Гандбол15:00Женщины, 1/2 Финала, #2Подробнее

Вопросы, выносимые на саммит ФСЭГ, станут глобальнее и шире

Министр энергетики РФ Александр Новак рассказал "Интерфаксу" о предстоящем саммите глав государств - участников ФСЭГ и прорабатываемых условиях экспорта СПГ для независимых производителей

Вопросы, выносимые на саммит ФСЭГ, станут глобальнее и шире
Вопросы, выносимые на саммит ФСЭГ, станут глобальнее и шире

Москва. 27 июня. INTERFAX.RU - Министр энергетики РФ Александр Новак рассказал в интервью "Интерфаксу" о предстоящем саммите глав государств - участников ФСЭГ, прорабатываемых условиях экспорта СПГ для независимых производителей и работе над сохранением качества нефти Urals.

- Россия 1-2 июля проведет второй саммит глав государств Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Что российская сторона ожидает от саммита? Какие инициативы российская сторона хотела бы вынести на рассмотрение? Как ФСЭГ будет учитывать новые тенденции на мировом газовом рынке?

- Необходимость проведения второго газового Саммита глав государств Форума стран-экспортеров газа вызвана, в основном, серьезными изменениями на глобальном рынке газа. Прежде всего, речь идет о "сланцевой революции" в США, в результате которой поменялась география поставок СПГ, обострилась межтопливная конкуренция газа и угля, что особенно заметно на европейском рынке. В конце прошлого года Россия выдвинула идею проведения саммита в Москве. Нашим основным аргументом было то, что в этом году в Москве будет проходить встреча глав государств G20, и мы могли бы на ней представить, в том числе, позицию и интересы стран, входящих во ФСЭГ. В ходе саммита нам предстоит обсуждение таких актуальных тем, как увеличение объемов поставок СПГ, распространение спотовых контрактов без традиционной в прошлом привязки к нефтяной корзине и принципа "бери или плати". Обсудим, конечно, и место долгосрочных контрактов на мировом рынке газа.

Некоторые страны, входящие в Форум, ставят вопрос о необходимости создания соответствующего исследовательского института, который бы занимался изучением и прогнозированием газовых рынков. Даже есть предложение рассмотреть вопрос о создании банка для поддержки проектов в газовой сфере среди участниц Форума стран-экспортеров газа.

Мы также планируем обсудить с партнерами возможные совместные шаги по популяризации газомоторного топлива. Еще одна перспективная тема - новые технологии добычи сырья, в частности, газогидратов, запасы которых, по оценкам экспертов, превышают запасы всех разведанных углеводородов в мире.

В любом случае, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что ФСЭГ не является и не планирует становиться так называемым "газовым картелем", навязывающим свои условия потребителям. Речь идет о взаимовыгодном партнерстве и координации усилий с целью популяризации газа как наиболее экологичного и доступного энергоресурса.

- Будет ли обсуждаться ренессанс угольной отрасли в Европе? Есть ли в руках ФСЭГ какие-либо инструменты "противодействия" ему?

- Действительно, в течение 2012-2013 гг на рынках происходят уникальные события. За счет замещения угля сланцевым газом в США, дешевый уголь пошел в Европу. Общее потребление газа в мире и его доля в мировом энергобалансе растут, а в Европе складывается обратная ситуация. Она, в принципе, ожидаема, и, на мой взгляд, не носит долгосрочного характера. Многое зависит от себестоимости добычи сланцевого газа и цен на рынках США. По экспертным оценкам, цены на такой газ будут увеличиваться, что создаст минимальные стимулирующие факторы для транспортировки угля. Кроме того, по сравнению с газом уголь все-таки менее экологичен.

Безусловно, страны, которые добывают сегодня газ, обращают внимание на рост потребления угля в Европе. Так что в рамках Форума стран-экспортеров газа следует обсудить, будут ли такие тенденции носить долгосрочный или краткосрочный характер, как будет развиваться при этом потребление газа генерацией.

- Будет ли Россия призывать участников ФСЭГ выступить с совместными предложениями по минимизации негативного действия Третьего энергопакета на деятельность производителей газа?

- Напрямую действие Третьего энергопакета не затрагивает законодательство стран, входящих во ФСЭГ. Но есть вопросы, связанные с маркетингом газа, способами и объемами поставок, условиями контрактов. Поэтому в рамках саммита это будет довольно актуальной темой для тех стран, которые осуществляют поставки именно в страны Евросоюза, и не обязательно трубопроводного газа. Я бы не сказал, что нужно создавать какую-либо коалицию. Все должно обсуждаться, на мой взгляд, шире и глобальнее, вне привязки к Третьему энергопакету, а именно: какую политику проводить на рынке, какая должна быть стратегия стран-производителей газа по отношению к странам-потребителям в части условий продажи газа, долгосрочные ли это или спотовые контракты, к чему должна быть привязка - к нефтяной цене или к спотовой.

- Следует ли приглашать во ФСЭГ Австралию, как будущего производителя СПГ, и США, как ведущего производителя сланцевого газа?

- Я не думаю, что на саммите будут приниматься именно такие решения. Позиция ФСЭГ в том, что если страна желает участвовать в этой международной организации, она может подать заявку, стать сначала наблюдателем с последующей возможностью принятия уже в состав. Как это было сделано в прошлом году по отношению к Ираку и к Объединенным Арабским Эмиратам.

- А как развивается ситуация с выводом OPAL из-под действия Третьего энергопакета?

- В понедельник состоялось очередное заседание рабочей группы в Брюсселе. Стороны взяли еще 2-3 недели на доработку окончательных предложений. Позиции сблизились еще больше, но потребовалось дополнительное время для того, чтобы проработать более детально представленные документы, их юридические формулировки и так далее.

- Давайте перейдем к наболевшей теме - либерализации экспорта СПГ. Президент России дал "добро" на экспорт СПГ для независимых производителей. На каких условиях они смогут осуществлять этот экспорт, на ваш взгляд?

- Владимир Владимирович Путин высказал в своем выступлении позицию о поэтапной либерализации поставок СПГ. С учетом прозвучавшего решения и ранее данных поручений комиссии по ТЭК при президенте, мы сейчас должны будем окончательно рассмотреть предложение правительства и внести предложение президенту.

- Ранее, например, была идея о разрешить экспорт только тем компаниям, которые 50% добываемого газа поставляют на внутренний рынок. Эта идея рассматривается?

- По вопросу либерализации может быть принятие индивидуальных решений, поскольку у нас на сегодняшний день заявлено только несколько определенных проектов, по которым мы должны дать конкретное разрешение. Это касается "Ямал СПГ", "Владивосток-СПГ", СПГ-проекта "Роснефти" на Сахалине, плюс "Газпром" (РТС: GAZP) на днях объявил о строительстве СПГ - завода в Ленинградской области. Мы считаем, что законодательно можно закрепить следующее: если в лицензии на пользование недрами прописано условие по сжижению газа, то такие проекты могли бы иметь возможность продажи СПГ на экспорт. Это означает, что при выдаче лицензии уже сразу должны быть оговорены условиям разработки месторождения.

- Но, например, "Роснефти" на Сахалине и шельфе уже выданы лицензии…

- Мы считаем, что это все можно привести в соответствие. И по тем участкам, где не было прописано в лицензии такое условие, можно внести соответствующие изменения, а в новых проектах сразу это прописать.

- В течение какого срока вам необходимо подготовить предложения по экспорту СПГ?

- Мы этим сейчас занимаемся. Я думаю, что в течение месяца все это будет направлено в правительство и обсуждено.

- Будет ли Минэнерго поднимать вопрос о легитимности действия украинской стороны по закупке газа из Европы? Есть ли у РФ повод для беспокойства по этому вопросу?

- Есть контракт на поставку Украине газа в объеме 52 млрд кубометров, по нему у Украины есть возможность снизить заявку до 41,6 млрд кубометров, работает система "бери или плати". Соответственно, это коммерческий вопрос между "Газпромом" и "Нафтагазом". Как выгоднее "Газпрому" с точки зрения своей маркетинговой политики, так он и должен действовать. "Газпром" должен считать свою экономику. Политики тут никакой нет.

- Минфин заявил о потерях бюджета при переходе на формулу расчета НДПИ на газ и снижению тарифа на газ, независимые производители говорят, что формулу необходимо менять. Минэнерго рассматривает возможность изменения формулы НДПИ на газ ко второму чтению в Госдуме?

- Формула получилась хорошая. Это предмет на самом деле длительного обсуждения между Минфином, Минэнерго и компаниями. Она должна учитывать экономику проекта и возможность рентабельной разработки месторождений, должна учитывать возможность изменения самой ставки НДПИ в случае изменения цены на газ. Это было принципиальное решение, принципиальное обсуждение в прошлом году. У Минфина не было бы никаких вопросов, если бы цена на газ все время росла. А вот когда НДПИ снижается в случае принятия решения о более медленных темпах роста цены на газ, то у Минфина сразу возникают вопросы, так как выясняется, что в бюджете уже заложены более высокие цены на газ. Но для этого и предусмотрена формула, к этому надо относиться абсолютно нормально. Я считаю, что ничего в ней менять нельзя, ее надо принимать такой, какова она есть.

- Россия ввела систему пошлин на нефть и нефтепродукты 60/66/90, основная задача которой была оптимизация добычи в традиционных регионах, но крупнейшие нефтяные компании рапортуют о падении добычи нефти в Западной Сибири. Что делать, какие еще меры необходимы для поддержания добычи нефти Западной Сибири на полке?

- Система 60/66/90 все-таки, на наш взгляд, дала положительный эффект. В 2012 году добыча в Западной Сибири стабилизировалась по сравнению с падением, которое наблюдалось предыдущие четыре года. Появилась дополнительная возможность и рентабельность более глубокого извлечения нефти из старых месторождений, началось развитие новых месторождений. Новые месторождения Восточной Сибири дают уже более 20 млн тонн добычи.

На действующих западносибирских месторождениях есть еще потенциал по увеличению извлечения нефти. Для них была разработана система стимулирования добычи трудноизвлекаемой нефти. Мы считаем, что это даст свой серьезный эффект по сохранению объемов добычи нефти в Западной Сибири, позволит вовлечь дополнительно в рентабельную разработку около 2 млрд тонн нефти.

- Насколько будут в среднесрочной перспективе сбалансированы поставки нефти в Восточном и Западном направлении? Подтверждены ли планы Роснефти по увеличению поставок реально поставленными на баланс запасами? Не приведет ли увеличение поставок нефти на Восток к снижению экспорта в европейском направлении, особенно на фоне падения добычи нефти в европейском и западносибирском регионах и небыстрому темпу роста добычи нефти в целом по РФ?

- "Роснефтью" нам было представлено соответствующее обоснование ресурсной базы. Компания говорит о том, что ресурсной базы будет достаточно для увеличения объемов поставок и исполнения контрактов, которые пописаны, в том числе и с Китаем. Мы в настоящее время эти расчеты по обоснованию проверяем.

- "Транснефть" говорит о критическом ухудшении качества российского экспортного сорта нефти Urals, действительно ли ситуация настолько драматична? Какие меры для повышения качества нефти могут быть приняты?

- Действительно, общая тенденция такова, что качество нефти, добываемой в Западной Сибири, Поволжье и Европейской части России, медленно ухудшается. Вместе с тем в России существует ГОСТ, который определяет требования к качеству нефти. Не соответствующая установленным требованиям нефть в транспортную систему "Транснефти" не принимается. Конечно, мы следим за этой ситуацией и учитываем данный вопрос при утверждении экспортных графиков транспортировки нефти и схемы нормальных грузопотоков нефти таким образом, чтобы качество экспортируемой нефти продолжало соответствовать российскому экспортному сорту Urals.

- Минэнерго предлагает обязать компании переоборудовать НПЗ под более сернистую нефть?

- Нефтеперерабатывающие компании следят за этим самостоятельно на основе утвержденной схемы нормальных грузопотоков нефти, в которой есть сведения о содержании серы. Нефтяные компании должны принимать во внимание складывающуюся ситуацию с качеством российской нефти и вносить, в случае необходимости, изменения в планы развития и модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, предусматривающие наличие технических решений и технологического оборудования, позволяющих эффективно перерабатывать высокосернистую нефть.

- Позволит ли строительство "Роснефтью" нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке окупить ВСТО? Какой объем переработки у него будет, хватит ли сырья?

- Вопрос еще в стадии проработки. Действительно изначально в Восточной программе развития нефтегазового комплекса учитывались меньшие объемы - 12 млн тонн, сейчас представлено предложение о строительстве завода на 24 млн тонн по переработке нефти. Вопрос обсуждался на правительственной комиссии по ТЭК, на которой было поручено более детально изучить возможности поставок такого объема нефти, оценить обеспечение нефтепродуктами всего Дальнего Востока.

- "Роснефть" хочет закупать нефть и нафту под этот комплекс на рынках АТР. Насколько это логично, с учетом необходимости окупить ВСТО, идеи развивать месторождения Восточной Сибири?

- Смотря в чем состоит маркетинговая политика по реализации нефтепродуктов, и есть ли в этом какой-то бизнес. Вопрос заключается в экономической целесообразности и возможности реализации конечного продукта. Мы анализируем материальный баланс перспективной загрузки ВСТО нефтью, возможности ее расширения, увеличение объемов переработки, загрузки порта Казьмино. Когда мы проанализируем до конца весь баланс, тогда мы можем сформулировать окончательное решение. Срок поставлен, мои сотрудники работают над этим.

- Согласно ранее озвученным планам Минэнерго, производство нефтепродуктов класса 5 должно к моменту перехода на него по Техрегламенту составить всего 60% от российского производства топлива в целом. Означает ли это, что к 2016 году начнутся проблемы с наполнением внутреннего рынка топлива?

- Проблем не будет, часть нефтепродуктов пойдет на экспорт. Мы перерабатываем 250 млн тонн нефти при том, что потребляем около 36 млн тонн бензинов и примерно 35-36 млн тонн дизтоплива. И цифры по доле в производстве топлива класса 5 у нас уже более амбициозные - не 60%, а 80% от общего объема производства нефтепродуктов. У нас уже в этом году производство топлива класса 5 в три раза больше ожидается, чем планировали на начало года. Мы не собираемся отказываться от требований техрегламента по переходу с января 2016 года на оборот топлива класса 5. Мы не допустим и дефицита топлива. Вот все на начало года говорили, что в этом году тоже возможен дефицит, но у нас сейчас запасы топлива растут по сравнению с показателями начала года.

- Поддерживает ли Минэнерго идею ФАС, когда ведомство готовит экспортные графики поставок нефти на год, а Транснефть - на квартал? Какой будет механизм переуступки квот в экспортных графиках поставок нефти? Когда будет принято данное решение?

- Мы будем формировать квартальные графики, никаких изменений в этом плане не будет. Мы знаем о таких предложениях, но я, честно говоря, не вижу особой целесообразности в том, чтобы менять действующую схему.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cqafb', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');