Прокуратура и ФАС проверят главный порт Сахалина, блокирующий работу местных компаний
Москва. 10 января. INTERFAX.RU - Сахалинская транспортная прокуратура и управление ФАС по региону проводят проверки в ПАО "Холмский морской торговый порт" (ХМТП) по фактам блокирования проезда автотранспорта по территории порта 2 января и отключения работающих в порту компаний от энерго- и водоснабжения, сообщили "Интерфаксу" представители ведомств.
Холмский морской торговый порт - крупнейший незамерзающий зимой порт на юге Сахалина, стратегически важный для единственного в РФ островного региона, в том числе он обслуживает паромную переправу Холмск - Ванино между Сахалином и материком.
Сложное начало года
Представители нескольких работающих в порту компаний сообщили "Интерфаксу", что 2 января въезд в порт и выезд из него были перегорожены бетонными блоками, что заблокировало разгрузку и погрузку прибывшего в тот день из порта Ванино грузопассажирского парома.
При этом с 1 января 2020 года ПАО "ХМТП" подняло тариф на проезд по территории порта для автофур с действовавших в 2019 году 3 тыс. рублей (за проезд в одну сторону) до 6 тыс. рублей, а для крупногабаритных фур ПАО ввело отдельный тариф - 12 тыс. рублей. Автоперевозчики с нововведением не согласились, в этой связи представители порта заблокировали проезд.
Чтобы не срывать отправку парома, автоперевозчикам пришлось заплатить по новым тарифам. Затем они обратились в УФАС, в транспортную прокуратуру и к областным властям.
"После нескольких совещаний, которые правительство региона провело в новогодние праздники с участием всех заинтересованных сторон и контролирующих органов, договорились пока оставить тарифы прежними (3 тыс. рублей за проезд автотранспорта по территории порта в одну сторону). ХМТП сказали, что они должны обосновать увеличение тарифа, дали им месяц на обоснование", - сказал агентству управляющий директор дивизиона трампового и проектного флота "Сахалинского морского пароходства" ("СахМП") Сергей Бриль.
Обоснованность нового тарифа проверят УФАС и региональная энергетическая комиссия. Бриль также привел пример: аналогичная услуга в порту Ванино, где автофуре до паромного причала нужно проехать по территории порта три километра, стоит 2,5 тыс. рублей. В Холмском порту до причала нужно проехать 60 метров, и при этом, по словам представителя "СахМП", даже ныне действующий тариф в 3 тыс. рублей в одну сторону "едва ли можно считать обоснованным".
По информации Бриля, представители порта не пропускают на его территорию пассажирские автобусы, которые доставляют к парому и обратно пассажиров, "людям приходится даже в непогоду идти пешком через территорию порта с чемоданами". Сотрудников "СахМП", а также компаний, обслуживающих паромный комплекс, сейчас пускают в порт только по одноразовым пропускам, в результате возле бюро пропусков постоянно выстраиваются очереди, что ведет к потере времени.
Он также отметил, что новые владельцы порта (сменились в 2018 году - ИФ) в начале 2019 года отключили паромный комплекс "СахМП" от энергоснабжения, пароходству тогда пришлось оперативно решать вопрос с прокладкой собственного энергокабеля.
Теперь же аналогичная ситуация с энерго- и водоснабжением сложилась у ООО "Трансбункер", которое завозит на Сахалин с материка дизтопливо и по объему оптовых поставок занимает 40% сахалинского рынка.
Генеральный директор ООО "Трансбункер" Юрий Богданов сообщил агентству, что ПАО "ХМТП" обесточило компанию в конце декабря 2019 года, в настоящее время предприятие осуществляет загрузку бензовозов с нефтебазы в порту с помощью своего дизель-генератора, который периодически выходит из строя и увеличивает время загрузки бензовозов. Компания также сейчас вынуждена решать вопрос о прокладке из города собственного энергокабеля, но на это потребуется время. ХМТП поднял стоимость проезда бензовозов по территории порта с прежних 1 тыс. 150 рублей за 1 машину (в одну сторону) до 3 тыс. 77 рублей. Сотрудники "Трансбункера" также вынуждены каждое утро стоять в очередях в бюро пропусков ХМТП за одноразовыми пропусками.
"Новые собственники порта создают нам невыносимые условия работы. Их не устраивает, что мы имеем свой бизнес на их территории и всячески пытаются нас таким образом выжить. Это своего рода такое завуалированное рейдерство", - утверждает Богданов.
Он также добавил, что более мелких арендаторов, которые ранее работали на территории Холмского морского торгового порта, новые собственники "выжили" еще в прошлом году, подняв тарифы на аренду.
Без внимания госорганов не остались
"Нам поступили заявления о нарушении антимонопольного законодательства в порту, которые касаются ограничения электроснабжения, подачи воды, ограничения в пропускном режиме, навязывании договора на дополнительные услуги (экспедирование по территории порта)", - сообщил агентству заместитель руководителя областного УФАС Роман Прохоров.
В связи с этим в пятницу служба возбудила в отношении ХМТП дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП (нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения к сетям). В частности, ведомство установило, что потребители услуг порта не могли установить место и адрес, где необходимо получать информацию об услугах и способе их получения.
Свою проверку проводит Сахалинская транспортная прокуратура, запросив у ХМТП пакет документов с целью оценки действий ПАО.
"В случае выявления нарушений законодательства, будет принят весь комплекс мер прокурорского реагирования", - сообщил "Интерфаксу" заместитель транспортного прокурора региона Максим Лебедев.
В свою очередь пресс-служба правительства Сахалинской области сообщила, что в ближайшие выходные в порту будут дежурить специалисты министерства транспорта и дорожного хозяйства региона. К ним по всем проблемным вопросам смогут обратиться пассажиры паромной переправы, сотрудники портовых предприятий и перевозчики.
"Областной Минтранс, правительство региона и губернатор считают неприемлемой ситуацию, когда на территории стратегически важного объекта возникает несправедливая ситуация по отношению к жителям Сахалинской области. Мы не допустим нарушения прав сахалинцев и курильчан и намерены четко отстаивать интересы людей. При этом, если понадобится, будем принимать самые жесткие меры. Но пока для контроля и помощи пассажирам устанавливаем пост в Холмском порту", - приведены в сообщении слова главы сахалинского Минтранса Валерия Спиченко.
С 11 января в Холмском порту власти также запустят специальный автобус, который будет подъезжать к причалу. Людям больше не придется идти на паром по снежным тропам с чемоданами, говорится в сообщении.
В ХМТП агентству сложившуюся ситуацию не прокомментировали.
По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", крупнейшими акционерами ПАО "ХМТП" (компания зарегистрирована в Холмске в 1992 году) в 2018 году стали московское АО "Петросах" (22,9%), ЗАО "Липецкая водочная компания" (11,72%) и Юрий Фрейдис (20,11%).
Корпоративный конфликт
В октябре 2018 года сообщалось о корпоративном конфликте в компании Urals Energy, добывающей нефть в России. Тогда совет директоров выявил сделки и займы на сумму около $5,1 млн, которые были выданы крупнейшим акционером Сергеем Кононовым (семья Кононовых владеет 44% группы), он же является главой АО "Петросах" (эта компания входит в группу Urals Energy).
Осенью того же года в результате проведения независимого расследования, в частности, выяснилось, что только кредиты и сделки, связанные с ХМТП, составили примерно 204 млн рублей. Эти операции включают необеспеченные кредиты сотруднику "Петросаха" Фрейдису на 96 млн рублей по заниженной процентной ставке с погашением в июне 2019 года. Кроме того, Кононов продал "Липецкой водочной компании" часть пакета Urals Energy в ХМТП на 22 млн рублей, причем половину - на условиях отложенного платежа.
Также Кононов напрямую предоставил ХМТП кредиты на 97 млн рублей с погашением до сентября 2019 года. При этом сам Кононов через своих адвокатов заявил тогда, что, "будучи президентом "Петросаха", он имел полномочия осуществлять эти операции в соответствии с российским законодательством".
В августе 2018 года Urals Energy сообщала о том, что АО "Петросах" приобрело 23% акций Холмского морского торгового порта.