В контексте "Золотой маски"
На главном театральном фестивале России показали спектакль знаменитого немецкого экспериментатора Хайнера Геббельса "Когда гора сменила свой наряд"
Москва. 27 марта. INTERFAX.RU - "Золотая маска" - это крупнейший российский театральный фестиваль, сходив на спектакли которого можно составить представление о том, что за последний год произошло в отечественном театре ("Интерфакс" уже писал о московских участниках основной программе и об открывших фестиваль операх).
Но кроме российских спектаклей, на "Золотую маску" ежегодно в качестве подарка всем любителям театра привозят работы культовых зарубежных режиссеров. В этом году в рамках программы "Контекст" показали спектакль Хайнера Геббельса "Когда гора сменила свой наряд".
Геббельс в Россию приезжает уже не в первый раз: он показывал спектакли и на другом, международном Чеховском фестивале, а два года назад привозил на "Золотую маску" постановку "Вещь Штифтера". В этом спектакле на сцене совсем не было актеров (только в начале ненадолго появлялись два человека, но они, скорее, были рабочими сцены): на подмостках вместо артистов стояли пианино, бассейны, капала вода, хлопали крышки люков. Эта постановка- ее метко назвали "спектакль-инсталляция" – закономерно вызвала большую дискуссию о границах театрального. Потому нет ничего удивительного в том, что Геббельса называют новатором – в 2001 году он получил престижную премию "Новая театральная реальность", которую дают экспериментаторам.
Привезенный в этом году на "Золотую маску" спектакль "Когда гора сменила свой наряд" показывает Геббельса с другой стороны - не только как режиссера, но и композитора, который пишет музыку для своих постановок. "Гора" и вовсе очень близка к музыкальному театру: Главным и единственным актером в постановке является хор - вокальный ансамбль "Carmina slovenica" из Словении, на сцене находятся несколько десятков девочек и молодых девушек.
Но это не концерт: довольно небольшие фрагменты песенных композиций (самых разных: от фольклорных песен и коммунистических гимнов до современной популярной музыки) перемежаются сценами, где вокалистки играют отрывки из различных произведений авторства от Жан-Жака Руссо и Алена Роб-Грийе до Марины Абрамович.
По словам организаторов, "Гора" - это спектакль о взрослении, переходном периоде - отсюда и такое название, взятое из фольклорной песни со словами "Когда гора Канин меняет свой наряд". Подобно ей и девочки меняются и превращаются в девушек – кстати, они и в буквальном смысле несколько раз меняют наряд на сцене. Но участие хора, указывающего на неизбежность и общеотносительность происходящего, создает и другое ощущение. В этой множественности - и голосов в ансамбле, и девочек почти одного возраста на сцене - появляется что-то экзистенциальное.
В спектакле есть такой диалог с одной из девочек:
- Ты будешь жить вечно?
- Да, я буду жить вечно, - отвечает она.
- Но как же, что бывает со старыми людьми?
– Они умирают.
- Значит ты станешь матерью, потом старой, а потом умрешь?
- Да, значит так.
"Гора" - это спектакль о прекрасной молодости, но с кратким замечанием в скобках о неизбежности конца. В первой сцене девушки с закрытыми глазами слепо и очень осторожно пересекают сцену и в конце, наткнувшись на гору стульев, кричат. Прогноз грустный, конец известен, но перед ним сменятся очень много ярких картинок.