"Антимагнитский закон" вступил в силу
В России вступил в силу закон, принятый в ответ на американский "Акт Магнитского". В частности, он запрещает гражданам США усыновлять российских детей
Москва. 1 января. INTERFAX.RU – Во вторник вступил в силу закон, который в ответ на американский "Акт Магнитского", в частности, запретил усыновление российских сирот гражданами США.
Напомним, что закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ" инициировали спикер Госдумы Сергей Нарышкин и лидеры всех четырех парламентских фракций. Позже свои подписи под проектом "антимагнитского закона" в качестве его соавторов поставили около 400 депутатов Госдумы и 144 члена Совета Федерации.
Закон запрещает въезд в РФ гражданам США, причастным к нарушению основополагающих прав и свобод человека; совершившим преступления в отношении граждан России, находящихся за рубежом, или причастным к их совершению; наделенным государственными полномочиями и способствовавшим своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан РФ; вынесшим необоснованные и несправедливые приговоры в отношении россиян и др.
Вводится арест на территории РФ финансовых и иных активов граждан США, которым запрещен въезд в Россию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.
В отношении этих граждан, которые будут включены в специальный список, устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории РФ; приостанавливается деятельность на территории РФ находящихся под их контролем юридических лиц; приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров, иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории России.
Законом вводится запрет на усыновление российских детей гражданами США, а также на деятельность на территории РФ органов и организаций по подбору и передаче детей на усыновление американским гражданам. Российско-американское соглашение об усыновлении, которое действовало всего несколько месяцев, прекращает свое действие.
Приостанавливается деятельность "политических" НКО, которые безвозмездно получают денежные средства и имущество от граждан США или реализуют на российской территории "проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам РФ". Предусмотрено, что арест на имущества такой НКО накладывается по решению суда.
Вводится запрет для граждан РФ, которые имеют гражданство США, быть членами или руководителями некоммерческих организаций, участвующих в политической деятельности, и их структур. Этот запрет касается и подразделений международных и иностранных НКО; его нарушение влечет арест денежных средств и имущества через принятие судебного решения.
Отметим, что положения закона, касающиеся запрета на усыновление американцами российских детей, вызвали бурную дискуссию в обществе. К Госдуме и Совету Федерации вышли пикетчики с требованием не вводить этот запрет.
Один из главных аргументов тех, кто критикует закон, состоит в том, что американцы зачастую усыновляют сирот-инвалидов или детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, которым не удалось найти приемных родителей в России и лечение которых будет более эффективным в США.
Однако в МИД РФ заявили, что в 2011 году на 965 усыновленных американцами российских сирот пришлось, по разным данным, от 44 до 89 несовершеннолетних с ограниченными возможностями.
Между тем, статистика показывает, что пока сирот в России значительно больше, чем соотечественников, желающих их усыновить. Так председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, выступая в СФ, сообщила, что в России нуждаются в усыновлении или удочерении более 119 тыс. детей, а хотят стать усыновителя только чуть более 18 тыс. человек.
Сторонники запрета утверждают, что американская сторона не выполняет двусторонне соглашение: РФ не может должным образом контролировать проживание в США усыновленных сирот. Кроме того, по данным МИД, с 1996 года от рук приемных родителей-американцев погибло 19 российских сирот.
В свою очередь член Общественной палаты РФ Ольга Костина обратила внимание на то, что более 50 тыс. детей, усыновленных из России, "живет сейчас в Соединенных Штатах успешно и счастливо". "Поэтому если мы сейчас всех граждан США, еще никого не убивших, желающих усыновить ребенка, заранее объявляем упырями, убийцами и палачами, то в этом смысле мы некоторым образом уподобляемся США с их "Актом Магнитского", - заявила она ранее.
В президентском Совете по правам человека заявили, что "антимагнитский закон" противоречит Конституции РФ, международным договорам и нуждается в переработке.
С критикой запрета на усыновление российских детей американцами выступили несколько членов российского правительства - министр образования Дмитрий Ливанов, министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов, глава МИД России Сергей Лавров. Кроме того, вице-премьер РФ по социальным вопросам Ольга Голодец направила президенту Владимиру Путину письмо, в котором также высказала критические замечания.
Различные представители гражданского общества просили президента наложить вето на закон. Однако Путин подписал закон. Одновременно он подписал указ о мерах в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Путин поручил правительству разработать ряд законопроектов по финансовой поддержке усыновителей в России.
В связи в запретом 52 российских ребенка, уже подготовленных для усыновления американцами, останутся в России.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов считает, что губернаторы российских регионов должны лично проконтролировать их усыновление внутри страны. По мнению главы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной (фракция "Справедливая Россия"), эти сироты, испытают сильный стресс, если их так и не передадут приемным родителям, к которым они уже успели привыкнуть.
СПРАВКА: "Акт Магнитского", принятый в США, вводит санкции против российских чиновников, которых считают виновными в смерти в 2009 году в московском следственном изоляторе юриста Сергея Магнитского.