Гандбол15:00Женщины, 1/2 Финала, #2Подробнее

Гендиректор ОМЗ: Создаем EPC-подрядчика с опорой на свой проектный институт и партнера мирового уровня

Михаил Смирнов рассказал о сотрудничестве "Объединенных машиностроительных заводов" с "Роскосмосом" и "Роснано"

Гендиректор ОМЗ: Создаем EPC-подрядчика с опорой на свой проектный институт и партнера мирового уровня
Гендиректор ОМЗ: Создаем EPC-подрядчика с опорой на свой проектный институт и партнера мирового уровня
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 31 октября. INTERFAX.RU - Генеральный директор "Объединенных машиностроительных заводов" Михаил Смирнов в интервью "Интерфаксу" рассказал, как проектный институт создает добавленную стоимость для машиностроительного холдинга; как импортируются и адаптируются технологии и бизнес-практики и как создается репутация EPC-подрядчика. Разговор состоялся по дороге на космодром Куру во Французской Гвиане, который является одним из адресов поставки продукции ОМЗ.

- Что такое группа ОМЗ, как ее позиционировать? Это холдинг с долгосрочными стратегическими целями или портфель инвестиций Газпромбанка ?

- В первую очередь, это, конечно, консолидирующая компания, которая объединяет ключевые производственные активы по целому ряду отраслей. Можно выделить четыре группы активов в атомной, нефтегазовой, криогенной и металлургической отраслях.

"Ижорские заводы" - единственный производитель оборудования ядерного острова для атомной промышленности. Несколько лет назад оно приобрело также компетенции в производстве тяжелого оборудования для нефте- и газопереработки.

"Криогенмаш" - единственное на постсоветском пространстве предприятие криогенного машиностроения с научно-конструкторским блоком, собственной производственной базой. Предприятие, обеспечивающее криогенными установками все отрасли промышленности бывшего СССР и еще более 30 стран мира.

Металлургические активы - группа из трех предприятий: "ОМЗ-Спецсталь", "ОМЗ-Литейное производство" (оба в Санкт-Петербурге) и "Уральский металлургический завод" в Екатеринбурге. Они производят материалы и заготовки для предприятий тяжелого машиностроения из любых марок стали, в том числе для ВПК.

- Как руководство группы смотрит на эти активы? Это долгосрочное владение, управление, развитие или "создание добавленной стоимости - выход"?

- Активы находятся в портфеле Газпромбанка, основного и единственного акционера всей группы, уже очень давно. Возможно, когда-то это начиналось как сбор определенного портфеля. За годы владения Газпромбанк практически полностью перестроил все предприятия, попавшие в портфель, проинвестировал значительные средства в модернизацию, обновление оборудования и расширение не только технологических возможностей, но и создание новых продуктов.

Каких-либо немедленных или среднесрочных целей по выводу портфеля на пик стоимости для последующей его продажи не существует. Поэтому мы как ОМЗ, как управляющая компания к этому набору активов относимся как долгосрочному - со стратегическим подходом к его дальнейшему развитию.

- У Газпромбанка помимо ОМЗ есть и другие промышленные активы. Нет ли намерения их консолидировать в вашу группу?

- О таких планах мне не известно. Но в процессе органичного развития бизнеса характер взаимозависимости активов со временем может меняться. Это происходит после того, как конкретная группа активов выходит на свою чистую, ясную, прозрачную стратегию. Когда эта группа активов становится абсолютно самодостаточной и обособленной с точки зрения производимых продуктов и рынка. Вот тогда происходит обособление подобной группы для максимизации эффекта от ее дальнейшего развития.

Так произошло объединение двух заводов - УЗТМ ("Уралмаш") и "ИЗ-КАРТЭКС", которые были объединены под одной отдельной управляющей компанией. Были выделены из ПАО ОМЗ (сейчас также принадлежащие "Газпромбанку") "КАРТЕКС" (в этом году) и "Уралмаш" чуть раньше. Сейчас это отдельное предприятие, консолидирующее всю работу с горной промышленностью и черной металлургией.

- Каково место продукции ОМЗ на рынке машиностроения для космической отрасли?

- Группа ОМЗ, сотрудничая с "Роскосмосом", поставляет оборудование нескольких своих предприятий на аэрокосмические объекты в России и зарубежных странах. Основным предприятием является "Криогенмаш", который обеспечивает системами хранения сжиженных газов, термостатирования, заправки азотом, кислородом, водородом целого ряда космодромов мира, помимо российских стартовых площадок. Кроме "Криогенмаша" продукцию этого профиля могут изготавливать "Ижорские заводы" (крупногабаритные вакуумные камеры) и наши металлургические предприятия (поковки и кольца для будущих ракет).

- Здесь на Куру запускаются не только российские "Союзы", но и европейские ракеты Ariane. Какова конкурентоспособность российских ракет-носителей, а значит и вашей продукции в сравнении с зарубежными машиностроителями?

- Конкурентов, безусловно, хватает. Но когда ты запускаешь очень дорогостоящий объект, ценность которого реализуется только тогда, когда он выйдет на околоземную орбиту, тебе важно, чтобы он туда вышел максимально надежно, но в то же время и по разумной цене.

- Вы можете назвать какие-то заметные последние контракты ОМЗ в космической отрасли?

- Помимо систем для стартовых комплексов мы работаем над рядом контрактов, одним из которых является разработка стендов термовакуумных испытаний для спутниковых систем АО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнёва". Стоимость этого контракта порядка 2 млрд рублей.

Продолжается постоянная работа с Центром эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры. Там контракты больше, но гораздо протяженнее по времени - их средняя продолжительность от пяти до семи лет.

Сейчас мы работаем с ними над созданием стартового комплекса космического ракетного комплекса тяжелого класса на космодроме "Восточный" ("Ангара-А5", "Ангара-А5П") сроком до 2025 года. Стоимость этого контракта - 3,8 млрд рублей.

Я бы назвал этот контракт стандартным. Все компетенции и технологии имеются в наличии и подтверждены нами. Это - новая ракета-носитель, космический старт. Для него мы поставляем оборудование хранения, термостатирования; кислород, азот, возможно водород. Будет кислородная станция - установка разделения воздуха. Также предоставляем услуги по обучению и сервису.

- Больше двух лет назад вы создали совместное предприятие с южнокорейской промышленной группой Daelim - ООО "ОМЗ-Дэлим". Можно рассказать о каких-то результатах работы этого СП?

- Для нас это был первый успешно реализованный опыт совместного предприятия с зарубежным партнером. До этого попытки тоже были - с владельцами определенных технологий, которые хотелось бы перенести в РФ; с владельцами продукта, который хотелось бы локализовать.

Компания была создана почти 2,5 года назад. И за эти 2,5 года существования она продемонстрировала выполнение тех задач, которые перед ней ставили, и стабильный финансовый результат. Так не всегда бывает со свежесозданными СП.

Компания была задумана как EPC-игрок на российском рынке, объединяющий опыт российского машиностроения и десятилетиями накапливаемые корейским партнером навыки управления крупными проектами в строительстве нефтегазовых промышленных объектов. В таком виде эта идея и была реализована. С момента создания СП мы приступили к реализации двух проектов: гидрокрекинг на Омском НПЗ и завод СПГ "Криогаз-Высоцк".

- Каков статус исполнения этих контрактов?

- На НПЗ закончено проектирование, идет стадия поставки оборудования. Производители - в основном российские компании, в том числе и группа ОМЗ. Но она не может произвести все оборудование на свете - это и не самоцель. Когда занимаешься крупным промышленным проектом на условиях "инжиниринг и поставка", понятно, что поставщиков будут десятки, по разной номенклатуре. И здесь важно то, что в тех проектах, которые мы реализуем как ОМЗ или "ОМЗ-Дэлим", мы гарантированно внимательно относимся к анализу предложений в первую очередь российских поставщиков. Что не всегда является приоритетом в проектах, реализуемых зарубежными подрядчиками.

- А что происходит на стройплощадке в Высоцке? Каков процент исполнения проекта?

- На сегодняшний день - около 60%. Полностью завершен инжиниринг, подготовлена строительная площадка, сделаны подготовительные строительные работы и выполнена значительная часть самого значительного объекта строительства - резервуара хранения СПГ на 43 тыс. кубометров; идет строительство причала, что также было очень емким по времени и стоимости мероприятием. Подготовлены фундаменты под установку технологического оборудования.

Основное технологическое оборудование практически полностью изготовлено и либо завезено, либо завозится и еще продолжит завозиться в течение ближайших шести месяцев. "Ижорские заводы" отгрузили все, что должны были произвести для проекта. Air Liquide как поставщик технологий и части криогенного оборудования выполнил свои задачи по холодным блокам и готов их поставить. Компания "РЭП Холдинг" завершила изготовление первого в России компрессора смешанного хладагента для завода СПГ (в проекте запланировано применение двух крупных компрессоров по 25 МВт). Впереди монтаж оборудования: строительство основной технологической линии, вспомогательной инфраструктуры. По объемам это уже гораздо меньшее вложение ресурсов, чем к настоящему моменту вложено. Процесс идет достаточно активно. Проект движется по графику, уровень готовности растёт.

- Полностью весь проект - это 660 тыс. тонн, две линии по 330 тыс. тонн. А есть перспективы для расширения?

- Да, он заранее был спроектирован под возможное удвоение. Самое простое, что можно сделать дальше - это вторым этапом удвоить мощность, сделав копию первых двух линий.

Либо, если владельцу завода потребуется более существенный шаг в наращивании объемов, можно прийти к использованию аналогичной технологии, но с большей производительностью.

- Можно говорить о выходе на 1,3 млн тонн и более?

- Это то, на что завод уже спроектирован, но строится пока только половина от этого объема. Сейчас 660 тыс. тонн строится, 660 уже запроектировано дополнительно вторым этапом. Второй этап, если будет на то желание инвестора и спрос (потому что такие объекты, как правило, строятся, когда существенная доля продукта уже продана будущим клиентам на долгосрочной основе) может быть увеличен по мощности. Насколько увеличен - вопрос рынка.

- А мощности подводящего газопровода хватит на расширение свыше миллиона тонн?

- Для двукратного увеличения точно хватит.

- Каково понимание перспектив дальнейшей работы "ОМЗ-Дэлим" в Высоцке - после изменения состава участников проекта?

- В настоящий момент идут переговоры о формате дальнейшего взаимодействия. Я думаю, результаты будут известны в течение месяца, тогда можно будет об этом рассказать. Пока работы продолжаются в той форме, в какой изначально планировались.

- Какие вы ставите задачи перед "ОМЗ-Дэлим" на перспективу?

- Завершить проекты, которые сейчас запущены - самое главное для того, чтобы подтвердить факт наличия компетенции и возможность предсказуемого движения вперед. Конкретных целевых проектов, которые мы хотели бы подписать контрактами в течение месяца или двух, на столе нет. Мы готовы смотреть на широкий спектр. Это и проекты в России, и за рубежом. Зарубежные проекты для нас были бы наиболее интересны с точки зрения вызова, возможных масштабов.

- Каков статус работ над установкой подготовки газа к транспорту на компрессорной станции "Славянская" - у начала газопровода "Северный поток 2"?

- Наш объем работ можно называть "инжиниринг и поставка" всего комплекта оборудования для четырех линий. Стройку для заказчика будет осуществлять компания "Стройгазмонтаж" (СГМ). С этой компанией мы работали на демонтаже линий на "Казачьей", она будет монтировать оборудование в "Славянской" на площадке строительства УПГТ компрессорной станции.

На сегодня выполнена проектная документация, завершается процесс разработки рабочей документации. Параллельно этому идут два процесса: заказана половина основного технологического оборудования будущих линий, вторая половина основного технологического оборудования уже была изготовлена и большей частью смонтирована на УПГТ КС "Казачья" под Туапсе. Это оборудование на сегодняшний день на Казачьей демонтировано, проходит инспекцию и находится на разных этапах транспортировки в Санкт-Петербург.

К настоящему моменту отгружено более 200 автомобилей с легким оборудованием и комплектующими, все тяжелое оборудование движется на баржах по водным путям из порта Темрюк в порт Усть-Луга, негабаритное оборудование, хранящееся на складах, продолжает инспектироваться и ресертифицироваться под будущее использование и вывозится к месту будущего строительства вблизи Усть-Луги, на точку стройки КС "Славянская".

- В техническом задании на работы по "Славянской" сказано, в том числе, об инспекции состояния оборудования, продлении гарантийного срока. В каком состоянии вы обнаружили это оборудование после того, как оно какое-то время стояло на другом объекте? Годное ли оно?

- Начав заниматься этим проектом, мы убедились, что заказчиком ("Газпромом" ) полностью соблюдались нормы хранения как складского оборудования в ящиках, не распакованных к моменту наших инспекций, так и того технологического оборудования, которое уже было смонтировано.

Все технологические линии были опрессованы и находились под азотом. Те участки трубопроводов, которые не были увязаны в контур, были снабжены необходимыми заглушками, препятствующими возникновению коррозии, попаданию влаги. И соответственно мы не увидели сюрпризов. Тем не менее, инспектирование оборудования продолжается.

Мы закончили инспекцию всего объема крупного технологического оборудования, и нам еще предстоит проверить процентов 30 мелкого оборудования, которое тысячами единиц упаковано производителями в ящиках. Все работы по инспектированию выполняются не только нами, но и представителями производителя. По каждой отдельной единице оборудования производитель вызывается, принимает участие в инспекционной комиссии. Если вдруг выявляются какие-то дефекты, то изготовитель выдает рекомендации об их устранении. Параллельно тот факт, что оборудование является годным к будущему использованию, подтверждается отсутствием у нас трудностей с продлением гарантий производителей на данное оборудование на дополнительный срок минимум в два года.

- Кому размещены заказы на новое оборудование?

- Из основного технологического оборудования ключевыми являются адсорберы. Они изготавливаются двумя предприятиями группы ОМЗ - "Ижорскими заводами" и "Уралхиммашем". Ряд блочного оборудования изготавливается группой компаний "Гидромашсервис" (ГМС) - продолжается выбор поставщиков как технологического оборудования, так и запорно-регулирующей арматуры в электрике и автоматике.

- Чей адсорбент будет использоваться?

- Этот вопрос решается прямо сейчас. Вариантов два. На трех предыдущих УПГТ, построенных по технологии ADAPT на "Портовой", "Краснодарской" и "Казачьей", использовалась продукция BASF в качестве первой засыпки. Но к настоящему моменту силикагель производства "Салаватского завода катализаторов" успешно прошел промышленные испытания на "Портовой", есть отчеты, положительные результаты анализа его качества, состояния, производительности и срока службы. Поэтому сейчас мы вместе с лицензиаром технологии решаем, кто станет поставщиком, очень серьезно подходя к тому, чтобы в первую очередь шансы были у российского производителя.

- По-прежнему технология ADAPT на весь комплекс КС "Славянская"?

- Технологию было решено не менять. Первой причиной стало время, имеющееся для завершения строительства данной станции. Оборудование с УПГТ КС "Казачья" было спроектировано и произведено именно под эту технологию. И для четырех линий, которые должны быть построены на "Славянке", с двумя, использующими оборудование с "Казачьей", и двумя новыми, - делать вторую, альтернативную технологию только на две линии было признано нерациональным.

Ключевым решением, которое было принято в самом начале проектирования данного объекта, стало то, что проектирование в первую очередь должно быть выполнено российским проектным институтом, по российским стандартам и с максимальным использованием не только российских компонентов, но и российских марок стали.

Тот факт, что российский проектный институт "Гипрокислород", входящий в группу компаний ОМЗ, взял от компании Siirtec Nigi, проектировавшей предыдущие объекты, только базовый дизайн, а далее полностью самостоятельно выполнил технологическое проектирование самой станции и выполняет сейчас рабочее проектирование, является подтверждением того, что инжиниринг подобного уровня в России делать возможно. Это гарантия того, что интересы российских компаний-поставщиков будут соблюдены в первую очередь в ходе закупок оборудования для проекта.

- Каким остается участие Siirtec Nigi в этом вашем проекте?

- Siirtec является поставщиком базового дизайна для последующего проектирования объекта нашими силами. Эту часть работы они выполнили и всю необходимую нам информацию своевременно предоставили. Также они являются поставщиком части технологического оборудования.

- А как рождаются такие идеи, подобные контракту на КС "Славянская"?

- Это результат предварительной проработки проектов "Газпромом", принимающим в расчёт развивающиеся возможности российских предприятий. Возможности предприятий группы ОМЗ обсуждаются с заказчиком регулярно. Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер раз в год как председатель совета директоров Газпромбанка в первом квартале каждого года проводит совещание о развитии промышленных активов банка. Это не формальные доклады о состоянии дел - там действительно идет живая дискуссия о проектах, об их экономике, технологиях. Зачастую в таких обсуждениях рождаются идеи по оптимизации проектов и снижению затрат.

- Год назад вы создали с французской Air Liquide совместное предприятие ООО "Прикладные технологии СПГ". Что сделано в этом направлении?

- СП было создано для формировании в России компетенции по технологическому проектированию цикла ожижения природного газа на смешанном хладагенте по конкретной технологии - технологии Air Liquide - с использованием пластинчато-ребристых теплообменников. Не витых, как использует Air Products в своих крупнейших СПГ-заводах, а пластинчато-ребристых, таких же, как используются в процессе ConocoPhillips.

В настоящий момент крупные пластинчато-ребристые теплообменники в России не производятся. Их когда-то производил "Криогенмаш", лет 15 назад отказался по причине низкого спроса в России. В случае необходимости эта компетенция может быть восстановлена, затраты на ее воссоздание подсчитаны.

Целью создания СП было принести в Россию саму технологию, навык и принципы проектирования, расчетные модели. Все передаётся специалистам СП в России. Чтобы в России по данной технологии можно было не только изготовить оборудование по расчетам, пришедшим из-за рубежа (от которых мы в любом случае зависели бы всегда в будущем), а иметь возможность самим произвести расчеты здесь, российскими специалистами под любую задачу. А уже потом на российских компаниях обеспечить производство данного оборудования.

- Кроме фундаментальных задач проекты практического приложения есть у СП?

- Основной фокус делается на зарождающуюся отрасль среднетоннажного сжижения метана на территории России для целей компании "Газпром газомоторное топливо" и ряда промышленных предприятий.

В настоящий момент концептуально проработаны два проекта. Один на территории Татарстана, предположительно в городе Чистополь, второй мог бы располагаться в Томской области вблизи Томска.

И тот, и другой проект сильно зависят от гарантий спроса на будущий продукт, поскольку запускаться они должны как чисто коммерческие предприятия. Большие усилия прилагаются к обсуждению с регионами стимулирующих мероприятий, которые они могли бы инициировать у себя на территориях для создания и поддержания спроса на СПГ как продукт на стартовом этапе, к моменту завершения строительства заводов.

- Кроме группы "Газпром" есть ли у ОМЗ подобного уровня проекты в российском нефтегазовом секторе?

- Для "ЛУКОЙЛа" мы строим топливозаправочный комплекс в Шереметьево. Его строительство - одно из мероприятий к проведению Чемпионата мира по футболу-2018. Стоимость контракта - 5 млрд рублей. Мощность комплекса - 1,2 млн тонн в год. Объем резервуарного парка - 20 тыс. кубометров, с возможностью увеличения до 25 тыс. куб. м.

К объекту предъявляются требования системы магистрального транспорта нефтепродуктов. Поэтому особые требования предъявляются к квалификации специалистов, контролю качества работ.

Топливопроводы подводятся прямо к местам парковки самолетов у телетрапов нового пассажирского терминала. Не будет никаких автомобилей - топливозаправщиков.

Из зарубежных проектов хочется отметить договор на проектирование изготовление и поставку двух крупнейших в мире воздухоразделительных установок в Узбекистан. Установки предназначены для снабжения кислородом строящегося завода по производству метанола.

- "Газпром" уже несколько лет пытается выбрать поставщика технологий и оборудования выделения гелия для Чаянды или Ковыкты. Каковы шансы ОМЗ участвовать в проектах?

- Мы участвуем в данном проекте совместно с компанией "Роснано".

Реализовав проект НИОКР, мы разработали свою собственную технологию производства половолоконных мембран: приобрели лабораторную установку, на ее базе получили и волокно и необходимое покрытие с требуемыми параметрами по проницаемости, провели испытания. Вышли на возможность промышленного производства изделий. Но отсутствие референций не дает гарантий того, что ты войдешь в первый тендер, а следующих тендеров никто не обещает.

Анализируя развитие рынка мембранных элементов, мы продолжали смотреть, какие технологии доступны и экономически целесообразны. Вышли на компанию UOP Honeywell. Она обладает технологией рулонных мембран, которые используются как в водоподготовке, так и в газоразделении. Они единственные в мире, кому удалось добиться высочайших результатов при выделении именно гелиевого концентрата. Проверенная технология с многочисленными случаями внедрения, хорошо себя зарекомендовавшая и надежная.

Далее в своем кругу партнеров по интересным НИРам и НИОКРам мы вспомнили, что у "Роснано", с которой мы периодически сотрудничаем по научным разработкам, в портфеле был завод во Владимире по производству рулонных мембран для водоподготовки. И за 10 минут родилось предположение, что надо туда съездить посмотреть и решить, а нельзя ли там на готовом производстве из материала, подобного UOP, изготавливать мембраны для газоразделения.

Позвонили в UOP. На 100-летнем юбилее компании пообщались с приехавшим из США руководством, сказали, что они не потеряют ничего либо получат возможность продвинуть свой продукт в России, если согласятся с нами и "Роснано" пообщаться на тему возможной локализации их технологии на готовом российском производстве.

Они заинтересовались, прислали специалистов, съездили на завод "Роснано", подтвердили, что завод укомплектован всем необходимым оборудованием. И через несколько месяцев была технологически подтверждена возможность создания мембранного картриджа, были изготовлены первые образцы, которые успешно прошли испытания, проводимые "Газпромом" на Ковыктинском месторождении: мембранные картриджи UOP, изготовленные на заводе "Роснано", установленные на мембранной установке ОМЗ. В итоге сложился документально зафиксированный консорциум UOP как владельца технологий, "Роснано" как оператора и ОМЗ как изготовителя мембранных установок. И этот консорциум сейчас готов к участию в тендере.

- А "Газпром" готов допустить вас к конкурсу?

- Технические задания на тендер в предыдущей версии исключали использование рулонных мембран. Это, на наш взгляд, абсолютно необоснованно. Позднее были редакции технического задания, которые не фиксировали это требование. К настоящему моменту ситуация находится в неопределенности. В распоряжении нашего консорциума имеются готовые решения, производимые в России. При необходимости в России можно воспроизвести весь цикл производства, в том числе самого материала, из которого изготавливается мембранный картридж.

В принципе мы готовы к участию в тендере. Слово за заказчиком, какое решение он примет относительно формулирования технического задания для конкурса. Если они отойдут от требований исключительного использования только половолокна, то я думаю, у нас очень хорошие шансы, потому что решение по цене и надежности очень конкурентоспособно.

Проблема заказчика в том, что, создав технологический процесс по выделению гелиевого концентрата, ты можешь остаться зависим от конкретного зарубежного производителя. И каковы твои шансы в перспективе от этой зависимости избавиться, пусть даже если тебе потребуется за это платить? Только вариант UOP/"Роснано"/ОМЗ является немедленно воспроизводимым в России. Запуск ключевой стадии - изготовления полотна - решается в течение нескольких месяцев при необходимости. Остальные варианты такой возможности не предоставляют.

- Как вы считаете, почему в России многие компании, которые обладали серьезной проектной, технологической экспертизой, но не занимались крупными стройками, сейчас переродились в EPC-подрядчиков? Вот ваш "ОМЗ-Дэлим" например.

- Каждая компания, заявляющая о себе как EPC-подрядчик (engineering, procurement, construction - ИФ), к этому приходит по-разному. Наш выбор с тем же "ОМЗ-Дэлим" был неслучаен. Компетенции, которые были у ПАО ОМЗ, на тот момент (2014-2015 гг.) концентрировались на производстве основного технологического оборудования. Зачастую это оборудование монтировалось с нашим шеф-надзором.

Управление крупными проектами в рамках ОМЗ обкатывалось только на строительстве кислородных станций (которых к сегодняшнему моменту в собственности к ОМЗ находится 8 штук). Именно поэтому понадобился значительно более объёмный опыт такой компании как Daelim, опыт управления проектами гораздо большего масштаба - не 50-70 млн евро, а 500-700 млн, миллиард и больше. Наличие подобного опыта в создаваемой ЕРС-компании являлось бы гарантом для будущих клиентов подобного СП в том, что работа будет выполнена в соответствии с договором.

Когда заказчик выбирает подрядчика на определенную работу, помимо цены, он смотрит на предсказуемость результата. При наличии подобной компетенции в СП, которое мы создали, предсказуемость результатов подтверждать было гораздо проще не только финансово (корпоративными или банковскими гарантиями), но и неким уровнем комфорта по поводу того, что деятельность компании будет базироваться на значительном накопленном опыте партнеров. Можно заложить в контракт EPC-проекта какие угодно штрафы, но время не вернешь. Необходимое время для повторного выполнения каких-либо работ оттянет срок запуска и окупаемость, стратегические планы заказчика.

Поэтому здесь мы пошли по достаточно простому и предсказуемому пути. Мы создали СП с компанией, опыт которой не подвергается сомнению, и это позволило нам начать наращивать свой собственный опыт на объектах другого уровня. Параллельно мы в рамках самой компании ОМЗ запустили направление по управлению проектами создания крупных промышленных объектов самостоятельно.

Развитие компетенции началось на базе комплектных поставок блочного оборудования, что стало следующим эволюционным шагом в нашем внутреннем развитии. Мы перешли от производства отдельных единиц оборудования к производству и поставке комплекта оборудования, увязанного в технологические блоки. Блоки поставляются комплектно с необходимым оборудованием КИП, арматурой, автоматизированными системами управления. Это был первый шаг. Далее мы занялись подтверждением развивающихся возможностей нашего проектного института "Гипрокислород", уходя в проектирование промышленных объектов в области нефтегазопереработки, например, проектирование установок очистки газа Мозырского и Осиповичского подземных хранилищ. Мы завершили проектную документацию и рабочую документацию. Надеемся, что в будущем примем участие в поставках этого оборудования комплектно.

Еще один немаловажный фактор, один из ключевых для полноценной EPC-компании, это наличие в своем составе компетенции технологического проектирования объектов, которые строишь. Чистое управление проектами, на мой взгляд, проигрывает тому варианту, когда у компании EPC помимо навыков управления проектами есть еще и глубокое понимание технологических процессов, на которых этот проект базируется.

И здесь наличие полноценного проектного института со своим технологическим проектированием, которое переходит в строительное проектирование с дальнейшим формированием рабочей документации на весь объект и основное технологическое оборудование, является залогом того, что мы в проект входим своими людьми и компетенциями с самых ранних этапов его развития.

Понимание принципов, на которых строится процесс проектирования, и главное - тех подходов и решений, которые специалисты нашего проектного института закладывают в проект, позволяет с гораздо большей предсказуемостью оценить этапы проекта уже на ранних стадиях его планирования. Это важно для сроков реализации проекта, важно для его сквозного понимания всеми службами (и проектирования, и закупок, и управления проектом, и строительным блоком) возможностей и запросов друг друга. Собственный проектный институт, способный разработать документацию по эффективному применению технологии мирового уровня, является столь же важным фактором для успешной ЕРС-компании, как и существенный опыт предыдущих работ по управлению проектами.

- Какой путь прошел "Гипрокислород" в подтверждении и совершенствовании своей экспертизы?

- "Гипрокислород" не вдруг стал проектным институтом с такими возможностями. Он за свою 70-летнюю историю занимался проектированием азотных и кислородных производств и криогенных объектов для различных отраслей промышленности - металлургической, химической и нефтегазоперерабатывающей.

Первым крупным значимым проектом "Гипрокислорода" по технологическому проектированию объектов газопереработки, который хочется отметить как значимый, а не проходной, стало проектирование УПГТ (установки подготовки газа к транспорту) "Бактыярлык". Была выполнена проектная документация, основное технологическое оборудование было произведено компанией "Уралхиммаш" и поставлено в Туркмению. Установка построена и давно и прекрасно работает.

Этот проект позволил нам подтвердить, что "Гипрокислород" способен выполнять масштабные проекты. Но для того, чтобы быть полноценным институтом, гарантированно выполняющим не только проекты по подготовке газа, но и более сложные проекты в газо-, нефтепереработке, ему предстояло усилиться дополнительными технологическим специалистами. Этим "Гипрокислород" и занимался с 2013 по 2016 год, чему отчасти способствовал и общий кризис на рынке проектных услуг, который отразился на деятельности целого ряда великолепных проектных институтов, созданных еще в Советском Союзе. Часть ключевых сотрудников этих институтов сейчас составляют ядро возможностей технологического проектирования нашего "Гипрокислорода", мы очень этому рады, и планируем работу по развитию компетенций продолжать.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cqafb', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');