок очень интересный и перспективный. В 2018 году мы только начали разбираться в этой теме, поняли основные проблемы, дали свои предложения по их решению. Все это тоже связано с изменением законодательства. Мы рассчитываем, что в следующем году начнется процесс этих изменений. Результатом должен стать прозрачный цивилизованный рынок, в который логично будет встроена биржевая площадка.

- Почти за год с момента старта тестовых торгов карбамидом была фактически заключена только одна сделка. Видит ли СПбМТСБ хоть какие-то перспективы на рынке минеральных удобрений?

- Основной задачей пилотного проекта было проверить техническую и организационную готовность участников торгов и при этом не подвергать угрозе проведение посевной кампании. Поэтому в качестве биржевого товара в рамках пилотного проекта был выбран карбамид марки Б, так как его производят большинство производителей, но при этом его доля в общих поставках минеральных удобрений на внутренний рынок составляет всего 4%.

С этой точки зрения пилотный проект отработан успешно. Крупнейшие производители минеральных удобрений вышли на биржевые торги, отработали базисы продаж и поддерживают регулярное предложение на них.

Однако для удовлетворения потребностей сельхозпроизводителей в минеральных удобрениях одного карбамида марки Б недостаточно. Поэтому планируется расширить линейку биржевых товаров наиболее востребованными минеральными удобрениями: аммиачной селитрой, аммофосом, NPK и пр. Затем совместно с производителями и отраслевыми союзами проведем активную маркетинговую работу для выхода покупателей на биржу.

Конечно, сельскохозяйственные потребители - народ консервативный, на освоение биржевых технологий им потребуется время. У нас вообще все проекты непростые и, как правило, долгоиграющие. Но мы не боимся экспериментировать.

- Какие еще эксперименты планируете?

- Будем экспериментировать на рынке угля. Уже о многом здесь договорились, есть общее понимание и программа действий. Это будет очень интересная история. Если раньше мы слышали от представителей отрасли, что на рынке угля со спотом ничего не получится, и ориентиром станет срочный рынок, то сейчас склоняемся к тому, что надо пробовать именно спот. В качестве пилотного проекта планируем запустить торги наиболее распространенным и востребованным энергетиками длиннопламенным углем.

Отрасль сегодня очень активно развивается, и мы как биржа, как инфраструктура, должны предложить ей самые передовые и современные технологии.

- ФАС одобрила ходатайство ВБРР о покупке у СПбМТСБ 49% клиринговой компании РДК. Зачем бирже продавать долю в клиринговой компании, которую она купила всего год назад?

- Приобретая клиринговую организацию, которая обслуживает торги на бирже, мы действовали в соответствии с поставленными акционерами и советом директоров целями и задачами. Это и создание единой цепочки обслуживания клиентов биржевых торгов (торги-клиринг-расчеты), и реализация синергий работы в едином холдинге, в том числе управленческие и технологические.

Важное значение имели и финансовые аспекты объединения в единый холдинг. Прошедший со времени сделки год показал правильность принятых решений. Мы снизили общий уровень затрат клиринговой организации почти на 30%, одновременно уложившись в утвержденные рамки биржевого бюджета. Повысилось удобство работы наших клиентов, которые теперь обслуживаются единой клиентской службой. Существенно выросли финансовые показатели холдинга СПбМТСБ и так далее.

Предложение от ВБРР не первое и, думаю, не последнее, которое мы получаем в отношении продажи доли в компании биржевого холдинга. При рассмотрении таких предложений совет директоров учитывает многие аспекты. Конечно, цена имеет значение, но это далеко не единственный фактор.

Реалистично ли достичь договоренности с ВБРР таким образом, чтобы акционеры и совет директоров поддержали эту сделку? Пока мы на основании поручений совета директоров пытаемся понять, насколько возможно выстроить правильную конфигурацию взаимоотношений с потенциальным новым акционером одной из компаний холдинга, и какова экономика этих взаимоотношений. А вообще мы к партнерствам относимся очень положительно, при условии, что они несут пользу обеим сторонам.

- Биржа развивается, появляются новые рынки и перспективы, а состав акционеров СПбМТСБ много лет не меняется. Есть ли какие-то предпосылки, что он, возможно, претерпит изменения в будущем?

- По мере реализации стратегии мы, возможно, выйдем на новом уровне на вопросы, связанные с корпоративным управлением, форматом устройства биржи, может быть, даже начнем обсуждать тематику IPO. Предпосылок для подготовки ускоренного выхода на IPO мы пока не видим, и акционеры не ставят перед нами таких задач.

Однако в последние годы мы фиксируем повышение внимания акционеров к работе биржи в целом, к участию в органах управления, прежде всего - в совете директоров. Одновременно и регуляторы предъявляют повышенные требования к качеству корпоративного управления. Это касается и темы независимых директоров, и работы комитетов.

Все эти факторы говорят о том, что СПбМТСБ стала важным звеном в экономике нашей страны. И, одновременно, они налагают на биржу повышенную ответственность за качество работы рынков, за развитие и продвижение конкуренции в России.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });