Forza, Ferrari
Миллионы фанатов легендарной конюшни из Маранелло стали свидетелями первой в этом сезоне победы своих любимцев в минувшее воскресенье
Москва. 31 августа. INTERFAX.RU – Гран-при Бельгии, прошедший на легендарной трассе Спа-Франкошам, является одной из любимых гонок всех без исключения пилотов. Самая длинная в сезоне трасса длиной 7 км проложена в живописном местечке в Арденнских горах. Легендарный поворот Eau Rouge ("Красная вода") еще недавно был одним из способов разделения пелетона на "мальчиков и мужчин". Современная техника позволяет пролетать его одним махом на полном газу, но еще несколько лет назад, пройти S-образную связку, не снимая ноги с акселератора, могли лишь смельчаки, досконально знавшие правильную траекторию. Риска добавляет сумасшедший перепад высоты в середине связки, приводящий к тому, что в определенный момент пилоты вынуждены фактически вслепую менять траекторию, так как сразу за подъемом трасса уходит влево. И все это на скорости за 300 км/ч! Одним из мастеров Спа-Франкошама уже давно стал Кими Райкконен, выигравший три из четырех последних бельгийских гонок. В отсутствие Фелипе Массы, победившего в прошлом году, финн вообще остался единственным действующим гонщиком, которому покорялась легендарная трасса. В нынешнем сезоне форма Ferrari не позволяет реально бороться за победы, тем не менее, Кими и руководство Скудерии рассчитывали на хороший результат.
Бельгийская рулетка
Серьезные изменения в техническом регламенте привели к тому, что команды получили немалое поле для инженерного творчества. Как результат – неровные результаты. Стартовый бросок Brawn GP сменился подъемом Red Bull, периодически вокруг да около первой победы бродит Toyota, пару гонок назад "выстрелил" McLaren… Все, что удавалось Ferrari, - лишь периодически набирать очки. Стабильные выступления второй половины сезона гарантировали бы команде третье место по итогам сезона, но авария Фелипе Массы, выбившая его на неопределенный срок, значительно осложнила эту задачу. В Бельгии все ждали от сменившего бразильца Луки Бадоера улучшения результатов – выступление итальянца в Валенсии можно смело назвать провалом. Но квалификация показала, что о борьбе за очку Луке думать еще очень рано: снова "почетное" 20-е место на старте. И то, что в этот раз Бадоер отстал от результата первого номера Ferrari не на 2,5, а на 1,5 сек., вряд ли стало утешением для болельщиков и руководства команды. Финн же квалифицировался снова шестым. Скоростная трасса сыграла злую шутку с McLaren – команда давно признала, что в быстрых виражах машине катастрофически не хватает прижимной силы. Как результат – 12-е место Льюиса Хэмилтона и 15-е – Хейкки Ковалайнена. Не лучше выглядел и Дженсон Баттон, для которого старт с 14-го места стал худшим в этом сезоне. Британец раньше Рубенса Барикелло почувствовал проблемы с прогревом резины на холодном асфальте, а в Арденнах в минувшие выходные было не особо тепло. Рубенс, кстати, взобрался на неплохое 4-е место. Но не он стал главным героем субботы, и даже не Ярно Трулли с Ником Хайдфельдом, чьи Toyota и BMW, что называется, "поехали" и помогли завоевать итальянцу и немцу второе и третье места. Условно слабейшая команда чемпионата, Force India, единственная не имевшая ни одного очка в активе, взорвала паддок своим результатом. Учитывая всеобщую неровность выступлений, "индийские силачи", за которых, кстати, выступают немец с итальянцем, не такие уж и аутсайдеры. Небольшой сплоченный коллектив построил не такой уж плохой болид, оснащенный, к тому же, мотором Mercedes. Бедой машины стала низкая прижимная сила – в этом году Force India стабильно ставит рекорды максимальной скорости на прямых, но проигрывает в поворотах. И вот, похоже, инженерам удалось найти правильный баланс – первый в истории команды поул, который принес ветеран Джанкарло Физикелла! Его партнер Адриан Сутил квалифицировался 11-м, что также неплохой результат.
Волшебная кнопка
Систему рекуперации кинетической энергии, которая в этом году факультативно разрешена в "Формуле-1", используют лишь McLaren и Ferrari. Итальянцы прекратили модернизировать машины несколько гонок назад, решив сосредоточиться на подготовке к следующему сезону, но по-прежнему используют KERS, считая, что пользы от системы больше, чем вреда. Учитывая, что на старте Гран-при Бельгии машина с рекуперацией была всего одна, Райкконен мог рассчитывать на прорыв после старта. Наибольший эффект от активации системы достигается после 100 км/ч, для достижения которых машине требуется около трех секунд.
После того, как погасли стартовые светофоры, Джанкарло Физикелла смог сохранить лидерство, а Райкконен ожидаемо отыграл несколько позиций. Уже не в первый раз в сезоне Рубенс Баррикелло не сразу смог двинуться с места из-за не желавшей включаться первой передачи. В середине пелетона друг друга зацепили два новичка – Ромэн Грожан (Renault) и Хайме Альгерсуари (Toro Rosso), которые заодно вынесли с трассы машины Баттона и Хэмилтона – еще до середины первого круга гонка "обеднела" на четверых участников! На усеянную карбоновыми обломками трассу выехала машина безопасности, которая водила за собой пелетон четыре круга.
После рестарта Райкконен ринулся в атаку и на выходе из "Красной воды" прошел Физикеллу возглавив гонку.
На 12-м круге начались первые пит-стопы, которые провели Роберт Кубица (BMW) и Тимо Глок (Toyota), на 14-м в боксы заехали Райкконен и Физикелла – после выезда на трассу позиции лидеров не изменились. Очередной "номер" исполнили в Red Bull, выпустив Марка Уэббера прямо перед носом у Ника Хайдфельда, - немец еле успел увернуться. В итоге, ник все же обошел Марка сразу после пит-стопа, да к тому же австралийца за художества в боксах наказали проездом по пит-лейн. Стоит сказать, что сам пилот в инциденте не виноват: в куцые боковые зеркальца "формул" практически ничего не видно, поэтому с пит-стопа гонщика выпускает механик. Ярно Трулли заехал в боксы на 20-м круге. На пит-стопе итальянца не смогли заправить, и на следующем круге Ярно заехал снова и выбыл из борьбы.
Удивительно, но в этот раз зрители не увидели привычного отрыва лидера от преследователей – Физикелла сидел на хвосте у Райкконена как приклеенный, максимальный разрыв между двумя машинами не достигал и двух секунд. Было видно, что итальянец не может обогнать финна лишь благодаря KERS: все, что Кими отыгрывал на прямых за счет лучшего разгона, Джанкарло возвращал в поворотах. Изрядно нервничать стратегов Ferrari заставил и тот факт, что двигатель Mercedes на машине Физико в прямом сравнении оказался экономичнее мотора Скудерии. В команде из Маранелло заправляли Райкконена из того расчета, чтобы он провел на трассе на пару кругов больше, чем Force India, но и на первый, и на второй пит-стоп обе машины отправлялись синхронно – любая ошибка на обслуживании в боксах, и смена лидера была бы гарантирована!
На 24-м круге первый пит-стоп провёл Фернандо Алонсо, механики Renault долго ковырялись с левым передним колесом, крепление которого было повреждено в стартовом инциденте с кем-то из гонщиков. Испанец покинул боксы, но лишь для того, чтобы окончательно вернуться туда через круг – команда побоялась, что история с отвалившимся в Венгрии колесом может повториться. Тем временем, Феттель вышел на третье место, "пересидев" на трассе Роберта Кубицу.
За два круга до финиша из мотора на машине Рубенса Баррикелло показалась предательская струйка белого дыма, обычно предшествующая отказу двигателя. В этот момент бразилец занимал седьмое место и боролся с Хейки Ковалайненом за шестую позицию, но команда велела Рубенсу сбросить скорость, чтобы попытаться дотянуть до финиша в очках. Задачу ветеран выполнил, и уже позже, когда он свернул в боксы после финиша, машина вспыхнула.
Кими Райкконен одержал первую победу в этом сезоне победу для себя и Ferrari, в карьере финна это уже 18-й успех. Джанкарло Физикелла принес Force India лучший за недолгую историю команды результат – субботний поул и воскресное второе место. Финиш Себастьяна Феттеля на третьей ступеньке позволил ему немного сократить отставание от Дженсона Баттона в борьбе за титул.
Следующая гонка пройдет через две недели на почти домашней для Ferrari трассе в итальянской Монце. Легендарный автодром является самым скоростным в календаре, поэтому заранее можно предугадать, что ближайший реальный конкурент Скудерии в борьбе за третье место в чемпионате – McLaren – вряд ли сможет продемонстрировать что-то выдающееся. Но при определенном раскладе оба пилота могут принести очки, в то время как у Ferrari только один пилот, который борется за подиум. В дни этапа в Бельгии по паддоку ходили слухи, что в Италии Бадоера заменит ни кто иной, как… Физикелла. Но сам Джанкарло на прямые вопросы об этом только усмехается. Руководство команды обещало дать ответ о втором гонщике уже после ближайшей среды. Для Brawn GP все зависит от погоды: Баттону надо срочно завоевывать очки для упрочнения позиции в чемпионате, но успех зависит от того, насколько тепло будет в дни Гран-при в Италии. Перед Red Bull маячит невеселая перспектива – у пилотов команды осталось лишь по два двигателя до конца сезона – использование каждого последующего мотора влечет наказание в виде автоматической перестановки на десять позиций назад от места, завоеванного в квалификации. Учитывая, что Монца крайне требовательна к двигателям, "Красным Быкам" придется несладко. В любом случае, скучать в этом году не придется.
Личный зачет после 12 этапов:
1. Дженсон Батон (Brawn GP) – 72 очка
2. Рубенс Баррикелло (Brawn GP) – 56
3. Себастьян Феттель (Red Bull) – 53
4. Марк Уэббер (Red Bull) – 51.5
5. Кими Райкконен (Ferrari) – 34
6. Нико Росберг (Williams)– 30.5
7. Льюис Хэмилтон (McLaren) – 27
8. Ярно Трулли (Toyota) – 22.5
9. Фелипе Масса (Ferrari) – 22
10. Хейкки Ковалайнен (McLaren) – 17
11. Тимо Глок (Toyota) – 16
12. Фернандо Алонсо (Renault) – 16
13. Ник Хайдфельд (BMW Sauber)– 10
14. Джанкарло Физикелла (Force India) – 8
15. Роберт Кубица (BMW Sauber)– 8
16. Себастьян Буэми (Toro Rosso) – 3
17. Себастьян Бурдэ (Toro Rosso) - 2
Положение в Кубке Конструкторов:
1. Brawn GP – 128
2. Red Bull – 104.5
3. Ferrari – 56
4. McLaren – 44
5. Toyota – 38.5
6. Williams – 30.5
7. BMW Sauber – 18
8. Renault – 16
9. Force India – 8
10. Toro Rosso – 5.
/Интерфакс/