Мы ощущаем себя уверенно в качестве центрального депозитария
Председатель правления НРД Эдди Астанин рассказал "Интерфаксу" о будущем российского фондового рынка
Москва. 7 ноября. INTERFAX.RU - После более чем десятилетней дискуссии власти признали необходимость существования на российском рынке центрального депозитария. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) во вторник аккредитовала в этой роли единственного претендента - НКО ЗАО "Национальный расчетный депозитарий" (входит в группу "Московская биржа ММВБ-РТС"). О том, насколько НРД готов принять на себя роль единственного в стране центрального депозитария, каким видит свое будущее и будущее российского фондового рынка, в интервью агентству "Интерфакс-АФИ" рассказал председатель правления НРД Эдди Астанин.
- НРД получил статус единственного в России центрального депозитария. Как вы себя ощущаете?
- Мы подготовились и ощущаем себя уверенно. По настроению клиентов, инвесторов мы видим, что в душе они нас уже приняли в этом качестве. Например, c Euroclear мы активно сейчас обсуждаем последние детали технологии взаимодействия.
- Euroclear официально сообщил, что будет проводить расчеты по ценным бумагам. Это действительно так?
- Если бумаги попадут на их счет, ОФЗ, например, то они могут включить их в свой список, по которому проводится управление обеспечением. Но это совершенно не значит, что такие структуры, как Euroclear и Clearstream перетянут на себя всю ликвидность по торговле российскими ценными бумагами. С другой стороны, кастодианы, представленные в России, делают то же самое, расчеты по сделкам проводят внутри себя.
- Какая-то ликвидность все-таки уйдет за рубеж?
- Какая-то уйдет, какая-то придет. Это будет движение туда-сюда. Если говорить об ОФЗ, основными инвесторами в эти бумаги были и останутся российские банки. Это бумаги из ломбардного списка ЦБ, и под них банки привлекают ликвидность. Это рабочий инструмент, и востребованность этих бумаг российскими инвесторами - гарантия того, что бумаги не сольются на один счет в Euroclear и не будут торговаться исключительно за рубежом. Там активных операторов будет меньше, скорее это будут инвесторы со стратегией "купить и держать", так что ликвидность останется здесь, в России. Даже гипотетически рынок может уйти за рубеж тогда и только тогда, когда спрос на эти бумаги со стороны российских инвесторов исчезнет полностью. А этого не будет, поскольку, опять же - это рабочий инструмент управления ликвидностью.
- А что будет происходить с точки зрения ликвидности, когда Euroclear и Clearstream получат доступ к рынку акций?
- По акциям я вообще не вижу серьезных аргументов против допуска. Ведь и Euroclear, и Clearstream создавались под работу с облигациями и традиционно ориентированы именно на этот рынок. Обеспечение же работы с акциями - более трудоемкий и менее поддающийся унификации процесс в силу многообразия видов корпоративных действий по этим бумагам. Поэтому риски концентрации и перетока торговли акциями на зарубежные площадки через линки с этими структурами крайне сомнительны.
- Владельцы бумаг уже начали переводить активы в НРД?
- За восемь месяцев нам перешло акций на 600 млрд рублей. Поток будет нарастать. После направления в ФСФР первых документов на получение статуса центрального депозитария игроки активизировали перевод активов на наши счета. Думаю, что с момента получения статуса этот поток увеличится еще существеннее.
- Какой объем еще вам переведут?
- До конца года мы переведем на НРД все активы, которые сейчас находятся на счетах в ДКК, это около 3 трлн рублей. В целом, если исходить из капитализации российского рынка в триллион долларов или 30 трлн рублей, то к нам реально в ближайшие месяцы может прийти еще дополнительно до 10 триллионов рублей. При этом на сегодняшний день у нас на счетах уже ценных бумаг общей стоимостью 9,5 трлн рублей.
- Переводят в основном российские инвесторы?
- И российские, и иностранные, но последние более инертны. Для их риск-менеджмента факт аккредитации является критичным. Российские инвесторы в этом плане более гибкие.
- Ранее вы хотели сделать льготные условия по переводу бумаг на счета НРД. Предложили их?
- Льготные условия действуют по переводу активов из ДКК в НРД, мы не берем с инвестора комиссию по переводу. В ближайшее время обсудим введение льготных тарифов для перевода акций на счета НРД в реестрах в переходный период.
- Информацию о тарифной сетке центрального депозитария также направили в ФСФР?
- Для целей аккредитации да, но мы работаем над новой тарифной моделью. В целом мы уже разработали проект будущей тарифной модели и согласовали ее с крупными участниками рынка. Наши предложения состоят не в повышении тарифов, а, наоборот, в понижении - тарифы за хранение мы предлагаем снизить в диапазоне от 15% до 50% в зависимости от категории клиентов.
- У крупных клиентов тарифы больше снизятся?
- Да, как это принято практически во всех учетных системах мира. Но вообще, вопрос тарифов учетной системы несколько преувеличен. С точки зрения инвестора эти тарифы не сопоставимы с размерами брокерских или кастодиальных комиссий. Что действительно вызывает определенную напряженность, это тарифы регистраторов на переходном этапе. Есть информация, что часть из них рассматривает вопрос о многократном повышении тарифов, затрагивающих процесс перевода активов в центральный депозитарий. Насколько я знаю, ФСФР обсуждает вопрос ограничения подобных действий. И с нашей точки зрения это было бы правильной мерой для ограничения издержек клиентов на транзитном этапе.
- Какой штат сотрудников у вас на сегодняшний день?
- Вместе с ДКК и "Расчетной палатой РТС" у нас работает 555 сотрудников.
- Будете расширять штат в связи с получение статуса центрального депозитария?
- Будем сокращать, до конца года штат сократится до 500 человек.
- Нет ли необходимости нанять иностранных специалистов именно для работы с иностранными клиентами?
- А они у нас уже работают. Так, советником председателя правления работает бывший топ-менеджер Clearstream Luxembourg Алан Майерс. Консультационную помощь по вопросам стратегии НРД, развития системы корпоративного управления оказывает экс-CEO Euroclear Group Пьер Франкотт. Вообще для нас принципиально важно поддержание прямых рабочих контактов с международным инвесторами. Для этого в НРД создан International consulting committee (ICC, международный консультационный комитет) в качестве консультативного органа, ориентированного на разработку предложений и рекомендаций по развитию посттрейдинговой инфраструктуры российского финансового рынка. В состав совета входят высокопоставленные представители штаб-квартир крупных глобальных институтов, в частности JP Morgan Chase, UBS Investment Bank, BNP Paribas Securities Services, Nomura Securities, SEB, Bank of New York Mellon (Brussels), KBC Securities, Pictet & CIE. Мы общаемся регулярно, встречались в Москве в апреле этого года и до конца года запланирована встреча в Лондоне. Мы планируем, в частности, обсудить темы, связанные с работой по счетам номини, налогообложение операций, унификацию депозитарных процедур проведения корпоративных действий, расчеты по разным моделям поставка-против-платежа (DVP-1,2,3).
- Состав правления будете увеличивать?
- Планируем. Согласно акционерному соглашению правление НРД может включать до пяти членов. На сегодняшний день в правление входят три человека, то есть еще две вакансии, они будут заполнены в ближайшее время. Но пока не могу сказать, кто это будет.
- Какие направления будут курировать новые члены правления?
- У нас в правлении пока не представлено операционное направление, продуктовое направление и клиентская работа, а также риск-менеджмент. Кстати, при участии упомянутого выше Пьера Франкотта мы проводили работу по внедрению в систему корпоративного управления НРД лучших практик управления центральными депозитариями с точки зрения разделения функций между наблюдательным советом и правлением, требований к компетенциям членов органов управления, рациональной структуры представительства компаний в работе органов управления (наблюдательного совета, комитетов и комиссий).
- В этом году в НРД появились пять новых акционеров, которые получили по одной акции компании. Все новые акционеры - регистраторы. Следующая пятерка акционеров из какой сферы деятельности будет?
- В ближайшее время у нас появится еще один новый акционер - банк "Церих", у которого мы выкупили долю в ДКК. По остальным четырем новым акционерам решение еще не принято.
- В какие проекты сейчас производится наибольший объем инвестиций НРД?
- В систему риск-менеджента, информационной безопасности, в IT, персонал и новые продукты.
Мы должны обеспечить надежность работы центрального депозитария, с одной стороны, и продуктовую линейку, позволяющую нам конкурировать с глобальными игроками, с другой стороны.
Мы заменили две наши базовые платформы: депозитарную и расчетную, построенных Oracle. Внедрили абсолютно новую многофункциональную систему мониторинга также на базе Oracle. По итогам проведенных внешних аудитов нашей операционной деятельности, а также систем информационной безопасности и риск-менеджмента разработали планы развития и соответственно финансируем их. Создали службу обеспечения непрерывности бизнеса, кардинально модернизировали все резервные системы депозитария. Провели несколько тестирований готовности резервного офиса с участием клиентов и внешних консультантов- наблюдателей. Начали реализацию программы масштабных регулярных стресс-тестирований ИТ.
До конца года обещали акционерам и рынку представить два новых продукта: систему управления обеспечением в сделках репо с Банком России и торговый репозитарий.
В целом могу сказать, что в текущем году мы одновременно решаем три ключевые задачи: подготовку НРД к получению статуса ЦД, интеграцию НРД-ДКК-РП РТС и внедрение новых продуктов и услуг. В решение этих задач и инвестируем средства.
- Какой объем средств инвестируете в развитие НРД?
- Это большие инвестиции. В среднем в годовом бюджете НРД расходы на персонал, развитие ИТ и создание новых продуктов занимают не менее 80-85 %. Много инвестируем в персонал, в формирование команды менеджеров, поскольку я убежден, что эффективность работы НРД зависит, в первую очередь, именно от производительности людей, степени их лояльности компании и вовлеченности в развитие компании, их уверенности в том, что заявляемые корпоративные ценности соблюдаются на практике.
В частности, в августе мы пригласили Николая Дегтярева из ЦБ в правление НРД, где он курирует вопросы, связанные c развитием информационных технологий и нормативно-технологическим обеспечением НРД. Ему поручено в декабре доложить наблюдательному совету принципы и стратегические направления IT-стратегии НРД. В октябре запустили годовую программу обучения руководителей подразделений навыкам лидерства, управления изменениями и т.д.
- Ранее вы говорили, что НРД планирует стать репозитарием. Как двигается процесс?
- Уже провели семинар для клиентов, на котором рассказывали о том, как будет работать репозитарий. Подписали первые соглашения на оказание репозитарных услуг с клиентами и уже начали пробное тестирование. Намерены с 3 декабря перейти в промышленную эксплуатацию по двум инструментам - внебиржевое репо и внебиржевые валютные свопы. В дальнейшем подключим и остальные инструменты.
- В качестве репозитария вы намерены представлять только услуги по хранению информации о сделках?
- Первая функция репозитария - это их регистрация сделок и направление отчетов по ним регулятору и сторонам сделок с подтверждением регистрации сделок. Продвинутый репозитарий предоставляет клиентам дополнительные услуги, например, ведение открытых позиций клиентов по внебиржевым сделкам. Такие планы есть и у нас, но, думаю, что это перспектива 2014-2015 годов.
- В одном юридическом лице сконцентрируются риски центрального депозитария и репозитария. Может, целесообразнее перевести репозитарий в другое юридическое лицо?
- Мы обсуждаем выделение репозитария. Например, есть идея перевести эту функцию в ДКК, которая в ближайшее время станет свободной от всех сервисов. Мы уже перевели на НРД большинство сервисов ДКК, до конца года переведем остальное. Таким образом, у нас будет чистая компания с депозитарной и клиринговой лицензиями.
- Кто возглавит ДКК?
- Сейчас президентом ДКК является Мария Краснова. Ее главная задача - интегрировать НРД-ДКК в соответствии с концепцией интеграции, которая была утверждена Управляющим интеграционным комитетом в 2011 году. Она с этой задачей успешно справляется, но далее мы планируем, что она вернется в НРД и войдет в правление. Поэтому вопрос о том, кто будет следующим президентом ДКК, обсуждается.
- После получения аккредитации ФСФР в качестве центрального депозитария, еще год будет дан на переходный период на открытие счетов в новой инфраструктуре. Когда мы сможем увидеть полноценно работающий центральный депозитарий?
- Мы заинтересованы в скорейшем завершении этого процесса, но есть два фактора, с которыми мы вынуждены считаться и которые повлияют на сроки. Первый - готовность клиентов начинать переводить бумаги масштабно, особенно иностранных. Они очень инертны в своих решениях, поскольку это касается оценки рисков, на этой у них уйдет несколько месяцев.
Второй - готовность регистраторов обрабатывать масштабные потоки (десятки тысяч транзакций) переводов активов с их счетов в реестрах на счета номини ЦД. Поскольку ранее, до появления ЦД, движения такого масштаба активов не происходило и не предполагалось, программное обеспечение регистраторов было рассчитано на другие, менее интенсивные объемы и режимы работы. Как следствие, сейчас им потребуется доработка своих ПО.
Мы сейчас очень плотно работаем и с нашими клиентами и с регистраторами по подготовке дорожной карты открытия счетов ЦД в реестрах и перевода активов на них. Полагаю, что в ноябре такая карта с максимально возможной на данный момент детализацией будет представлена публике.
- В начале этого года рейтинговое агентство Thomas Murray присвоило НРД рейтинг центрального депозитария на уровне "A+" , при этом ранее у предшественника НДЦ рейтинг был "АА-". Вы планируете инициировать пересмотр своего рейтинга?
- В ноябре к нам приедут специалисты Thomas Murray. Но стоит помнить, что в предыдущий раз рейтинг был снижен из-за того, что произошло объединение двух компаний - НРД и "Расчетной палаты ММВБ", в результате чего теоретически вырос объем рисков. На сегодняшний день мы прошли аудит системы управления рисками, в целом мы удовлетворены результатами. Мы, конечно, надеемся, что рейтинг нам повысят, но, честно говоря, для меня большой разницы нет между этими двумя рейтингами.
Полную версию интервью читайте здесь.