Москва. 11 февраля. INTERFAX.RU - Заместитель генерального секретаря иностранных дел Федеративной Республики Бразилии Роберто Жагуарибе, курирующий вопросы, связанные с БРИК, на минувшей неделе посетил Россию. В преддверии саммита БРИК, запланированного на середину апреля, он дал интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Ольге Головановой.
- Господин Жагуарибе, как Вы оцениваете динамику российско-бразильских отношений в политической, торгово-экономической и инвестиционной сфере? Где Вы видите неиспользованный потенциал для их развития?
- Целью моего визита в Москву была подготовка предстоящего саммита стран БРИК. Говоря в целом о наших взаимоотношениях с Россией, стоит отметить, что они представляют для нас очень большую важность. Наш товарооборот достиг 8 млрд. долларов. При этом мы не использовали до конца потенциал сотрудничества во многих сферах. Уверен, что сотрудничество в рамках БРИК будет способствовать тому, чтобы мы двигались по пути большего развития двусторонних взаимоотношений.
- Как идет подготовка к саммиту БРИК в Бразилии? Когда он точно состоится? Что выносится на его повестку дня?
- Саммит пройдет с 15 по 17 апреля. Повестка дня весьма обширна. Как мне думается, в нее могут быт включены самые разные темы, которые могут предложить лидеры этой группы, возникшей в результате переосмысления финансовой и рыночной реальности в мире и растущего влияния БРИК на международной арене. Как мне думается, в основном повестка дня предстоящего саммита будет сконцентрирована на темах, связанных с экономикой, торговлей и финансами. Саммит пройдет в столице Бразилии – городе Бразилиа.
- Насколько эффективен формат БРИК? Каковы плюсы от участия в нем Бразилии? Считаете ли Вы, что он мог бы быть расширен за счет других стран, если да – то каких?
- БРИК не является закрытой организацией. Это открытая группа. И аббревиатура БРИК плотно утвердилась в медийных и академических кругах, стала своего рода воплощением того значения, которое имеют страны в развивающемся мире. Россию можно рассматривать как страну с переходной экономикой. Что касается возможности расширения формата, то мы должны рассматривать кандидатов, исходя из их интересов, что ими движет: политическая, экономическая или финансовая выгода. Вопрос, безусловно, сложный и стоит на повестке дня обсуждения всеми членами этой группы. В настоящий момент страны этой группы выступают за то, чтобы консолидировать уже имеющуюся структуру, а не расширять за счет новых членов.
БРИК не позиционирует себя как антагонист подобным группам.
Эти страны поддерживают постоянный контакт с развивающимися странами, которые не являются членами Группы.
- По Вашему мнению, нужно ли БРИК дополнительно "оформиться" в институциональном плане?
- У стран нашей группы пока нет планов по дальнейшей институционализации. БРИК не хочет быть каким-то институтом. Мы хотим, наоборот, содействовать тому, чтобы развивать координацию по вопросам, представляющим взаимный интерес. Мы хотим создавать новые возможности координации усилий на различном уровне: на уровне глав государств, министерств и ведомств, на техническом уровне.
- Как ожидается, в этом же году состоится визит президента Бразилии в Россию. Известны ли уже точные сроки? Какие темы бразильская сторона хотела бы поднять в ходе него?
- Наш президент придает большое значению развитию отношений с РФ. Подтверждением тому служит тот факт, что в конце 2008 года он принимал у себя с визитом российского президента Дмитрия Медведева, поэтому, безусловно, взаимоотношения с РФ представляют огромное значение, но на сегодня наше сотрудничество не до конца оправдало ожидания некоторых отраслей хозяйства. Я думаю, что подобные визиты самого высокого уровня направлены на то, чтобы подчеркнуть важность отношений между нами. Мы, со своей стороны, должны всячески способствовать углублению взаимопонимания.
- По-прежнему ли выступает Бразилия за расширение числа стран - постоянных членов СБ ООН? Рассчитывает ли на поддержку со стороны России?
- Несмотря на большие изменения в мире в таких сферах, как экономика, финансы - одним из ярких примеров чего является формирование 20-ки, эти изменения не были дополнены изменениями в политической и стратегической сферах. Поэтому сложился такой очевидный разрыв, несоответствие, которое, на мой взгляд, необходимо исправить. Вместе с Индией, Японией и Германий мы активно выступаем за реформирование СБ ООН и за увеличение его состава как в группе постоянных, так и непостоянных членов. Это представляется легитимным. Процесс, как представляется, весьма нелегкий и довольно затяжной, поскольку необходимо провести консультации и обсуждения как на уровне ГА ООН, так и на уровне постоянных членов СБ ООН, обладающих правом вето, включая Россию, которая имеет вес в СБ ООН. Реализация нашего плана и устремления, безусловно, не может осуществиться без поддержки со стороны РФ.
Со стороны других постоянных членов СБ ООН мы уже получили сигнал однозначной поддержки кандидатуры Бразилии. И надеемся, что подобную поддержку получим со стороны России.
- Возможно ли в рамках БРИК военно-техническое сотрудничество? Допускаете ли Вы возможность проведения военных учений?
- БРИК не ограничивают свою повестку дня и темы для обсуждения. Не так давно в России было проведено совещание руководителей служб, отвечающих за безопасность. Мы планируем организовать вторую такую встречу секретарей СБ у нас в стране. Что касается совместных военных учений, то на сегодня у нас таких планов нет.
- А конкретные энергетические проекты обсуждаются?
- Скорее всего, стоит говорить о будущих совместных проектах в области энергетики. Но пока выработка таких проектов рассматривается во время совещаний министров энергетики. Мы планируем его провести в марте в преддверии саммита БРИК. В будущем мы сможем выходить на конкретные проекты, но пока ничего на руках нет.
- Как Вы расцениваете формат финансовой 20-ки и клуба 8-ми. Согласны ли Вы с тем, что они могут существовать параллельно? Насколько они эффективны, на Ваш взгляд?
- Говоря о Группе БРИК, стоит сказать, что среди руководителей 4-ки есть общее понимание, что финансовая 20-ка является очень важным инструментом управления в финансово-экономической сфере. Поэтому руководители БРИК работают или приложили все усилия, чтобы еще больше повысить статус этой организации. Страны-члены БРИК разделяют общие позиции, у них общее видение этой группы, и они используют свой вес и влияние, чтобы проводить общую позицию в рамках финансовой 20-ки.
Что касается 8-ки, то та роль, которую взяли на себя страны, стоящие у ее истоков, и которая состояла в том, чтобы устанавливать нормы и правила, которые носили бы обязательный характер для других стран в области экономики и финансов, закончилась. Есть понимание этого и в самих США. Им тоже ясно, что в этом плане 8-ка сдала свои позиции финансовой 20-ке, поэтому я думаю, что роль 8-ка в качестве центра выработки каких-то норм и правил становится невозможной на современном этапе. Мы должны рассматривать эту организацию как исчерпавшую себя в этом плане. Вспоминая о Группе 5, которая была своего рода продолжением 8-ки (в нее входили Мексика, Индия, Бразилия, Южная Африка, Китай), стоит сказать, что по инициативе стран-членов этой группы 5-ка перестала существовать, потому что 5 стран пришли к выводу, что надо большее значение придавать 20-ке, поэтому нет смысла дальше поддерживать это образование. 8-ка в физическом плане, думаю, не исчезнет, она сможет существовать как некий клуб или форум, на котором дружественные страны смогут обсуждать какие-то темы, как это делают члены БРИК, которые потом могут выноситься на обсуждение стран-членов форума.