Москва. 14 июня. INTERFAX.RU – Монреальская гонка вернулась в гоночный календарь после годичного перерыва. Для этой трассы характерны длинные прямые и медленные шиканы, где пилоты имеют неплохие возможности для обгона. Характер канадского трека еще до начала гоночного уик-энда обещал интересное сражение между всегда и везде быстрыми болидами Red Bull и машинами McLaren, имеющими преимущество на скоростных трассах.
Шинная лотерея
Уже во время свободных практик пилоты и инженеры команд почуяли неладное. Канадский асфальт не хотел "обрезиниваться". Поясним. В начале каждого этапа, когда команды начинают тренировки на любой трассе, ее покрытие достаточно грязное. Постепенно пилоты вытесняют колесами грязь и пыль с гоночной траектории, на которой одновременно начинает формироваться слой накатанной резины, которая втирается в верхний разогретый слой асфальта со стирающихся покрышек. В результате к квалификации и гонке сцепление с покрытием улучшается, а время на круге падает.
Но в Монреале этого ни в пятницу, ни субботу не произошло. То ли асфальт был слишком твердым, то ли он недостаточно прогревался, но факт остается фактом – большинство пилотов постоянно испытывали проблемы с избыточной поворачиваемостью и, что еще хуже, с жутким износом резины. В северную Америку Bridgestone – официальный поставщик покрышек – традиционно привез два разных состава: очень мягкую и среднюю по твердости резину. Так вот supersoft выдерживал в нормальном темпе лишь пару кругов, а затем начинал резко терять свои свойства.
Учитывая, что в гонке каждый пилот должен использовать оба типа резины, а гонщики первой десятки вообще стартуют на тех же колесах, на которых квалифицировались в субботу, инженерам пришлось поломать голову над настройками.
В первом сегменте квалификации за боротом остались неизменные аутсайдеры нынешнего сезона – новички из HRT, Lotus Racing и Virgin Racing. Компанию им составил Камуи Кобаяши из Sauber, выступавший в Канаде впервые. Лучшее время показал Льюис Хэмилтон, а его напарник Дженсон Баттон, словно демонстрируя проблемы с шинами, проехал несколько кругов на промежуточном комплекте дождевой резины! То ли британца настолько не устраивало поведение колес для сухой погоды, то ли он берег катастрофически расходующиеся комплекты мягкого типа…
Во второй части квалификации Хэмилтон вновь стал лучшим, а из розыгрыша поула отсеялись Себастьян Буэми и Хайме Альгерсуари из Toro Rosso, Рубенс Барикелло и Нико Хюлькенберг (Williams), Михаэль Шумахер, впервые не попавший в первую десятку, Педро де ля Роса и Виталий Петров.
Для россиянина гонка в Канаде стала первой в карьере – всю пятницу и утро субботы он потратил на изучение трассы, но отсутствие опыта и проблемы с резиной позволили Петрову квалифицироваться только на привычном для себя 14-м месте.
А вот борьба за поул развернулась жаркая. Пилоты Red Bull Марк Уэббер и Себастьян Феттель попытались дать бой гонщикам McLaren. Это им удалось, но лишь частично. Немец и австралиец даже какое-то время побыли на виртуальном первом месте, но под самый занавес квалификации Льюис Хэмилтон, собрав воедино лучшие сектора на круге, сумел прервать супер-серию Феттеля и Уэббера, бравших до Канады все поул-позиции с начала этого сезона. В McLaren настолько стремились добыть первое место на старте, что залили топлива ровно на последний боевой круг. Веселящийся Льюис был вынужден покинуть заглохший болид на длиннющей прямой, ведущей к боксам, и толкать его руками! Правда, делал он это недолго и, скорее, на потеху многочисленной публике, которая оценила чувство юмора англичанина…
Зато его не оценила дирекция гонки – за нарушение процедуры квалификации Хэмилтона оштрафовали на $10 тысяч. А на будущее всем командам был разослан циркуляр о том, что если автомобиль после квалификации останавливается не из-за непредвиденных технических проблем, к нарушителям могут быть применены санкции.
Интересными оказались составы резины, на которых заканчивали квалифицироваться пилоты первой десятки. Исходя из этого, можно было попытаться предположить тактику проведения воскресной гонки. В финале почти все пилоты использовали supersoft. Исключение составили Уэббер, Феттель и Роберт Кубица, выбравшие medium. И если пилот Renault на поул изначально не претендовал, то гонщики Red Bull, занявшие вторую и третью позиции, практически сознательно пожертвовали им. Скорее всего, в команде рассчитывали, что Хэмилтон на мягком комплекте будет вынужден гораздо раньше отправиться в боксы для смены резины, что даст преимущество Марку, стартующему вторым, и Себастьяну, расположившемуся третьим.
Четвертым квалифицировался Фернандо Алонсо – в Ferrari смогли вновь подтянуться к лидерам. Дженсон Баттон, который не сумел найти "общий язык" с резиной, стартовал пятым, за ним расположился Витантонио Лиуцци – болиды Force India лучше всего себя показывают именно на трассах, где нужна низкая прижимная сила. Фелипе Масса стал седьмым, Кубица – восьмым, Адриан Сутил – девятым. Единственный Mercedes Нико Росберга замкнул десятку.
Утром в воскресенье стало известно о том, что Марк Уэббер потеряет пять мест на старте из-за внеплановой смены коробки передач. Стратегия Red Bull начала разваливаться еще до старта гонки…
В первом повороте гонки не выигрываются
…видимо, эту старую спортивную истину и забыл Виталий Петров, ринувшись что есть мочи со старта Гран-при Канады. Пытаясь отыграть позиции в своем фирменном стиле, россиянин переоценил ширину канадской трассы, заехал на стартовой прямой колесами на траву, его Renault занесло, и Петров отправил за пределы трассы Sauber де ля Росы. Оба смогли вернуться на асфальт, но испанец поковылял в боксы со сломанным антикрылом, а Виталий откатился на последнее место!
Лидеры сохранили свои позиции, а Уэббер сумел отыграть две места. За его спиной на старте трассу не поделили Масса и Лиуцци. Видимо, бразилец не ожидал, что какая-то там Force India будет сопротивляться под его напором, но не тут-то было! Лиуцци пропускать Ferrari просто так не стал – гонщики прошли первую связку поворотов бок о бок, а затем и бок в бок, щедро усеяв асфальт обломками элементов аэродинамики. Как итог – обоюдное посещение боксов.
Через несколько кругов стали сбываться прогнозы тех, кто сделал ставку на более твердый тип резины. Уэббер вышел на четвертое место, пройдя Баттона, у которого начал "плыть" его supersoft. Через пару кругов Дженсон, теряющий совсем уж много времени, отправился в боксы для замены колес.
Чудес не произошло: через пару кругов ситуация точь-в-точь повторилась и с Хэмилтоном, у которого также начала катастрофически падать скорость, и он отправился в расположение команды. Льюис, кстати, в очередной раз стал соучастником инцидента в боксах. К механикам британец заехал одновременно с Алонсо. В Ferrari сработали лучше, и Фернандо выехал на пит-лейн раньше Хэмилтона, но в тот момент, когда он проезжал мимо боксов McLaren, с ним поравнялся Льюис, которого выпустили прямо в бок алому болиду испанца. Алонсо, не очень сильно любящий Льюиса со времен совместного выступления за McLaren в 2007 г., отворачивать и пропускать вперед серебристо-черный болид не стал. Некоторое время две машины на ограничителе скорости шли параллельно, но затем Фернандо за счет более выгодного расположения смог вернуться на трассу впереди британца. А тем временем, судьи присудили Виталию Петрову штрафной проезд по пит-лейн за фальстарт.
Прогнозы шинников из Bridgestone, еще накануне гонки заявивших о том, что ресурса состава medium тоже надолго не хватит, также оправдались. И стало ясно, что гонщикам придется делать не одну, как это всегда бывало в этом году, а как минимум две остановки в боксах: уже после 10-го круга в боксы потянулись и пилоты, стартовавшие на среднем типе резины. В лидеры вышел Себастьян Буэми. Необычную тактику выбрал Феттель – вместо того, чтобы приберечь мягкий комплект на последние круги, он принял решение проехать на нем средний отрезок дистанции, а финишировать на medium.
Тем временем Хэмилтон, воспользовавшись борьбой перед последним поворотом за лидерство между Буэми и Алонсо, смог проскочить мимо Ferrari испанца, выйдя сразу на первое место – Toro Rosso швейцарца как раз на этом круге отправилась в боксы! Дженсон Баттон держался неподалеку от лидеров, а вот оба пилота Red Bull ничего отыграть за счет более поздних пит-стопов не смогли. Феттель вернулся на трассу лишь четвертым, Уэббер – пятым.
Вторая волна смены резины началась в районе 25 круга. Виталий Петров сменил в боксах переднее антикрыло, которое все-таки было повреждено при контакте с машиной де ля Росы. Вскоре после планового посещения боксов россиянин снова получил штраф в виде проезда по пит-лейн! Рассмотрев старт гонки, стюарды наказали Виталия за создание аварийной ситуации. Полный провал для Петрова!..
После посещения боксов лидерами Марк Уэббер возглавил гонку, решив подольше остаться на жестком типе, но темп австралийца начал падать. За двадцать кругов до финиша Хэмилтон, быстро сокративший отставание, прошел лидирующий Red Bull. Фернандо Алонсо такой трюк повторить не смог, и был вынужден целый круг ехать в темпе Уэббера, пока тот не отправился в боксы. За это время Хэмилтон создал отрыв в пару секунд, позволявший ему спокойно себя чувствовать в финальной части Гран-при.
Дженсон Баттон, славящийся своим мягким стилем пилотирования, сумел лучше сохранить свою резину, и вскоре начал сокращать отставание от Алонсо. За 15 кругов до финиша британец воспользовался тем, что Фернандо не очень удачно вышел из очередного поворота во время обгона кругового пилота, и смог проскочить на второе место благодаря лучшему разгону.
А что же Шумахер? Немец, неплохо проводивший начало гонки, потерял шансы на очки после первого планового пит-стопа. Возвращаясь из боксов, Михаэль выскочил на трассу прямо перед носом Кубицы. Поляк на уже прогретой резине попытался пройти Mercedes Шумахера, но тот не был бы семикратным чемпионом мира, если бы без боя отдал позицию! Гонщики поравнялись, затем немец выдавил Renault Роберта с оптимальной траектории, но при этом и сам выехал с трассы на газон. Обе машины проскакали по траве, Михаэль удержал лидерство в этой борьбе, но ровно до конца круга – во время путешествия за пределы асфальта Шумахер проколол колесо и был вынужден заехать в боксы. К концу гонки резина на его машине "умерла" и он начал терять позиции. Сначала его обогнал Буэми, затем это сделал Лиуцци, а вот Массе эта попытка не удалась – перед последним поворотом бразилец не рассчитал дистанцию и сломал носовой обтекатель о машину Шумахера. В боксах, куда он отправился для замены антикрыла, бразилец еще раз напортачил, превысив скорость, получив в итоге наказание в виде прибавки 20 секунд к итоговому времени и 15-е место на финише.
Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон принесли McLaren очередной победный дубль и вышли в лидеры чемпионата мира. Фернандо Алонсо стал третьим. Феттель и Уэббер – четвертым и пятым. За ними финишировали Росберг, Кубица, Буэми, Лиуцци и Адриан Сутил, обогнавший буквально в конце финального круга Шумахера.
Виталий Петров финишировал 17-м из 19 пилотов, добравшихся до финиша. При этом россиянин стал соавтором еще одного антирекорда. Впервые в этом году машина одной из трех новых команд смогла финишировать впереди представителя более опытной конюшни. Этот подарок для руководства Lotus Racing сделал Хейкки Ковалайнен.
Зачет пилотов после восьми этапов:
1. Л. Хэмилтон (McLaren) – 109;
2. Д. Баттон (McLaren) – 106;
3. М. Уэббер (Red Bull) – 103;
4. Ф. Алонсо (Ferrari) – 94;
5. С. Феттель (Red Bull) – 90;
6. Н.Росберг (Mercedes) – 74;
7. Р. Кубица (Renault) – 73;
8. Ф. Масса (Ferrari) – 67;
9. М. Шумахер (Mercedes) – 34;
10. А. Сутил (Force India) – 23;
11. В. Лиуцци (Force India) – 12;
12. Р. Баррикелло (Williams) – 7;
13. В. Петров (Renault) – 6;
14. С. Буэми (Toro Rosso) – 5;
15. Х. Альгерсуари (Toro Rosso) – 3;
16. К. Кобаяши (Sauber) – 1;
17. Н. Хюлькенберг (Williams) – 1.
Кубок Конструкторов:
1. McLaren – 215;
2. Red Bull – 193;
3. Ferrari – 161;
4. Mercedes GP – 108;
5. Renault – 79;
6. Force India – 35;
7. Toro Rosso – 8;
8. Williams – 8;
9. Sauber – 1.
Обозреватель Илья Морозов