В Госдуме предложили снизить ответственность РЖД за сроки перевозки
Москва. 10 июля. INTERFAX.RU - Ответственность ОАО "Российские железные дороги" за сроки перевозки может снизиться: депутаты Государственной думы хотят уменьшить штрафы для компании, пишет в понедельник "Коммерсантъ".
"Если сейчас монополия платит по 9% стоимости перевозки за сутки просрочки вплоть до полной потери дохода, то по новым правилам пеня упадет до 6% и не превысит 30% платы", - отмечает издание. Проект соответствующих поправок к Уставу железнодорожного транспорта РФ, сокращающие пени за просрочку доставки груза или порожних вагонов, может быть внесен в Госдуму, сообщает газета.
Автор документа депутат Владимир Афонский в пояснительной записке объясняет: нужно гармонизировать российские нормы с законодательствами стран-членов ЕЭС и соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), где ответственность, как правило, начинается с 6% платы за перевозку и ограничена 30%. Но в заключении правового управления Госдумы отмечается, что снижение пени и ее предельного размера "негативно скажется на стимулировании перевозчика надлежащим образом исполнить свои обязательства".
Издание напоминает, что условия доставки грузов ужесточились для РЖД в 2003 г., когда предел общего размера пени увеличился с 50% до 100% стоимости перевозки. В компании уверяют, что за последние годы она существенно повысила надежность доставки. "В 2016 г. в установленные сроки доставлено 96,7% груженых отправок, с начала года - 97,5%. Соответственно, снизился и объем претензий за просрочку", - сказал "Коммерсанту" представитель монополии.
Один из участников рынка также отметил, что если раньше у "Российских железных дорог" была "масса проблем с доставкой вовремя", то сейчас "по грузам сроки плюс-минус исполняются", а основной объем пени начисляется по претензиям операторов в рамках перевозки порожних вагонов. Это подтверждает и статистика самих РЖД, приведенная в материалах к заседанию экспортно-консультативного совета Госдумы на прошлой неделе. С 2014 по 2016 гг. общий объем взысканной с компании пени за просрочку сократился с 7,6 млрд до 1,8 млрд руб.
При этом наибольший вес в общей сумме поданных исков приходится на операторов. В 2014 г. 10% рассмотренных исков и 20% в общей их сумме приходилось на "Первую грузовую компанию" (ПГК) Владимира Лисина, в 2016 г. 27% суммы взыскивал "Газпромтранс", 25% - "РН-Транс". Собеседник издания на транспортном рынке отметил, что если грузоотправители выставляют претензии в соответствии с уставом, то между "Российскими железными дорогами" и ж/д операторами существует "джентльменское соглашение" о непредъявлении всего объема претензий. В ПГК, например, "Коммерсанту", сообщили, что с 2014 г. руководство компании "в целях развития партнерских отношений с РЖД" приняло решение вообще прекратить взыскивать пеню с перевозчика.
Но послабления для монополии сильно беспокоят грузоотправителей. Собеседники газеты среди них отмечают, что "логика инициативы выглядит, по меньшей мере, странной", поскольку неизбежно "повлечет снижение технологической и финансовой дисциплины "Российских железных дорог" и торможение развития отрасли". Вместо адекватных мер регулирования, подчеркнул один из грузоотправителей, наблюдаются "ставшие уже нормой для монополии преференции без учета потребностей остальных участников рынка".
Источник газеты среди операторов считает, что в качестве компромисса можно было бы просто вернуться к порогу общего размера пени в 50% платы за перевозку. С одной стороны, пояснил он, если перевозка выполнена, пусть и с задержкой, перевозчик должен что-то за нее получить. С другой стороны, в случае, например, со скоропортящимся грузом задержка напрямую влияет на его качество. По нормативам срок, после которого груз считается утраченным, составляет два месяца, но и до этого он может полностью потерять свои качества. Синхронизация же с международными нормами, полагает собеседник "Коммерсанта" - аргумент, к которому прибегают слишком избирательно. Например, СМГС разрешает перевозку контейнеров в полувагонах, но в России запрет этого пролоббировало подконтрольное РЖД ПАО "Трансконтейнер", и международные стандарты не стали аргументом.