Триер, который построил Джека
В Каннах представили новый фильм датского режиссера, досмотреть его до конца смогли не все
Москва. 16 мая. INTERFAX.RU - Новый скандальный фильм датского режиссера Ларса фон Триера показали в Каннах. Он снял притчу о серийном убийце с библейскими и литературными отсылками, при этом не отказав себе в удовольствии полюбоваться своими предыдущими работами.
Скандальным фильм стал еще до премьеры - фон Триер наконец-то вернулся на Каннский кинофестиваль после семилетнего изгнания. Он был "забанен" в Каннах в 2011 году за нацистские шутки на пресс-конференции своего фильма "Меланхолия". Видимо, организаторы не до конца простили режиссёра, потому что его картина "Дом, который построил Джек" представлена вне конкурса.
На этот раз в истории о мужчине в исполнении устрашающего Мэтта Диллона, который стал серийным убийцей, также не обошлось без нацистской символики и документальных кадров того времени. На экране мелькают Гитлер, Сталин, изображения концлагерей и так далее.
С премьерного показа, как сообщали западные СМИ, гости уходили буквально десятками. Они возмущались удивительной и отвратительной жестокостью происходящего на экране. На пресс-показе для журналистов 15 мая все кинокритики досидели до конца 2,5-часового фильма. Самый большой зал Дворца фестивалей был заполнен полностью, а чтобы попасть туда журналистам пришлось отстоять длинную очередь - и это несмотря на чрезвычайно раннее (8:30) начало показа.
Картина состоит из шести частей - в пяти из них показываются убийства, после чего следует эпилог. Описание сюжета картины лишь звучит пугающе, но на деле все ужасы не выходят за пределы того, что уже было показано на экранах. Из-за дотошности, с которой Джек подходит к своему промыслу и того, как детально он его совершает, весь саспенс сходит на нет. Ведь зритель уже знает, что ни Ума Турман, ни Райли Кио не останутся в живых после встречи с главным героем.
При этом Триер пытается романтизировать Джека. Тот пытается проводить параллели между убийством и архитектурой (Джек стремится быть архитектором или инженером) или живописью (прототипами жертв выступают герои полотен Пикассо или Гогена).
Своих жертв Джек размещает в гигантском холодильнике, в финале находя им применение, которое следует из названия картины. В определённом смысле он выступает как коллекционер, а вкупе со своими эстетическими пристрастиями напоминает Ганнибала из недавнего сериала.
После того, как Триер знакомит зрителей с промыслом героя, в эпилоге появляется Вердж или Вергилий, который выступает проводником Джека, в прямом смысле проводя его по нескольким кругам преисподней.
Он же на протяжении всего фильма является собеседником Джека, который словно исповедуется ему, рассказывая о своих деяниях. Прямо как героиня Шарлотты Генсбур Стеллану Скарсгарду в "Нимфоманке".
А чтобы окончательно закрепить эффект самоцитирования, Триер под финал выдаёт отрывок, целиком состоящий из своих предыдущих киноработ.
Анна Нехаева