Гандбол15:00Женщины, 1/2 Финала, #2Подробнее

"Нам нужно только одно: чтобы о наших мальчиках помнили"

Десять лет назад затонула атомная подводная лодка "Курск". Эксперты до сих пор спорят о причинах катастрофы, а родные погибших говорят, что время не лечит

"Нам нужно только одно: чтобы о наших мальчиках помнили"
"Нам нужно только одно: чтобы о наших мальчиках помнили"
Фото: Reuters

Москва. 12 августа. INTERFAX.RU – Десять лет назад случилась одна из самых страшных катастроф современной России. На дно Баренцева моря ушла подлодка "Курск". За тем, как пытались поднять лодку, десять лет назад следила вся страна. Вся страна гадала, что же стало причиной катастрофы (версий выдвигалось множество). В 2010 г. эксперты по-прежнему не уверены в том, что именно погубило субмарину, на борту которой находились 118 человек.

Родные членов экипажа атомной подводной лодки "Курск" надеются, что память о подвиге подводников сохранится. "Нам от государства ничего не надо. Нам нужно только одно: чтобы о наших мальчиках помнили", - заявила "Интерфаксу" мать старшего помощника командира АПЛ "Курск" капитана 2-го ранга Сергея Дудко Софья Дудко.

"Это не правда, что время лечит. Мы просто учимся жить без них. Все вместе. Продолжаем поддерживать отношения не только с теми, кто живет в Петербурге. У меня связь и с теми, кто живет в Москве и Подмосковье, Воронеже, Курске. И я говорю им всем: рассказывайте о сыновьях, не отказывайте в интервью. Только так мы сможем сохранить память о ребятах и не дать забыть о них, в том числе, тем, кто, может, и хотел бы это сделать", - сказала она.

По словам Дудко, "мы ждали, что на 10-летие с нами кто-то свяжется из Минобороны или командования ВМФ. Думали, что кто-то из руководства страны приедет почтить память наших мальчиков. Увы…". "Видимо, там уже не считают гибель 118 подводников большой трагедией. Хотя именно гибель подлодки тогда, в 2000 г., заставила всех нас иначе посмотреть на мир, на флот, да и на само государство", - добавила она.

Касаясь проблем, с которыми сегодня сталкиваются родные погибших подводников, Дудко заметила, что "особо из нас-то никто и не просил чего-то. Но вот до недавнего времени мы имели льготы на санаторное лечение, а теперь комиссию, которая занималась этим, расформировали".

Как это было

АПЛ "Курск" затонула 12 августа 2000 г. во время учений в Баренцевом море. По официальной версии, гибель подлодки произошла в результате взрыва торпеды на ее борту в ходе подготовки к условной торпедной атаке. Тогда погибли все 118 человек: экипаж, представители командования Северного флота и дагестанского завода "Дагдизель". Первое сообщение о гибели подлодки, поступившее из официальных источников (пресс-служба ВМФ) гласило: "При проведении учений Северного флота, в установленное время не вышла на связь многоцелевая атомная подводная лодка "Курск", находившаяся в море в районе учений. В результате оперативно принятых командованием флота мер удалось точно установить район нахождения подводной лодки. По предварительным данным, на корабле произошли неполадки, в результате которых подводная лодка был вынуждена лечь на грунт в районе боевой подготовки Северного флота в акватории Баренцева моря, сообщили в пресс-службе. В район прибыли корабли и спасательные суда, которые принимают необходимые меры по оказанию помощи подводной лодке. Руководство спасательной операцией осуществляет командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. С подводной лодкой установлена связь, имеется контакт с личным составом. Ядерного оружия на борту атомной подводной лодки нет, главная энергетическая установка заглушена и контролируется. Радиационная обстановка соответствует норме".

Как следует из хронологии трагических событий, произошедших 12 августа в Баренцевом море, в 8:51 МСК командир подлодки Геннадий Лячин доложил на командный пункт о выполнении условного ракетного удара по кораблям "противника". Следующая торпедная атака, которая должна была состояться в период с 11:30 до 14:30, обнаружена не была. Командир АПЛ на связь больше не вышел.

Атомная многоцелевая подводная лодка "Курск" вошла в боевой состав российского флота в 1995 году. Водоизмещение 14700/23860 тонн. Глубина погружения - 500 метров. На вооружении находятся торпеды и крылатые ракеты "Гранит". Автономность 120 суток.

Пятнадцатого августа вице-премьер Илья Клебанов рапортовал: "Возможны все варианты, возможны все версии причин аварии, наблюдается очень странная картина разрушений". Он также оценил ситуацию с эвакуацией экипажа, отметив, что она сложная – шторм и течение мешают спасти экипаж. Он отверг помощь иностранных специалистов, которые сразу предложили свои силы. Клебанов заявил, что Россия справится с этой операцией своими силами. "У нас имеются все необходимые технические возможности. Они по своему уровню не хуже американских", - заверил он. По его словам, внешнее обследование корпуса лодки выявило "очень странную картину" повреждений. Со своей стороны, главнокомандующий ВМФ РФ адмирал флота Владимир Куроедов, что в случае неудачного завершения попыток спасти экипаж затонувшей в Баренцевом море атомной подводной лодки "Курск" при помощи так называемых "спасательных снарядов" ("капсул") командование ВМФ примет решение поднять лодку при помощи понтонов и бандажных ремней. Вера в то, что моряки могут быть живы, сохранялась несколько дней. Вернее, поддерживалась. Начальник пресс-службы Игорь Дыгало заявлял, что с моряками есть связь, а также предпринимаются специальные меры по обеспечению их топливом, водой и горячей пищей.

Позднее стало ясно, что без иностранцев не обойтись. К месту катастрофы прибыли британские и норвежские подводники. Именно последним 21-го августа удалось открыть крышку люка затонувшей подлодки.

Сообщение ленты "Интерфакса" от 9:02 21 августа 2000 года: Норвежские водолазы в 7:45 мск открыли аварийный люк 9-го отсека АПЛ "Курск". Об этом сообщил "Интерфаксу" начальник пресс-центра Северного флота Владимир Навроцкий. По его словам, в переходном отсеке никого не обнаружено. В настоящее время командующий Северным флотом Вячеслав Попов, а также британские и норвежские специалисты разрабатывают операцию по дальнейшему проникновению внутрь лодки. Британская мини-подлодка уже спустилась к "Курску" и также участвует в спасательных работах.

В тот же жень началась операция по подъему тел. Вскоре точки были поставлены. Не прошло и суток, как было подтверждено, что экипаж погиб.

Сообщение ленты "Интерфакса" от 17:07 21 августа 2000 года: Начальник штаба Северного Флота Михаил Моцак в понедельник официально подтвердил факт гибели экипажа атомной подводной лодки "Курск", потерпевшей катастрофу в Баренцевом море 12 августа. Об этом сообщил российский государственный телеканал РТР. По словам М.Моцака, все отсеки подводной лодки затоплены, никто из членов экипажа не остался в живых.

Операция по подъему тел членов экипажа началась тогда же, 21 октября 2000 года. За 16 дней водолазы смогли обнаружить и поднять на поверхность 12 тел подводников. Позже, после того, как силами голландско-норвежского консорциума Mammoet-Smit атомоход был поднят и доставлен в плавдок завода в Росляково, из его корпуса следователи военной прокуратуры извлекли тела еще 103 подводников. Двое матросов - Дмитрий Котков и Иван Hефедков, а также главный специалист "Дагдизеля" Мамед Гаджиев остались навсегда в море. Указом президента РФ от 26 августа 2000 г. капитану 1 ранга Г.Лячину присвоено звание Героя Российской Федерации, Орденом Мужества награждены все члены экипажа (посмертно).

26 июля 2002 г. генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что уголовное дело, возбужденное ГВП 23 августа 2000 г. по статье "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц", прекращено за отсутствием состава преступления. "В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26,5 секунды (МСК) в Баренцевом море вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения практической (учебной, без боевого заряда - "ИФ") торпеды внутри четвертого торпедного аппарата и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПРК "Курск", - сказал генпрокурор. Многие эксперты до сих пор сомневаются в этих выводах.

Согласно выводам экспертов находившиеся в 9-м отсеке АПЛ 23 человека погибли от отравления угарным газом не позднее чем через 8 часов после взрывов. "В связи с этим к моменту обнаружения затонувшего крейсера спасти кого-либо из них было уже невозможно", - отметил генпрокурор. По его словам, в ходе следствия установлено, что эвакуация экипажа через спасательный люк с использованием глубоководных аварийно-спасательных аппаратов также была невозможна из-за образовавшейся негерметичности люка.

Двадцатого января 2005 г. глава московского адвокатского бюро "Борис Кузнецов и партнеры" Борис Кузнецов, представляющий интересы 21 семьи членов АПЛ "Курск", подал жалобу в Европейский суд по правам человека в связи с отказом Верховного суда РФ обязать Главную военную прокуратуру возобновить расследование по факту гибели субмарины.

Что сейчас

Российское военное руководство извлекло серьезный урок из трагедии с подводной лодкой "Курск" и приняло меры по предотвращению подобных ситуаций в будущем, закупив за границей спасательную технику, считает бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов. "После событий десятилетней давности Вооруженными силами и ВМФ сделаны серьезные выводы по повышению возможностей спасения людей на море в целом и, в частности, в подводной среде", - сказал он "Интерфаксу". По его словам, ВМФ выделены серьезные средства на закупку иностранного спасательного оборудования, "потому что мы пока такого производить не можем". Существенные средства выделены и российскому ОПК на разработку отечественных средств спасения. "В ВМФ появилось то, чего 10 лет назад у нас не было", - сказал бывший командующий. "Ситуация с точки зрения возможностей спасения сейчас значительно лучше, чем 10 лет назад. Этому направлению уделяется должное внимание", - отметил он.

В то же время Попов отказался комментировать высказываемые экспертами версии трагедии.

"Очевидно, что причиной детонации торпеды в первом отсеке могли послужить две причины - внутренняя и внешняя. Многие говорят о том, что "Курск" мог столкнуться с другой подлодкой или даже подвергнуться торпедной атаке", - говорит, в свою очередь, председатель петербургского клуба подводников капитан 1 ранга Игорь Курдин. В то же время, по его словам, версия столкновения "Курска" с внешним предметом не подтверждается. "Нет ни одного доказательства торпедной атаки на крейсер. А те, кто говорят о столкновении с американской подлодкой, перекладывают с больной головы на здоровую", - сказал подводник. "Нам очень удобно иметь "американскую" версию", - заметил Курдин. Между тем председатель клуба подводников не исключил, что взрыв торпеды мог быть спровоцирован ошибочными действиями самого экипажа.

Кроме того, руководитель по специальной тематике ОАО ЦКБ МТ "Рубин" академик Игорь Спасский, который во время операции по подъему подлодки возглавлял конструкторское бюро и входил в группу по руководству подъемным работами, считает, что причина взрыва торпеды на "Курске" кроется в разгерметизации корпуса торпеды. "Видимо, торпеда потеряла герметичность и перекись водорода стала постепенно вытекать из нее, пока не случился взрыв", - сказал Спасский.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cqafb', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');