Добрый шпион без доступа к секретам
Американская пресса пытается разобраться, как же добропорядочный семьянин, по нраву – нечто среднее между Санта Клаусом и пасхальным кроликом, оказался шпионом, работающим на Кубу
Вашингтон. 8 июня. INTERFAX.RU - После ареста в четверг бывшего сотрудника госдепартамента Кендалла Майерса, обвиняемого в шпионаже в пользу Кубы, в американской прессе появились новые детали и обстоятельства его деятельности.
"Арест 72-летнего Майерса и его 71-летней жены Гвендолин заставил их друзей долго оставаться с отвисшей челюстью, поскольку они не могли связать человека, которого описывают в обвинительном заключении с известным всем остроумным интеллектуалом", - пишет газета Washington Post. Майерсы никогда не говорили о Кубе и не намекали на свою подрывную деятельность, говорят соседи и знакомые.
Все, кто знает его, считают это непостижимым, сказал директор европейских исследований университета Джона Гопкинса Дэвид Каллео, знающий Майерса на протяжении четырех десятков лет. "Он обладает интеллектуальным любопытством и открыт разнообразным идеям", - сказал Каллео.
"Вежливый аналитик из известной семьи, который любит ходить по морю под парусом и читать интеллектуальные британские журналы, порой высказывал раздражение американской внешней политикой, но для его либеральных соседей по северо-западному району Вашингтона в этом не было ничего необычного - нас всех приводила в ужас политика Буша", - говорят соседи.
Однако гнев Майерса в отношении США не ограничивался лишь критическими взглядами в отношении прошлой администрации. В своем дневнике он написал в 1978 г., что просмотр вечерних новостей вынуждает его радикализировать жизненную позицию. Особенно в том, что касается "жадности американских нефтяных компаний, слабой системы здравоохранения в США и полной самоуспокоенности угнетенных". Во время поездки на Кубу он нашел для себя новое вдохновение в идеях коммунистической революции.
Другой сосед Майерсов по общей яхт-стоянке сказал, что, "когда услышал об их аресте для него это звучало так будто бы арестовали Санта Клауса и пасхального зайца, настолько все любили их за интеллект и благородство".
Американская пресса приводит реакцию на арест Майерса и кубинских властей. В субботу на кубинском сайте появилась фраза Фиделя Кастро утверждающего, что он "не может не восхищаться бескорыстным и смелым поведением во имя Кубы". Кендалл Майерс вырос в Вашингтоне в очень известной семье - его отец был знаменитый хирург-кардиолог, его мать Кэрол была дочерью многолетнего председателя Национального географического общества и внучкой изобретателя телефона Александра Белла. Он закончил университет Брауна и получил докторскую степень по европейской истории в университете Джона Гопкинса. Свободно владеет чешским языком и с 1959 по 1962 гг. находился в сухопутных войсках США в Германии, где занимался наблюдением за чешским эфиром. С 1977 г. преподавал в институте дипломатической службы в госдепартаменте. В 1978 г. Майерс в течение двух недель находился на Кубе.
"Сын привилегированных родителей буквально влюбился в коммунистическую революцию", - пишет Washington Post. "Всё, что я слышал о Фиделе, говорит мне о том, что он блестящий и харизматический лидер", - написал Майерс в своем дневнике. Он оказался под глубоким впечатлением экспозиции в музее кубинской революции, рассказывающей о том, как американцы пытались постоянно совершать покушения на лидеров коммунистического движения Кубы.
Вскоре Майерс перехал в Южную Дакоту, где познакомился с Гвендолин Требилкок, работавшей помощницей у сенатора Джона Абоурезка. Бывший сенатор в своей интервью американским СМИ заявил, что "всегда считал её очень хорошей женщиной. И его я тоже всегда считал очень приличным человеком", - сказал сенатор. Именно во время пребывания в Южной Дакоте, как утверждают американские власти, семейную пару и посетил представитель кубинской разведки. Он предложил попытаться устроится на работу в ЦРУ или в госдепартамент. Гвендолин позже расскажет ФБР, что они выбрали госдепартамент, потому что в ЦРУ надо проходить проверку на детекторе лжи, а "мой муж не очень хорошо умеет врать".
В последующие годы даже во время выпивок с друзьями семейная пара никогда не высказывала своего интереса к "острову Свободы". Однако по сведениям ФБР, в 1995 г. они совершил поездку на Кубу через Мексику по фальшивым документам и были приняты Фиделем Кастро.
В последнее время семейство начало нервничать и опасалось встречаться с кубинцами, скажем, в Нью-Йорке, где находится кубинская миссия при ООН, потому что за кубинскими дипломатами постоянно ведется наблюдение. Поэтому они чаще всего встречались в третьих странах, таких как Бразилия, Эквадор, Ямайка и Италия. Информацию они передавали при помощи коротковолнового радиопередатчика. Взяли семью Майерсов, подставив им агента ФБР, представившегося как сотрудник кубинской разведки.
Джеймс Кейсон, который с 2002 по 2005 гг. возглавлял миссию американских интересов на Кубе (дипотношений между двумя странами нет ИФ), назвал случай с Майерсом очень серьезным, потому что его степень допуска к секретности была очень высокой. Однако другой представитель правительства США сказал, что ущерб, нанесенный Майерсом незначителен и не идет ни в какое сравнение с деятельностью Олдрича Эймса, возглавлявшего контрразведку ЦРУ и передававшего всю информацию в Россию. "У Майерса не была доступа к именам американских шпионов на Кубе", - пишет Washington Post. Американские спецслужбы больше беспокоит не передавали ли кубинцы информацию, полученную от Майерса, в какие-либо другие страны, отмечают американские СМИ.
Обозреватель Петр Черемушкин
/Интерфакс/