Эксперты назвали некритичным отказ Maersk от отношений с "РусАлом"
Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU - Решение крупнейшего оператора контейнерных перевозок датской Moller Maersk отказаться от перевозки грузов, имеющих отношение к попавшим в SDN-лист компаниям или лицам, не приведет к застою значительных объемов продукции "РусАла" в портах, считают опрошенные "Интерфаксом" эксперты рынка транспортных услуг.
Доля контейнерных перевозок в экспорте "РусАла" невелика, и благодаря наличию развитой сети экспедиторов, в т.ч. в азиатском регионе, "РусАл" сможет взаимодействовать с ними вместо крупных международных игроков вроде Maersk. Тем не менее, разрыв с Maersk может привести к спорам по ряду товаров, перемещаемых в реальном времени, и к краткосрочному росту издержек.
Бойкот
В понедельник Maersk проинформировала клиентов о том, что не будет принимать платежи за перевозку грузов, имеющих отношение к подпавшим под американские санкции компаниям или физлицам, сообщило агентство Bloomberg.
По мнению опрошенных "Интерфаксом" участников российского рынка перевозок, Maersk перевозит относительно небольшие объемы экспортных и импортных грузов компаний, попавших в санкционный список.
Грузопотоки "РусАла"
Источники отмечают, что контейнеры - не главный способ транспортировки грузов "РусАла". Объем грузов "РусАла", перевозимых Maersk Line, составляет порядка 10 тыс. TEU алюминия в год. Кроме того, контейнерная линия перевозит автокомплектующие для заводов группы "ГАЗ" , речь идет примерно о годовом объеме 1 тыс. TEU. Основной объем глинозема и алюминия обрабатывается на специализированных терминалах навалочных грузов (преимущественно в Северо-Западном регионе РФ).
Контейнеризированный грузопоток алюминия на экспорт проходит через несколько терминалов портов Владивосток и Восточный, отмечают эксперты. Это связано с тем, что логистическая схема доставки строится по территориальному принципу - порты Дальнего Востока ближе к основным заводам "РусАла".
Как изменится география и схема перевозки контейнерных грузов "РусАла", источники оценить затруднились. "Сейчас груз стоит и ждет решения", - говорит собеседник агентства в экспедиторской компании, работающей с одним из заводов "РусАла". По его словам, скорее всего, будут меняться не схемы доставки, а цепочки посредников.
Отношения в контейнерном секторе
Прямые взаимоотношения между крупным грузоотправителем и транспортной компанией в контейнерном секторе - большая редкость, подтвердила участник и эксперт рынка транспортных услуг Мария Никитина, в 2007-2017 гг директор по транспорту и логистике "РусАла". "В основном рынок контейнерных перевозок обслуживается экспедиторами. Это сервисный B2B бизнес, характеризируемый небольшими персонифицированными объемами. На практике Maersk продает свои слоты и контейнеры в Россию, их покупает "Трансконтейнер" и экспедиторы, и с их помощью осуществляется доставка конечному потребителю. Maersk управляет судами, мощностями на этих судах, но не в состоянии координировать доставку груза всем адресатам", - говорит Никитина.
"Если у Maersk не будет с "РусАлом" финансовых взаимоотношений, это не значит, что Maersk не будет везти грузы "РусАла", - считает она.
"РусАл", по словам Никитиной, последнее время ориентировался на работу с крупным контейнерным бизнесом напрямую, отходя от традиционной модели взаимодействия на этом рынке. Теперь компании, скорее всего, придется вернуться к схеме перевозок с помощью экспедиторов. "Если это так, то, скорее всего, решение Maersk не несет "РусАлу" стратегической угрозы, хотя тактически это может быть проблематично для "РусАла", с учетом базовой доктрины компании работать напрямую с крупными провайдерами услуг. Не исключается временная неразбериха и некоторый краткосрочный рост издержек", - считает экс-директор "РусАла" по транспорту и логистике.
По ее мнению, Maersk вряд ли будет отслеживать и не допускать проникновение грузов "РусАла" в свои контейнеры. "Конечно, Maersk имеет общую информацию о содержимом и направлении груза, но до последнего бенефициара отследить всю цепочку - по-моему, это сложно. Предположение, что Maersk принял решение не допускать к перевозке грузы "РусАла", а не только исключить прямые договорные отношения, выглядит нереалистично", - говорит Никитина.
Профильные экспедиторы - небольшие локальные сервисные компании - вряд ли будут ориентироваться на риск вторичных санкций, считает она. "Кроме того, на азиатском направлении очень много транспортных компаний, которые предоставляют свои услуги наравне с Maersk и могут его заместить", - добавила она.
Могут возникнуть проблемы, что делать конкретно с тем или другим перемещаемым в реальном времени грузом, вокруг которого могут теоретически возникнуть споры или разногласия, признает бывший директор "РусАла" по транспорту и логистике. "В этом случае груз можно затарить/растарить, переместить в том числе в порту назначения", - сказала Никитина.
Получить комментарий Maersk Line пока не удалось.
Maersk Line - судоходное подразделение датской A.P. Moeller-Maersk A/S, мирового лидера в контейнерных перевозках и в управлении портами. Группе принадлежит 40 контейнерных терминалов по всему миру, также она владеет рядом крупнейших в мире судов-контейнеровозов.