Москва. 10 февраля. INTERFAX.RU - Мадлен Олбрайт, занимавшая должность госсекретаря США с 1997 по 2001 годы, прибыла в Россию 9 февраля в качестве председателя группы экспертов НАТО.
Эта так называемая "группа мудрецов" призвана выработать для генерального секретаря НАТО рекомендации по новой стратегической концепции альянса. Перед отлетом в Москву Мадлен Олбрайт ответила на вопросы корреспондента "Интерфакса" в Вашингтоне Петра Черемушкина.
В настоящем интервью изложены личные взгляды доктора Олбрайт, которые не представляют позицию или выводы группы экспертов НАТО.
- Г-жа Олбрайт, какой Вам видится эволюция НАТО? Будет ли НАТО в будущем делать больше упор на политическую или на военную составляющую?
- Как у председателя группы экспертов НАТО, у меня сохраняется большой интерес к этим вопросам. В мае группа экспертов даст рекомендации генсеку НАТО в отношении новой стратегической концепции альянса.
Члены группы посещают Россию, чтобы послушать, собрать различные идеи и услышать всевозможные точки зрения. Пока мы не готовы предложить выводы и все идеи, которые я выскажу во время моей поездки, исключительно мои собственные.
В отношении ваших вопросов могу сказать, что НАТО – это оборонительный альянс, приверженный защите своих членов от внешних угроз. В наши дни такие угрозы гораздо более разнообразны, разрозненны и непредсказуемы, чем раньше. Таким образом, чтобы выполнить свою миссию НАТО должна перемениться и в военном и в политическом отношении.
Поскольку большинство проблем безопасности не могут быть решены одними только военными средствами, для НАТО важно иметь поддержку и доверие людей, живущих за пределами альянса. Для этого НАТО продолжит поддерживать партнерство с международными организациями и широким кругом стран, включая Россию. Это партнерство предоставляет средства для регулярных политических консультаций по вопросам безопасности и тем самым служит интересам всего международного сообщества в деле стабильности, мира и верховенства закона.
- На Ваш взгляд, будет ли НАТО расширять сферу своей ответственности за пределы границ стран-членов?
- С моей точки зрения главная ответственность НАТО защищать территорию своих членов. Альянс признает, что угроза его членам и международному миру может возникнуть без предупреждения и из разнообразных мест по всему земному шару. Соответственно альянс работает со многими своими партнерами, чтобы помочь странам защититься против терроризма, пиратства, организованной преступности и саботажа.
Последние примеры включают помощь НАТО правительству Афганистана и ее поддержку безопасности мореходства на восточном побережье Африки. Россия поддерживает обе эти задачи.
- Считаете ли Вы, что страны бывшего Советского Союза могут считаться сферой "жизненно важных интересов России"?
- Нет, я так не считаю. Ни к одной стране нельзя относиться так, как будто она находится "в сфере интересов" другой. Соседи России – это независимые и суверенные государства, как и другие страны.
Естественно, события в одной стране могут повлиять на интересы другой, но разногласия следует разрешать в соответствии с международным правом, а не посредством доминирования большого над меньшим. Концепция "сферы интересов" не входит в число правовых принципов.
- Включает ли НАТО в сферу своих интересов Центральную Азию и Каспийский регион?
- НАТО не приемлет идею географически определенной "сферы интересов". Как и другие страны, члены НАТО могут быть подвержены развитию событий почти в любом регионе мира. Это простой факт жизни в 21 веке. Именно поэтому делается столь сильный упор на партнерство и сотрудничество с такими организациями, как ООН, ЕС и ОБСЕ.
НАТО признает, что потребуется высокий уровень международного сотрудничества для поддержания стабильности в мире, где потенциальные опасности могут возникать быстро и их трудно предвидеть.
НАТО разработала партнерство со странами Центральной Азии и Кавказа для того, чтобы совместно противостоять общим вызовам, таким, как терроризм, наркотрафик, а также заручилась их поддержкой в усилиях по стабилизации Афганистана. Все эти усилия служат, в том числе, и интересам России.
- Высказывалась идея о распространении действия статьи 5-й Вашингтонского договора НАТО на энергетику. То есть, статья 5-я может быть задействована, если в отношении одной из стран-членов альянса возникнет угроза ограничения энергоснабжения? Что Вы думаете об этом?
- Насколько я знаю, не существует планов вносить поправки в статью 5-ю Североатлантического договора, которая обязывает членов (НАТО) заниматься взаимной обороной перед лицом вооруженного нападения.
Вопрос о трактовке этой статьи в свете новых угроз может предприниматься только странами-членами альянса в ответ на определенные обстоятельства. Естественно, ситуация, в которой жизненно важные нефтепроводы или газопроводы разрушены террористами или другими враждебными силами, станет предметом озабоченности всего международного сообщества.
- Каким Вы видите будущее адаптированного ДОВСЕ?
- На протяжении десятилетий Договор об обычных вооруженных силах в Европе был краеугольным камнем стабильности, транспарентности и укрепления мер доверия в Европе. Как говорила госсекретарь Клинтон в своей недавней речи в Париже, этот ценный режим в настоящее время может рассыпаться.
Я согласна с ней в том, что США должны возобновить работу с союзниками по НАТО, Россией и другими странами, подписавшими договор, чтобы договориться о "современной структуре безопасности, которая принимает во внимание развитие событий в Европе, произошедших со времени выработки этого договора, ограничивает размещение войск и укрепляет принципы территориальной целостности, неиспользования силы первыми и права принимающих стран давать согласие на размещение иностранных войск на своей территории".
- Насколько изменилась Россия внутренне и насколько изменилась ее внешняя политика по сравнению с тем периодом, когда Вы были госсекретарем?
- По сравнению с прошедшим десятилетием Россия стала более самоуверенной на международной арене. Это стало отражением укрепившейся экономики и желания лидеров России добиться того, чтобы их взгляды на мировые события были ясно сформулированы и предельно понятны.
Одновременно политическая власть в России стала более централизованной. Эти перемены имеют значительные последствия, но не обязательно ограничивают возможности для сотрудничества между Россией и США по вопросам, представляющим предмет общей озабоченности.
- Как вы оцениваете возможность приближения военной инфраструктуры НАТО к России? Ожидаете ли вы расширения НАТО на Грузию, Украину, Азербайджан?
- США и Россия признали принцип о том, что страны имеют право принимать свои собственные решения в отношении того, вступать или не вступать в альянс. Точно так же альянсы имеют право устанавливать критерии для членства в них.
НАТО продолжает политику открытых дверей, но я не могу предсказать наверняка, сколь быстро это процесс развернется в отношении отдельных стран. Совет НАТО-Россия – хороший инструмент для обмена взглядами по таким вопросам, как военная инфраструктура или учения вооруженных сил.
- Намерена ли НАТО включать Россию в число потенциальных угроз?
- В своей речи в Москве в декабре прошлого года генсек НАТО Расмуссен сказал, что "НАТО никогда не нападет на Россию. Никогда. И мы не думаем, что Россия нападет на НАТО. Мы перестали беспокоиться на этот счет, и России следует тоже перестать беспокоиться на эту тему".
Генсек НАТО также сказал, что "если мы сможем построить подлинное доверие в отношениях между Россией и НАТО, тогда Россия сможет перестать беспокоиться об угрозе с Запада, которая просто не существует".
Члены НАТО считают, что им угрожают многие из тех же самых беззаконных сил, которые угрожают России, включая терроризм, насильственный экстремизм и распространение ядерного оружия. Именно поэтому альянс пригласил Россию вместе работать для противостояния и сокрушения этих опасностей.
- Что Россия может сделать для улучшения своих отношений с НАТО?
- В последние месяцы и Россия, и НАТО заслуживают высокой оценки за интенсивный диалог и демонстрацию желания внимательно слушать то, что хочет сказать другая сторона. Чем больше Россия принимает откровенность желания НАТО работать с ней сообща против общих вызовов, тем более продуктивным будет наше партнерство.
Думаю, у нас есть подлинная возможность построить значительно лучшие отношения, основанные на сотрудничестве в решении общих проблем.
- В 2008 г. Вы опубликовали книгу "Повестка дня для будущего президента". Прошел ровно год с момента, когда новый президент вступил в должность. Насколько он выполняет ваши советы и какова ваша оценка первого года президента Обамы?
- Как я подчеркивала в моей книге, президент Обама унаследовал большой список проблем от своего предшественника. Во время первого года его президентства он проявил желание сотрудничать с Россией и другими странами международного сообщества, чтобы ответить на такие вызовы, как международный финансовый кризис, конфликты в Ираке и Афганистане, террористическая угроза, ядерное нераспространение и перемена климата.
Несмотря на бесстрашную способность принимать на себя лидерство, президент Обама показал себя как человек, который умеет хорошо слушать и который проявил уважение к интересам и взглядам других стран. Он улучшил глобальную репутацию Америки, и я думаю, что Обама продолжит проводить принципиальную, но прагматическую политику в своих усилиях по укреплению международной стабильности, процветания и мира.
Интервью также публикуется в номере газеты "Время новостей" за 10 февраля.