РСПП раскритиковал поправки об открытом перечне инсайдерской информации
Москва. 28 апреля. INTERFAX.RU - Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) раскритиковал готовящиеся поправки к закону об инсайде, предусматривающие открытый перечень инсайдерской информации для эмитентов и финансовых организаций, а также наделяющий сотрудников Банка России правом беспрепятственного доступа к помещениям проверяемых юрлиц и их компьютерам.
Глава РСПП Александр Шохин направил письмо с позицией бизнеса председателю думского комитета по финансовым рынкам Анатолию Аксакову.
Беспрепятственный доступ ЦБ в офис
В документе отмечается, что предоставление сотрудникам ЦБ права беспрепятственного доступа в помещения проверяемых организаций и их компьютерам фактически означает наделение Банка России полномочиями правоохранительного органа. При этом законопроект не содержит положений о введении каких-либо форм судебного контроля за изъятием документов и информации в ходе проводимых проверок. Используя новые права, предусмотренные законопроектом, сотрудники ЦБ получат по факту неограниченный доступ к коммерческой и служебной тайнам, а также персональным данным. При этом по российскому законодательству даже сотрудники правоохранительных органов не могут получить доступ к таким сведениям без предварительного получения судебного решения.
В РСПП считают, что расширение полномочий служащих регулятора не только создает предпосылки для коррупционного поведения при осуществлении проверочных мероприятий, но и может существенно затруднить деятельность компаний.
Для защиты прав и интересов компаний, а также исключения возможных злоупотреблений РСПП предлагает предусмотреть в законопроекте исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок, а также установить ответственность Банка России за повреждение или уничтожение оборудования и информации, которые были допущены по вине работников в результате проверок.
О критериях инсайдерской информации
Также бизнес против перевода регулирования вопроса использования инсайдерской информации с уровня федеральных законов на уровень нормативных актов ЦБ. Законопроект наделяет Банк России правом самостоятельно определять в каждом конкретном случае, является ли инсайдерской информация, не включенная в соответствующий перечень.
В письме отмечается, что инсайдерской может признаваться любая информация, появление которой предшествовало существенному изменению цены финансовых инструментов, валюты или товаров. Однако причинами существенного изменения цены финансовых инструментов могут являться такие обстоятельства, сведения о которых не всегда могли бы очевидно свидетельствовать о возможности наступления таких последствий, то есть обладатели этой информации могли не воспринять ее в качестве инсайдерской.
Неограниченные полномочия ЦБ
При этом в законопроекте отсутствует не только описание механизма оспаривания решения Банка России о признании какой-либо информации инсайдерской, но и допущение такой возможности в принципе. Таким образом, предполагается, что Банк России самостоятельно будет разрабатывать критерии отнесения информации к инсайдерской, сам же станет их применять (изменять, толковать) в порядке, разработанном самим Банном России, в том числе путем рассмотрения дел об административных правонарушениях в этой сфере.
"Наделение Банка России неограниченным объемом полномочий в совокупности с отсутствием законодательно закрепленного перечня инсайдерской информации создает значительные коррупционные риски, а кроме того, приведет к произвольному правоприменению и формированию противоречивой судебной практики", - говорится в письме Шохина.
Правовая коллизия
Кроме того, в соответствии с действующим законом об инсайде, отнесение информации к инсайдерской обязывает эмитента раскрывать ее на сайте. Предусмотренное законопроектом делегирование Банку России новых полномочий, которые позволят регулятору относить к инсайдерской информации некоторые сведения, может навредить копаниям.
Например, ЦБ может признать инсайдерской и соответственно обязать раскрыть информацию, которая в условиях санкций со стороны США и ЕС может быть использована для усиления санкционного давления. Поправки противоречат закону, ограничивающему раскрытие корпоративных данных, которые могут быть использованы для ужесточения санкций.
Шохин просит учесть позицию РСПП в работе над законопроектом.
Опасность манипуляции
Законопроект об изменениях закона об инсайде рассмотрела также комиссия РСПП по медиаиндустрии и предпринимательству в информационной сфере. В заключении комиссии говорится, что серьезную озабоченность средств массовой информации вызывает предусмотренная законопроектом передача Центральному банку РФ полномочий по утверждению перечня действий, которые в дополнение к указанным в законе об инсайде могут быть признаны действиями по манипулированию рынком.
По действующему закону, в отношении деятельности СМИ единственным составом манипулирования является умышленное распространение заведомо ложных сведений, которые оказали влияние на рынок. Во избежание несоразмерных нарушению последствий предусмотрены условия для ограничения ответственности редакции, журналистов и других сотрудников, а также юридических лиц, осуществляющих производство, выпуск или распространение продукции СМИ, даже для случаев, когда распространение заведомо ложных сведений имело место, но это были действия отдельных недобросовестных лиц.
СМИ освещают общественно-значимые темы, в связи с чем практически любая из публикаций может оказать влияние на рынок, в том числе, например, прогнозы или аналитика. Расширение полномочий Банка России может привести к тому, что манипулированием могут быть признаны новые действия по производству или распространению продукции СМИ, к которым условия ограничения ответственности применяться не будут. Предъявление требований о полном возмещении убытков, указанных в законе, неминуемо повлечет разорение и закрытие СМИ.
Комиссия считает принципиально важным сохранить действующий в настоящее время порядок, при котором в отношении деятельности СМИ возможно привлечение к ответственности за манипулирование исключительно в случае умышленного распространения заведомо ложных сведений, которые оказали влияние на рынок, с условиями ограничения такой ответственности.