Москва. 30 ноября. INTERFAX.RU - Преображенский суд Москвы приговорил к году лишения свободы инспектора ДПС, который в марте организовал "живой щит" на МКАД для поимки банды борсеточников. "Инспектор первого спецполка ДПС Олег Соколов был признан судом виновным в совершении действий, явно выходящих за пределы его полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ)", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе суда во вторник.
По данным представителей суда, Соколову было назначено наказание в виде одного года лишения свободы в колонии-поселении. "Также на основании ст. 47 УК РФ суд постановил лишить Соколова права занимать должности на госслужбе в числе правоохранительных органов, связанные с осуществлением функций представителя власти на один год", - сказал собеседник агентства.
Он сообщил, что инспектор, который до решения суда находился под подпиской о невыезде, был взят под стражу в зале судебного заседания.
Утром 5 марта на МКАД между Щелковским и Ярославским шоссе милиционеры остановили движение и заставили автовладельцев поставить свои машины в качестве преграды преследуемому автомобилю Audi. Несмотря на принятые меры, остановить злоумышленников не удалось. Их машина протаранила три авто, стоявшие в заграждении и продолжила путь. Инцидент вызвал широкий общественный резонанс. Глава столичного ГУВД Владимир Колокольцев объявил строгий выговор Казанцеву, отстранил от должности непосредственного начальника инспекторов, а также принес извинения автовладельцам, чьи машины были использованы в качестве преграды для задержания злоумышленников.
Как рассказал "Интерфаксу" один из участников инцидента Станислав Сутягин, инспекторы останавливали машины, показывая жезлом, какое положение занять на дороге, не объясняя при этом причин. "В общей сложности было остановлено не менее десяти машин", - сказал Сутягин. По словам очевидца, приближавшаяся Audi сначала сбавила скорость, но непосредственно перед преградой ускорилась и, ударив его Mercedes, проскочила и скрылась. От удара Mercedes столкнулся со стоявшей рядом "Волгой", которая, в свою очередь, зацепила еще одну машину. Позднее автомобиль Сутягина был отремонтирован за счет правоохранительных органов.
9 марта официальный представитель управления ГИБДД Москвы Марина Васильева сообщила, что несколько милиционеров получили взыскания за неправильные действия в ходе этого инцидента. Тогда же первый заместитель начальника столичного управления ГИБДД полковник Игорь Исаев заявил "Интерфаксу", что "никто никого не хотел выставлять в качестве живого щита". "Просто нужно понимать, что одним взмахом руки на скоростной магистрали, коей является МКАД, тем более, в темное время суток, невозможно перекрыть движение", - пояснил он.
Поэтому, по его словам, инспектор вначале перекрыл первый правый ряд, затем второй и так далее. "Злоумышленник, увидев, что все движение останавливается, вначале притормозил, а потом, неожиданно нажав на газ, вырвался, повредив две автомашины", - сказал офицер.
Между тем, "борсеточники", ради которых организовывалась эта процедура, были задержаны только спустя несколько дней. Задержанные подозревались в совершении целого ряда преступлений и правонарушений, в том числе в совершении ДТП на МКАД 5 марта. Тогда сотрудники ГИБДД ГУВД Москвы, пытаясь задержать преступников, использовали частные автомашины в качестве "живого щита", однако преступники, протаранив его, скрылись с места происшествия.
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев отреагировал на произошедшее отрицательно. Он назвал недопустимым использование автомобилей граждан в качестве "живого щита" для задержания правонарушителей. "Объективно хочу сказать (сотрудники ГАИ), сработали непрофессионально", - заявил Нургалиев, подчеркнув, что сотрудники уголовного розыска и ГИБДД подвергли риску жизнь людей. Глава МВД пообещал разобраться в том, что произошло, и кто виноват. "Мы принципиально разберемся в этом вопросе в ходе служебной проверки и доложим, как это могло получиться, кто виновен и почему граждане оказались заложниками этой ситуации", - отметил Нургалиев.
В связи с этим, московское управление СКП РФ возбудило уголовное дело по статье 285 УК РФ по факту злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками ГИБДД Москвы.
В Госдуме, в свою очередь, считают, что в этом инциденте был неумело использован принцип крайней необходимости. "Институт крайней необходимости - это когда сотрудник милиции для предотвращения преступления идет на действия, которые могут быть расценены как противозаконные, однако их последствия гораздо менее тяжкие, чем последствия предотвращаемого преступления", - пояснил член комитета по безопасности Госдумы, генерал милиции в отставке Александр Гуров.
Между тем, в движении автомобилистов России настаивали на привлечении сотрудников ГИБДД к уголовной ответственности. Лидер движения российских автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков отметил, что в законе о милиции сказано, что милиционеры должны защищать жизни, здоровье и имущество своих граждан, а не наоборот. "Это был прямой риск, повезло, что не погибли люди, а ведь там могли быть и дети", - подчеркнул собеседник агентства.