Путешествуя с президентом
О чем говорили в кулуарах пятого форума приграничного российско-казахстанского сотрудничества, чем удивителен Актюбинск и что пожелал президент России "Восход-хрому". Специальный репортаж корреспондента "Интерфакса" из Актюбинска
Москва. 22 сентября. INTERFAX.RU - Если дорога не ведет к храму, то зачем она? Эта глубочайшая по своему философскому смыслу фраза из фильма великого Тенгиза Абуладзе "Покаяние" вот уже почти четверть века является символом стремления к душевной и нравственной чистоте.
Между храмом и мечетью
Я вспомнил ее не случайно и, может быть, совсем не вовремя. Вспомнил, когда приземлились в казахстанском городе Актюбинск или, как его здесь называют, Актобе для участия в пятом форуме приграничного российско-казахстанского сотрудничества. Думать, конечно, надо было о цифрах товарооборота, промышленных планах и т.д. В самолете так и было. Пошел даже в салон, где летели VIP-персоны, обладавшие нужными сведениями по теме. Но прилетели. И все мои самолетные заготовки отошли на задний план.
...Разве не удивительно, что в центре города звон колоколов скоро будет перемежаться с пением муллы: здесь с двух сторон центральной улицы на достаточно близком расстоянии друг от друга строятся мечеть, которой не будет равных в Казахстане, и православный храм. Мечеть на две тысячи молящихся, храм - немногим меньше. Потому и вспомнил эту фразу из фильма и захотелось ее продолжить: а если к двум храмам?
...Итак, в начале о духовном, а потом о цифрах.
После ухода советской власти из нашей жизни с ее воинствующим атеизмом стремление к духовному очищению (в религиозном смысле) перестало быть запретным. Количество верующих как православных, так и мусульман стало резко увеличиваться, в том числе и в Казахстане. Старые места для молений вместить всех желающих уже не могли, и дорога к храму оказалась "узкой".
Нашли оригинальное решение: воздвигнуть помещения для молитв в центре этого активно развивающегося региона страны: по обе стороны главного городского проспекта.
Возводятся они за счет пожертвований.
Мечеть станет одной из самых крупных на постсоветском пространстве, вторая по размерам после Казанской. Она задумана как куб, символизирующий Каабу в Мекке, а по углам четыре минарета высотой в 58 м, голубой купол диаметром 18 метров. Все здание облицовано мрамором.
Художественный оформитель и дизайнер мечети Рашида Саттарова пояснила журналистам принципы оформления мечети. Оно идет снизу вверх: низ, как правило, не сильно загружается, верх - это переход от мира земного к миру райскому. Свод символизирует небесный рай. Здесь будет много мозаики, так как исламское искусство не изобразительно, но очень декоративно.
Купола православного храма сделаны из нержавеющей стали с электрохимическим золотым напылением, что обеспечит их долговечность. Их привезли из Челябинской области, где они были изготовлены на заводе, связанном с космическими технологиями. Девять колоколов изготовлены в другом российском городе - в Воронеже. Говорят, что там самая лучшая колокололитейная фирма "Вера". Внешний вид спроектирован во владимиро-суздальском стиле.
И хотя оба объекта еще не достроены, но около них всегда много народу. И знаете, что самое главное? И мусульмане, и православные, и просто горожане или гости города с интересом и наслаждением следят за строительством. Они вместе переходят от храма к мечети и обратно, обсуждая не только эти красивейшие архитектурные решения, но и свои проблемы, житейские проблемы. Вот потому я и продлил вопрос: а если улица ведет к двум храмам? Напрашивается банальный ответ о мире, дружбе и так далее. Но я не хочу отвечать сам на этот вопрос, пусть каждый из вас решит сам.
А теперь о цифрах и фактах
Форумы руководителей приграничных регионов Казахстана и России проводятся ежегодно. Прошлый был в октябре 2007 года в Новосибирске. Там подписано в том числе и соглашение о сотрудничестве в области морского транспорта. Но прежде чем приступить непосредственно к работе форума, президентом было предложено осмотреть выставку достижений 16 российских регионов и 11 казахстанских, а также познакомиться с успехами крупнейших фирм, работающих в современной технологии.
Для журналистов осмотр начался достаточно сенсационно. Все мы помним резкую критику премьер-министра России Владимира Путина в адрес компании "Мечел" – это одна из ведущих российских компаний в горно-добывающей и металлургической областях, и звучала эта критика всего лишь два месяца назад, 24 июля. А сегодня центральный стенд на выставке достижений был посвящен пуску горно-обогатительного комбината "Восход-хром", расположенного на территории Актюбинской области. Он создается компанией "Мечел", частичное финансирование взял на себя Евразийский банк развития. Это был не просто стенд. Два президента общались в режиме онлайн с работниками завода с помощью телевизионных установок, и нажатием кнопок осуществили запуск работы комбината.
Казахстанский президент произнес небольшую приветственную речь. Он объяснил, как полезна деятельность этой и других российских компаний для Казахстана. Они дают новые рабочие места, вырабатывают важнейшее для экономик двух стран ферро-хромовое сырье. Российский президент был короток: нажав вместе с казахстанским коллегой кнопку пуска комбината, он просто пожелал комбинату "успехов".
После того, как президенты ушли, я подошел к исполнительному директору компании "Мечел" Алексею Иванушкину. "Как работается? Проблемы есть?" Оказалось, нет. "Новый комбинат, - сказал он, - мы построили в рекордно короткие сроки, за полтора года вместо 5-6, как в мире". Я удивился. "Нет проблем? А что, "разнос", который устроил вам два месяца назад премьер, никак не повлиял, не затруднил работу?" "Да нет же. Дело в том, что мы к этому времени уже заканчивали монтаж. Вот если бы мы находились в начале осуществления проекта, тогда, конечно, трудности могли бы быть, и вряд ли эта критика оказала позитивное влияние на строительство комбината. К тому же, вы сами видите, - продолжал он, - какое внимание и казахстанской стороны, да и нашей, уделяется нашей продукции".
Смотрю на список участников приграничного форума, а в нем, помимо областей, которые непосредственно примыкают к Казахстану, стоит и Москва, и Татарстан, Ингушетия, Свердловская область. Обращаюсь к министру регионального развития: "Чем важен форум?" Дмитрий Козак отвечает: "Судите сами: эти области дают 40% взаимного товарооборота. Только крупных совместных предприятий 340, прибавьте еще и крупные казахстанские фирмы, которые имеют стопроцентный российский капитал". – "Согласен. Но здесь ведь не только приграничные области". – "Представители не приграничных сами проявили активность и напросились участвовать в форуме, так как они ведут активную совместную деятельность, поэтому президенты наших стран и решили пригласить их", - сказал Козак.
Подхожу к заместителю мэра Москвы Юрию Росляку. "А что вы удивляетесь? Москва ведет активную экономическую деятельность с 46 российскими регионами, в том числе и с теми, кто граничит с Казахстаном. Разве нам не полезно участвовать? Казахстан строит у нас в Москве, в центре города, большой отель, что на месте бывшего "Интуриста, вместе создаем логистический центр. Из Кахазстана Москва, к тому же, пополняет резервный фонд твердых сортов пшеницы. Это вам только некоторые факты нашего сотрудничества", - сказал Росляк.
Обращаюсь к президенту Ингушетии Мурату Зязикову: "Вы тоже "приграничные"? – "Мы, - отвечает он, - больше чем приграничные. В Казахстане проживает 30 тыс. ингушей, это огромная диаспора. Они здесь живут, работают, создают общие семьи. Кстати, многие из них даже работают на тех же предприятиях, которые ведут активную деятельность в Ингушетии. Например, строительные фирмы Казахстана возводят у нас жилье, строят завод по переработке твердых отходов, торговый дом. Так что, как видите, мы не просто "приграничные" - мы, можно даже сказать, "породненные".
Я упомянул о том, что на прошлом форуме было подписано соглашение в области морского транспорта. Вижу на выставке министра транспорта РФ Игоря Левитина. "Скажите, что сделано по прошлогоднему соглашению? Или, по старой традиции, подписали, а теперь раскачиваемся?"
"Отнюдь нет. Мы договорились в прошлом году создать транспортную каспийскую линию Актау-Махачкала-Астрахань. Этот транспортный коридор всем очень нужен, по нему грузы идут через Баку и Грузию на Черное море. За год решили все технические вопросы, состыковали рейсы, и многое другое, что необходимо. Так что, как видите, раскачки нет", - сказал И.Левитин.
"А теперь все напрасно?" – спрашиваю я, и, встретив удивленный взгляд, поясняю: "Вы назвали Грузию". – "А, понимаю. Но ничего не изменилось. Участок через порты Поти и Батуми работает и сейчас". Конечно, это хорошая новость. А на этом форуме мы хотим и дальше продолжить разработку и подписать соответствующие документы по созданию автотранспортной магистрали Санкт-Петербург-Казань-Оренбург-Актюбинск-Алма-Ата-Западный Китай (Урумчи). 9 тыс. км, по территории России 2 тыс. км.
Это что будет совсем новая дорога? – "Нет, новую не потянем, но мы реконструируем существующие, сделаем из них дороги повышенной категории, создадим логистические центры по дороге в России и Казахстане. Если посмотрите на карту, то увидите, что таким образом мы частично грузовой поток уводим из центрально-европейской части, восточнее. Это позволит разгрузить транспортные артерии Европы".
Звучит, конечно, привлекательно. Но мы до сих пор не можем сделать дорогу повышенной категории "Петербург-Москва". Осилим ли эту? Министр уверен, что да, а я, честное слово, засомневался.
А теперь о самом форуме
Он продолжался почти полтора часа. Но, учитывая, что его организаторы заранее предупредили о регламенте для желающих выступать – пять минут – укладывались в это время, и потому количество выступавших было значительным.
С удовольствием можно отметить, что победных реляций не было в выступлениях, а были конкретные предложения, критические замечания, краткий отчет о выполняемых ранее подписанных соглашениях.
Выступления можно разделить на две темы: общие стратегические проблемы, стоящие перед двумя государствами, и проблемы собственно приграничных областей.
К стратегическим относятся энергетика и продовольствие. Конечно, эти вопросы поднимались в основном руководителями государств и министерств. Так, например, президент России Дмитрий Медведев в своей речи особо остановился на стратегическом сотрудничестве двух стран в энергетической сфере. Он подчеркнул при этом, что "оно прямо связано с укреплением региональной энергобезопасности. Существующая практика взаимоотношений участников мирового энергетического рынка все меньше устраивает как поставщиков, так и импортеров. Все они крайне заинтересованы в стабильности и предсказуемости". Медведев заявил, что две страны будут продолжать наращивание добычи и экспорта углеводородного сырья, строить новые трубопроводы, привлекать масштабные инвестиции, ВТЭК и диверсифицировать используемые источники энергии.
Вопросы энергетики поднимал в своей речи и Нурсултан Назарбаев. Он даже подчеркнул, что нефть, газ и уголь не должны останавливать в развитии и разработке других источников энергии. Он предложил, в частности, расширить сотрудничество в атомной промышленности - уделить большое внимание разработке реакторов малой и средней мощности.
Поднимали президенты и стратегические вопросы о производстве продовольствия. Они отметили, что быстрый рост цен на продовольствие привел к мировому продовольственному кризису, сопровождающемуся социальными потрясениями в целом рядке стран. А реакция некоторых государств на такой рост цен, отметил, в частности, Медведев, - это яркий пример экономического эгоизма, который не только не решает, а лишь усиливает глобальные кризисные явления. Российский президент считает, что наиболее действенным ответом было бы сочетание мер по стимулированию производства аграрной продукции и корректировке национальных энергетических стратегий. Он предложил продвигать "интенсивный диалог в целях создания новой, более эффективной системы мировой продовольственной безопасности".
Говорили на форуме и о сотрудничестве в области развития нанотехнологий, и о больших возможностях, которые оно открывает в области производства солнечных батарей космического базирования, и нефтехимии, добычи нефти, и так далее.
Представители областей, выступавшие на форуме, подчеркивали необходимость лучшего развития транспортного сообщения. Резкой критике подвергались и ненужные трудности, с которыми встречается автомобильный транспорт на границе между двумя странами. Не урегулированы, отмечали они, и проблемы с таможнями двух стран, которые возникают при товарообороте. Полную поддержку получило предложение транспортных министерств о строительстве автомобильной дороги Западная Европа – граница КНР. И представители Татарстана, и другие руководители областей, по которым будет проходить эта магистраль, на фактах показывали, насколько она облегчит развитие взаимного товарооборота, и предлагали свою активную помощь в сооружении этой магистрали.
На эти темы был подписан ряд соглашений, которые призваны и улучшить положение на таможне, и способствовать развитию совместных предприятий, и обеспечить финансовые поступления для осуществления региональных проектов.
Оба президента в заключение форума, - а надо сказать, что во время выступления они активно между собой обменивались мнениями по проблемам, которые поднимали выступавшие, и писали что-то в своих блокнотах, - так вот, по завершении форума и подписании соглашений два президента заявили, что они уже сейчас обсудили возможные поручения, которые дадут правительствам своих стран, затрагивающие многие важные предложения, прозвучавшие на форуме.
А что касается не приграничных регионов, то они оказались настолько полезными, что два президента предложили проводить форум не приграничного, а межрегионального сотрудничества. "Я думаю, - сказал Дмитрий Медведев, - что в следующем году в Оренбурге количество регионов, принимающих участие в форуме, будет значительно больше, чем в этом".
Корреспондент Вячеслав Терехов
/Интерфакс/