Бензин принес свою жертву коронавирусу, спрос подает признаки возрождения. Обзор

Бензин принес свою жертву коронавирусу, спрос подает признаки возрождения. Обзор
Бензин принес свою жертву коронавирусу, спрос подает признаки возрождения. Обзор
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Москва. 10 апреля. INTERFAX.RU - Топливный рынок очень-очень осторожно (чтобы не спугнуть) начал лелеять надежду на восстановление спроса. Точнее сказать, в текущем моменте спрос на нефтепродукты уже не пикирует вниз, а достиг локального дна и временно затих. Некоторые регионы в определенной мере ослабили режим самоизоляции, что тоже сказалось на востребованности бензина. Пока рано строить прогнозы о стабилизации - пик эпидемии коронавируса в России еще впереди, поэтому "Интерфакс" собрал, скорее, предчувствия участников топливного рынка.

Рост на фоне падения

Общая картина на топливном рынке создает противоречивые ощущения.

С одной стороны, еще недавно министр энергетики говорил, что спрос на бензин на АЗС снизился на 10-20% и надо готовиться к падению на 40%, цифры ЦДУ ТЭК подтверждали сокращение производства и поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. В пятницу данные ЦДУ вообще засвидетельствовали рекордное падение производства бензина, пришедшееся на первые дни апреля.

С другой стороны, биржевые продажи бензина демонстрируют обратное направление - они растут! А значит, спрос на бензин есть - кто-то же для чего-то его скупает.

На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на текущей неделе отмечается уверенный рост продаж Аи92 - с 6,3 тыс. тонн в понедельник до 18,14 тыс. тонн в пятницу. При этом биржевая цена на 92-й бензин стабильна всю неделю - 39,4-39,5 тыс. рублей за тонну. К пятнице СПбМТСБ вышла на докризисные объемы реализации бензина за торговую сессию.

Надежды на фоне сокращения

Конечно, в текущих непредсказуемых условиях неделя роста на бирже не показательна, но в локальном периоде можно надеяться на то, что спрос стабилизировался, высказывают надежду эксперты топливного рынка.

Независимый аналитик Виктор Костюков кроме снижения спроса и падения производства отмечает также сокращение экспорта нефтепродуктов "практически до нуля".

"Топливный рынок принес свою жертву коронавирусу - вслед за падением спроса, снизилось производство нефтепродуктов, сокращается экспорт из-за невыгодности и этого направления. Но в текущем моменте достигнуто определенное дно спроса на топливном рынке, по крайней мере, есть надежды на это. Подросшие биржевые торги, реагируют, в том числе, на данные ЦДУ ТЭК о падении производства. К тому же ждем публикации данных о выплатах демпфера за март - ожидаются ужасающие выплаты, которые нефтяники вынуждены будут заплатить в бюджет, и это может в дальнейшем сказаться на оптовых ценах", - сказал он.

На этом фоне своими наблюдениями делится глава "Российского топливного союза" Евгений Аркуша: "Несмотря на то, что спрос на заправках, конечно, ниже обычного в этот период года, однако, мы видим небольшую тенденцию его роста. Особенно в тех регионах, где менее жесткие требования самоизоляции. Биржевые продажи Аи92 на этой неделе увеличивались изо дня в день, что подтверждает восстановление спроса".

Спрос не падает, он поддерживается

Исполнительный директор ООО "Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора" (НААНС-МЕДИА) Тамара Сафонова отметила в беседе с "Интерфаксом": "На фоне глобального кризиса, вызванного снижением потребления и падением мировых цен на нефть, каждая страна будет изыскивать варианты минимизации удара по ее экономике. И если есть возможность увеличивать объёмы грузоперевозок внутри страны, то такие возможности используются. В России режим самоизоляции для ряда регионов не такой жесткий, как в Москве и Подмосковье, поэтому неудивительно, что спрос на топливо поддерживается".

По ее словам, уникальность текущего кризиса создает сложности для прогнозирования. В настоящее время эталоном оздоровления экономик, пожалуй, является Китай: 7 апреля Национальная комиссия по здравоохранению Китая заявила, что в стране впервые с января за сутки ни один человек не умер от коронавируса COVID-19. Власти Китая сняли ограничения на выезд из Уханя - города, где началась вспышка, страна оживает после пандемии.

"В России особые меры изоляции граждан. Падение экономической активности приходится на последние дни марта - апрель. И сейчас для поддержки экономики регионов возникает все больше необходимости к стимулированию роста грузоперевозок. При этом особое значение в текущих экстраординарных условиях имеет сохранение баланса между самоизоляцией населения, противодействием распространению вирусной инфекции и ростом потребления", - подчеркивает Сафонова.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });