Гандбол15:00Женщины, 1/2 Финала, #2Подробнее

Новый законопроект о повышении финансовых гарантий туроператоров ударит по среднему и малому бизнесу и приведет к удорожанию турпутевок

Комитет Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект об увеличении фингарантий для туроператоров с 10 млн рублей до 100 млн рублей, однако ряд отраслевых и общественных объединений подвергает его резкой критике

Москва. 10 ноября. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – Законопроект, предлагающий увеличить финансовую ответственность туроператоров по международному туризму с 10 млн. до 100 млн. рублей, приведет к монополизации туристического рынка и росту цен, но не повысит защищенность туристов, считают в Российском союзе туриндустрии, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России", Торгово-промышленной палате РФ и Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).

По словам президента "Опоры России" Сергея Борисова, введение повышенных гарантий аргументируется необходимостью повышения уровня защиты прав потребителей туруслуг, на самом же деле нововведение вряд ли достигнет этой цели.

"В качестве иллюстрации инициаторы проекта приводят пример банкротства туроператора «Детур», чьи обязательства превышали законодательно установленный объем финансового обеспечения, - сказал С. Борисов. - В результате многие клиенты этой компании не получили страховое возмещение. Однако и 100 млн рублей не смогут помочь всем клиентам в случае возникновения масштабных проблем у туроператора".

По его словам, под предлогом защиты прав потребителей с помощью законопроекта осуществляется попытка административного передела рынка, лоббируются интересы страховых компаний, а также ряда крупных турфирм.

По его словам, поправки к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», касающиеся увеличения размера фингарантий для туроператоров с 10 млн до 100 млн рублей внес в начале сентября депутат Госдумы Александр Коваль, президент Всероссийского Союза страховщиков.

«Федеральная антимонопольная служба РФ, Министерство спорта, молодежной политики и туризма, общественные организации - против этого необдуманного шага, который может привести к концентрации и монополизации туристического рынка в России и росту цен на турпутевки», - сказал С.Борисов.

По его мнению, сейчас выбрано самое неподходящее время (финансово-экономический кризис - ИФ) для таких изменений, которые могут тяжко отразиться на представителях малого и среднего бизнеса, небольших региональных туркомпаний. Особенно это касается туркомпаний, занимающихся въездным международным туризмом.

«Мы будем всячески противодействовать этим поправкам», - заметил С.Борисов.

«Пока мы видим, что существующая система фингарантий выполняет только одну функцию – пополнение доходов страховых компаний» - считает председатель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. -

Это хорошо для страхового рынка, но это ничего не дает потребителю и плохо для туроператоров».

Он обратил внимание на то, что для туркомпаний, занимающихся выездным туризмом, и компаний, работающих в сегменте въездного туризма, установлен единый размер фингарантий.

«Барьер для туроператоров, работающих на въезд в страну, должен быть отменен», - сказал председатель КонфОП.

Также Д.Янин отметил, что процедура возмещения ущерба пострадавшим туристам может достигать целого года, что неприемлемо.

По словам президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергея Шпилько, тот законопроект, который "навязывается сейчас туристическому рынку", неизбежно приведет к его монополизации, и, как следствие, росту цен на турпутевки.

При этом, как заметил С. Шпилько, увеличенные в 10 раз финансовые гарантии не смогут защитить туристов в случае серьезных проблем крупных туроператоров.

"Финансового обеспечения даже в 100 млн. руб. может не хватить для возмещения ущерба в случае возникновения массовых потребительских конфликтов", - сказал С. Шпилько. – Для крупных компаний в высокий сезон эта сумма сопоставима с объемом реализации всего за несколько дней, хотя путевки у них могут быть проданы на месяц и более вперед".

"РСТ никогда не выступал против финансового обеспечения ответственности туроператоров перед туристами, - уточнил С. Шпилько. – Однако мы считаем, что размеры этого обеспечения должны быть увязаны с объемами реальной ответственности туроператоров перед своими клиентами".

По данным Российского союза туриндустрии, за 1,5 года, прошедших с момента принятия закона о финансовых гарантиях туроператоров, страховые компании получили около 400 млн рублей, выплатили 6-7 млн рублей.

Более того, как сказал С. Шпилько, по результатам обследования 1 тыс. туроператорских компаний, проведенного Росстатом в 2006 г., средний годовой оборот отечественного туроператора составил менее 18 млн. рублей.

"В этом году региональные ассоциации и отделения Российского союза туриндустрии предоставили данные, согласно которым годовой оборот большинства отечественных туроператоров в настоящий момент составляет менее 50 млн. рублей, - сказал С. Шпилько. - В то же время валовая годовая выручка крупнейших отечественных игроков на рынке за 2007 г., по данным опубликованных рейтингов, достигала 10 и более млрд. рублей. Таким образом, предлагаемая сумма в 100 млн. рублей существенно превышает реальный объем ответственности большинства российских туроператоров перед потребителями и при этом составляет лишь 1-2% годового оборота крупнейших туристических компаний".

В РСТ уверены, что такая диспропорция увеличивает риски клиентов крупных компаний. Финансового обеспечения даже в 100 млн. рублей может не хватить для возмещения ущерба в случае возникновения массовых потребительских конфликтов. Для крупных компаний в высокий сезон эта сумма сопоставима с объемом реализации услуг всего за несколько дней, а реальная глубина продаж - значительно больше месяца.

По мнению председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрий Барзыкин, новый законопроект нанесет серьезный удар по среднему и малому бизнесу, причем, прежде всего, в регионах, где туризм в последнее время все чаще становится одной из движущих сил экономики.

"Следствием такого механического подхода к определению фингарантий станет ограничение конкуренции на туристическом рынке, права потребительского выбора, - сказал выступающий на пресс-конференции. – Кроме того, начнется вытеснение региональных и так называемых «нишевых» компаний, то есть специализирующихся на работе в относительно узких сегментах рынка, в сферу нелегальной туроператорской деятельности".

В РСТ считают, что если бы лоббисты поправок в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» действительно заботились о защите прав потребителей, то они бы думали в первую очередь о том, как увязать размер фингарантий с реальными объемами ответственности туроператоров; как упростить слишком сложную для туристов процедуру возмещения ущерба за счет средств финансового обеспечения, а также о создании механизма оперативного разрешения крупных потребительских конфликтов в сфере туризма.

"Можно, например, создать государственный фонд на случай необходимости срочных выплат", - заметил президент РСТ.

По его словам, в сфере въездного туризма финансовое обеспечение вообще носит фиктивный характер.

"Иностранный турист не сможет получить никакого возмещения за счет фингарантий российского туроператора, поскольку договор о реализации турпродукта он заключает не с ним, а с отправляющей компанией в своей стране, - сказал С. Шпилько. – И это отлично демонстрирует истинные намерения инициаторов проекта: передел рынка и увеличение доходов страховых компаний, а не обеспечение реальной защиты прав потребителей".

РСТ предложил три варианта финансового обеспечения туроператорской деятельности.

Лучшим вариантом было бы страхование ответственности туроператора по каждому отдельному договору на основании заранее согласованных типовых тарифов. Стоимость такой страховки, по предварительным оценкам, составила бы не более 1% от стоимости путевки.

Другой вариант: страхование ответственности туроператора в размере, например, 5% от объема реализации турпродукта за предшествующий год, но на сумму не менее установленного сегодня минимума в размере 10 млн. руб. Тогда крупным туроператорам придется оформлять фингарантии больше, чем на 100 млн. рублей, но ведь и риски у них больше.

Третий вариант: для туроператоров с оборотом до 100 млн. руб. сохранить гарантии в размере 10 млн. рублей; для тех, у кого обороты составляют 100-500 млн. руб. установить гарантии в 30 млн. рублей; далее с оборотом до 1 млрд. рублей – гарантии 50 млн. рублей; до 2 млрд. рублей - 100 млн. рублей; свыше этой суммы - 150 млн. рублей. Кстати, годовой оборот обанкротившегося «Детура» оценивается как раз в 1-1,5 млрд. рублей, а его страховщик РОСНО получил от туристов претензий на сумму более 20 млн. рублей.

Требования к финансовому обеспечению туроператоров, специализирующихся на въездном туризме, должны быть отменены или, в крайнем случае, приравнены к соответствующим требованиям для туроператоров по внутреннему туризму.

Во вторник, 11 ноября, в Федеральной антимонопольной службе состоится совещание с участием депутатов Госдумы РФ по поводу принятия поправок к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cqafb', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');