Гандбол15:00Женщины, 1/2 Финала, #2Подробнее

CFO "Русала" Александра Бурико: "Выплаты по синдицированному кредиту будут передвинуты на 2016 год и далее"

Директор по финансам "Русала" Александра Бурико в интервью "Интерфаксу" рассказала, сколько компании придется выплачивать по кредитам в этом году и как может сократиться себестоимость производства

CFO "Русала" Александра Бурико: "Выплаты по синдицированному кредиту будут передвинуты на 2016 год и далее"
Директор по финансам "РусАла" Александра Бурико.
Фото: "РусАл"

Москва. 19 марта. INTERFAX.RU - Падение цены алюминия в 2013 году заставило ОК "Русал" закрыть пять заводов в европейской части РФ, уровень себестоимости на которых превышал рыночные цены. За счет этого в III квартале 2013 года общая себестоимость производства по группе "Русал" снизилась на 2%. Однако основной проблемой алюминиевой компании был и остается уровень долга. Являясь одной из самых закредитованных компаний металлургической отрасли, "Русал" пока успешно договаривается с пулом кредиторов о рефинансировании долгов. Директор по финансам "Русала" Александра Бурико в интервью "Интерфаксу" рассказала, сколько компании придется выплачивать по кредитам в этом году, какие варианты рассматриваются для привлечения допфинансирования и как может сократиться себестоимость производства компании в дальнейшем.

- В середине марта "Русал" договорился со Сбербанком (MOEX: SBER) о рефинансировании кредитов на $5,6 млрд до 2021 года. Какой объем выплат по кредитам предстоит компании в текущем году? Какая часть погашена за счет операционного денежного потока?

- В начале года мы планово погасили сумму порядка $200 млн по синдицированному предэкспортному кредиту (PXF). Также в начале марта компания исполнила обязательную оферту по рублевым бондам, выкупив облигации БрАЗа. Часть инвесторов оставили ценные бумаги, с учетом ранее объявленных новых условий погашения в 2016 году. Большая часть нынешнего погашения облигаций произошла за счет дополнительного привлечения финансирования, в котором участвовали Сбербанк (2,4 млрд рублей) и ряд других участников. Из операционного потока на выкуп облигаций пошло не более $50 млн. Мы рассчитываем, что "Русалу" погашать в этом году больше ничего не придется.

- На какой стадии находятся переговоры с пулом кредиторов по рефинансированию синдицированных кредитов?

- Переговоры находятся на заключительной стадии, и мы планируем их завершить в ближайшее время. У нас все выплаты по телу долга будут передвинуты на 2016 год и далее. Остается текущее торговое финансирование, которое мы используем для оптимизации оборотного капитала, однако объем привлеченных средств незначительный, и в течение месяца-двух он замещается новыми средствами.

- Какой остаток по синдкредитам на сегодняшний день?

- По предэкспортному финансированию это два транша в сумме около $3,5 млрд: примерно $1 млрд приходится на российские банки, остальное - на синдикат иностранных кредиторов.

- Есть ли в планах "Русала" выпуск новых облигаций "дочками" компании?

- Мы, безусловно, заинтересованы во вторичном размещении тех облигаций, которые частично были выкуплены, а также в новых размещениях. Однако ситуация на рынке такова, что говорить об этом в ближайшие месяцы рано. Для начала необходимо завершить переговоры с синдикатом иностранных банков, а потом в зависимости от рыночной конъюнктуры можем рассматривать те или иные ресурсы финансирования, включая и облигации. Мы сейчас работаем над тем, чтобы наши облигации были включены в ломбардный список ЦБ, что облегчило бы нам возможность привлечения средств.

- Сейчас правительство рассматривает возможность создания госфонда алюминия. Пока нет четкого ответа, за счет каких средств госсклад будет сформирован. Есть ли прогресс в обсуждениях? В случае принятия положительного решения по какой цене будет скупаться алюминий государством - по рыночной или же будет использоваться некая формула?

- Переговоры продолжаются. Сейчас они находятся на уровне правительства и Минфина. Обсуждаются возможные источники финансирования. Если говорить про закупочные цены, в соответствии с нашим пониманием и ожиданиями, которые мы транслировали в правительство, это должна быть, безусловно, рыночная цена, по которой будет производиться закупка. Здесь мы не ожидаем каких-то поблажек или скрытого финансирования.

Надо помнить, что для нас это в первую очередь не источник финансирования, а источник стимулирования внутреннего спроса, который будет расти в ближайшие несколько лет. Для государства наличие госсклада алюминия является возможностью дополнительного источника доходов. В то же время это может положительно повлиять на цены на алюминий в текущий момент. В мире уже есть прецеденты создания таких фондов: например, в Китае на алюминиевую отрасль страны создание госфонда алюминия оказало существенное позитивное влияние.

- Предположительный объем госфонда прежний - 1 млн тонн алюминия?

- Да, это целевой объем.

- На какие цели компания направила дивиденды, полученные от "Норникеля" (MOEX: GMKN), в 2013 году? И как планирует "Русал" распорядиться дивидендами от ГМК в этом году?

- У нас нет целевого использования именно дивидендов "Норникеля": эти средства учитываются в общем денежном потоке, направляются на инвестиции и, если необходимо, на погашение кредитов, на поддержание нашей операционной деятельности. В прошлом году, в том числе за счет разрешения ситуации с "Норникелем", "Русал" существенно уменьшил долговую нагрузку. Часть выплат по PXF также прошла за счет дивидендов "Норникеля". Иными словами, мы стараемся оптимизировать процентную нагрузку с помощью дивидендов ГМК, не привлекая при этом "короткие" деньги.

- При какой цене на алюминий совет директоров "Русала" рассмотрит вопрос о выплате дивидендов?

- При уверенном росте цены нам удастся сократить долговую нагрузку, и в этом случае вопрос выплат дивидендов будет вынесен на рассмотрение совета директоров. Сейчас преждевременно об этом говорить с учетом соотношения чистый долг/EBITDA на ближайший год. Но в перспективе я не вижу причин, почему это не может случиться. Учитывая текущую строгую финансовую дисциплину, я уверена, что мы этих показателей и целей достигнем, и в этом случае будет рассмотрена возможность выплаты дивидендов.

- Какие цены на алюминий заложены в бюджет компании на этот год?

- При составлении бюджета в 2013 году мы, как всегда, руководствовались консенсус-прогнозами банков и аналитиков, и на 2014 год была заложена среднегодовая цена на алюминий в размере $1850. В IV квартале 2013 года цена на металл существенно снизилась и продолжала падать в первые два месяца 2014 года. Несмотря на то что сейчас наблюдается изменение тренда и премии сохраняются на рекордно высоких уровнях, цена алюминия все же пока существенно ниже целевого ориентира. Но мы ожидаем рост цен на металл.

- Цена, заложенная в бюджет, учитывает премии или нет? И каков ваш прогноз по размеру премий в 2014 году?

- $1850 - это цена без учета премий. Буквально недавно мы пересмотрели наш прогноз по премиям в сторону повышения и рассчитываем, что они будут держаться выше $300 в среднем по году по нашему продуктовому миксу. Сейчас в различных регионах мира премии выросли до $400 и выше. Мы видим рост спроса на физический металл в Европе, Азии, Америке. Более того, по некоторым видам алюминиевой продукции мы наблюдаем дефицит. Наблюдается восстановление определенных отраслей - автомобильной и строительной, где идет наращивание объемов и растет спрос на металл.

- На внутреннем рынке также происходит оживление спроса?

- К сожалению, пока такой активности на российском рынке мы не видим. Но мы рассчитываем на рост в определенных нишах. В частности, мы реализуем проект по циркониевой катанке на Иркутском алюминиевом заводе. Этот проект должен удовлетворить потребность в этой продукции "Россетей" (MOEX: RSTI).

"Русал" также работает над задачей по стимулированию внутреннего спроса. В прошлом году компания закрыла ряд площадок в европейской части РФ. Мы вместе с правительством озадачены вопросом занятости высвободившегося персонала. Изучаем, в какие проекты могут быть привлечены стратегические партнеры. К примеру, в скором времени планируем приступить совместно с израильской компанией Omen к производству автокомпонентов из алюминия на Волховском заводе. Мы крайне заинтересованы в таких проектах: во-первых, это позволит "Русалу" использовать имеющуюся инфраструктуру, во-вторых, это стимулирует внутренний спрос. Ведь и государство, и производители заинтересованы в замещении импорта. Не скрою, конкуренция большая.

- Какие факторы вы считаете определяющими в исполнении бюджета?

- Прежде всего мы надеемся на себя. Компания работает над снижением себестоимости. В конце прошлого года мы увидели некоторый результат сокращения мощностей. Пока цифры раскрыть не можем, но скажу, что дальнейшее снижение себестоимости наблюдается и в IV квартале 2013 года, и в начале 2014 года. К существенным компонентам себестоимости относится электроэнергия, и наши заводы постоянно улучшают свои технико-экономические показатели. Ослабление рубля нам, как экспортерам, также помогает, поскольку цены на электроэнергию привязаны к национальной валюте. Мы также рассчитываем, что с 1 апреля произойдет либерализация тарифа на мощность ГЭС во второй ценовой зоне, что позволит нам дополнительно снизить стоимость электроэнергии за счет заключения двусторонних договоров с сибирскими ГЭС.

Существенны для нас и транспортные затраты, так как преимущественно заводы расположены в Сибири, куда мы везем сырье из портов, а произведенную продукцию отправляем обратно аналогичным образом. Соответственно, работаем над оптимизацией транспортных затрат за счет оптимального использования подвижного состава.

Каждые $100 в цене на алюминий - это больше $300 млн EBITDA в среднем по году. Это макрофактор, от которого трудно абстрагироваться. Мы, конечно же, надеемся на себя, но также рассчитываем на рост цены. Предпосылки к этому есть - тот спрос, который мы видим сегодня, стабильный и растущий. И мы ожидаем, что тенденция продолжится и в 2014, и в 2015 году.

- Каков эффект от закрытия пяти заводов, входящих в дивизион "Запад", будет в 2014 году помимо снижения производства? Насколько может снизиться себестоимость по сравнению с прошлым годом?

- В 2014 году будет наблюдаться основной эффект от реализации программы по сокращению производства, поскольку из-за закрытия заводов были расходы, в том числе связанные с выплатами высвобождаемым сотрудникам. В этом году подобного рода выплат будет минимальное количество плюс не будет этого дорогого производства. Уже сейчас мы видим на базе операционных данных дополнительное снижение. Иными словами, помимо того что мы отказались от заводов с дорогой электроэнергией, мы также сократили объем дорогих закупок, например, углеродного сырья (кокс и аноды). То есть "Русал" удешевил в целом корзину закупок. По моим предположениям, снижение себестоимости в 2014 году относительно прошлого года за счет фактора закрытия нерентабельных производств может быть на уровне 5 - 10%.

- Насколько бюджет зависит от рыночной ситуации и от гибкости финансовой политики компании?

- Рыночная ситуация, конечно, оказывает сильное влияние. Сейчас, с одной стороны, цена ниже, чем мы изначально рассчитывали. С другой стороны, текущий размер премий выше, чем ожидалось при формировании бюджета. Курс рубля также существенно лучше, чем тот, который мы для себя планировали по бизнес-плану.

Гибкость нашей финансовой политики заключается в том, что мы оптимизируем оборотный капитал, стремясь минимизировать находящиеся в оборотном капитале средства; стараемся, чтобы не было дебиторской задолженности; используем разные инструменты для привлечения средств - и торговое финансирование, и аккредитивы.

- Какой объем средств будет направлен на инвестпроекты в текущем году? И какие основные статьи расходов по этому направлению?

- Мы рассчитываем инвестпрограмму на уровне предыдущего года, то есть порядка $600 млн. В первую очередь это поддержание производственных мощностей. Во-вторых, у нас есть высокомаржинальные проекты по производству продукции с добавленной стоимостью (сплавы, слитки, катанка). Подобные проекты имеют быстрый срок окупаемости. В-третьих, это статья, связанная с экологическими показателями наших заводов. Мы реализуем программы, которые позволят нам уменьшить выбросы. На Красноярском заводе продолжаем программу по "экосодербергу". Ожидаем, что аналогичный проект будет осуществлен на Братском заводе. Для реализации инвестпрограмм стараемся, где возможно, привлекать финансирование. Есть ряд хороших проектов по производству продукции с добавленной стоимостью, где мы работаем по схеме off-take. Это означает, что "Русал" получает от покупателя предоплату, далее компания реализует проект, а затем частично расплачивается произведенной продукцией без отвлечения средств из операционного потока.

- Получено ли согласие ВЭБа на ввод первой очереди Богучанского алюминиевого завода?

- График сейчас находится на финальном согласовании в ВЭБе. С точки зрения банка чем раньше мы запускаем завод, тем лучше. Дата запуска, согласованная с нашими партнером "Русгидро" (MOEX: HYDR), - вторая половина 2014 года. Все системы к этому готовы, сейчас планируется закупка сырья для завода.

- Что со строительством Тайшетского алюминиевого завода и анодной фабрики?

- Мы уже много раз говорили о том, что строительство Тайшетского алюминиевого завода временно приостановлено. Пока ничего нового в этой части не происходит. До того как этот процесс будет возобновлен, мы хотим разобраться с существующей ситуацией в макроэкономике. Сам по себе проект сохраняется.

Если бы Тайшетский алюминиевый завод был в такой же стадии, как БоАЗ, то у нас, возможно, были бы несколько другие планы относительно этого предприятия. Что касается Тайшетской анодной фабрики, то "Русал" не исключает, что она будет запускаться поэтапно.

- При каком условии компания возобновит реализацию тайшетского проекта?

- В данный момент мы работаем над привлечением стратегических инвесторов. Если мы сможем договориться с кем-нибудь из стратегических инвесторов о реализации проекта, вероятно, мы не будем ждать изменений в макроэкономике. В случае если со стратегами не получится, тогда нам надо будет опираться уже на свои показатели с оглядкой на спрос и цену.

- Помимо того что компания закрыла ряд заводов в европейской части РФ, какие еще варианты сокращения расходов использует "Русал"?

- Мы ведем целенаправленную работу по затратам на электроэнергию и транспортировку. Строительство Тайшетской анодной фабрики для нас - это возможность сокращения цен на углеродное сырье. Также стараемся заменить дорогое китайское углеродное сырье отечественным. Административные расходы срезаем нещадно, отказываемся от всего, от чего можно отказаться, это будет заметно по нашим показателям. По возможности работаем над сокращением численности сотрудников.

- ВЭБ и "Русал" осенью прошлого года подписали меморандум о перепрофилировании убыточных заводов. Есть ли результаты этого сотрудничества?

- К сожалению, мы по нему двигаемся не так быстро, как изначально себе представляли, но это не связано с ВЭБом. Скорее причина вызвана невысоким интересом к алюминиевой отрасли со стороны потенциальных стратегических инвесторов из-за рыночных реалий.

Но прогресс в этом направлении, безусловно, есть. Например, то же СП с израильской Omen. Это хороший пример, как и строительство промышленного парка в Краснотурьинске, на промплощадке Богословского завода. Думаю, что будут и другие. В проработке целый ряд проектов. Но пока рано о них говорить.

- Преимущественно российские или же иностранные инвесторы проявляют интерес к площадкам закрытых заводов?

- Есть и те и другие. Мы рассматриваем и ведем переговоры и с иностранными компаниями, которые хотели использовать свои ноу-хау и наработки на российском производстве. Есть и отечественные интересанты в отраслях, потребляющих алюминий, с которыми мы сейчас работаем.

- "Русал" и Arbaya Energi подписали меморандум о строительстве глиноземного завода в Индонезии в конце февраля. По данным местных СМИ, инвестиции в этот проект могут составить около $3 млрд. Насколько это решение оправдано в текущих экономических условиях? И соответствует ли названный объем инвестиций реальности?

- Про сумму инвестиций на данном этапе говорить пока не имеет смысла. Для начала надо сделать ТЭО, геологические изыскания и понять, какова будет потенциальная экономика этого проекта. Что касается самой идеи строительства глиноземного комплекса в Индонезии, где присутствует качественный боксит, безусловно, как проект он представляется целесообразным и для Индонезии, и для основных потребителей глинозема - алюминиевых заводов. Мы на такие проекты смотрим и в будущем рассчитываем.

- В январе власти Индонезии ввели эмбарго на экспорт сырья. Не будет ли помехой введенный запрет при строительстве завода и экспорте глинозема?

- Строительство глиноземного завода как раз соответствует целям введенного эмбарго. Власти Индонезии планировали привлечь в страну инвестиции и построить перерабатывающие мощности. Они как раз и хотели привлечь инвестиции такого рода, чтобы не бокситы вывозить, а переработанное сырье внутри страны.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cqafb', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');