Москва. 1 декабря. FINMARKET.RU - Общее число пользователей мобильной связью в РФ снизилось на 0,5% и составило 215,47 млн. Проникновение мобильной связи уменьшилось до 148,4% со 149,1%, говорится в отчете исследовательской компании AC&M Consulting.
ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС), крупнейший сотовый оператор, в прошлом месяце обслуживал в РФ 69,087 млн пользователей (в сентябре было 69,673 млн), заняв 32,1% рынка. На столичном рынке оператор занял 38,2%, в Петербурге - 31%.
Число абонентов ОАО "Вымпелком" на территории России в октябре снизилось до 51,316 млн человек с 51,615 млн в сентябре - 23,8% рынка.
По мнению аналитиков Банка Москвы, снижение количества абонентов мобильной связи в России было обусловлено техническим пересчетом своих баз операторами и удалением оттуда неактивных пользователей.
Это подвеждается и в сообщении компании МТС, которая сообщила, что сокращение абонентской базы в октябре связано "с техническим списанием абонентов, которые подключились в ходе промо-акций в предыдущие периоды и перестали пользоваться тарифом по истечении срока действия скидок".
При этом наметившийся в текущем году тренд по увеличению конкуренции на телекоммуникационных рынках России сохранился. Шведский телекоммуникационный холдинг Tele2 в октябре впервые стал лидером по числу подключений абонентов в РФ. Холдинг занял 51,2% в структуре "чистых" подключений (учитывая отток) сотовых абонентов в России.
По данным, приведенным AC&M Consulting, число российских абонентов Tele2 в октябре выросло до 17,949 млн человек с 17,682 млн в сентябре, что составило 8,3% рынка.
Остальные 48,8% "чистых" подключений пришлись на ОАО "Мегафон". Абонентская база этого оператора в РФ в октябре составила 56,111 млн человек против 55,856 млн - 26% рынка. В Москве "Мегафон" обслуживал 23,9% абонентов, в Санкт-Петербурге - 33,4%.
Как считают аналитики Банка Москвы, активизация Tele2 и "Мегафона" стала одной из главных причин не только снижения абонентской базы МТС и VimpelCom, но и падения средней стоимости минуты разговора на российском рынке вместе с уменьшением рентабельности EBITDA.
В десятку крупнейших российских сотовых операторов входят также ОАО "Сибирьтелеком" и его "дочки" - 4,5 млн (в сентябре - 4,9 млн), ОАО "Уралсвязьинформ" - 4,4 млн (4,645 млн), НСС ("дочка" "Волгателекома" - 3,35 млн (3,415 млн), компании группы "СМАРТС" - 2,51 млн (2,508 млн), ООО "Екатеринбургская сотовая связь" - 2,015 млн (2,012 млн) и ОАО "Новая телефонная компания" (Владивосток) - 1,468 млн (1,451 млн).
CDMA-оператор "Скай Линк" обслуживал 1,9% абонентов в Москве и 1,7% - в Петербурге.
Совокупная абонентская база МТС, с учетом зарубежных "дочек", по оценке AC&M Consulting, составила 104,961 млн абонентов (в сентябре было 105,208 млн), "Вымпелкома" - 68,648 млн (68,858 млн), "Мегафона" - 56,681 млн (56,437 млн), Tele2 (с учетом казахстанской "дочки") - 18,179 млн (17,9 млн).
Октябрьский отток — логичное явление: в летние месяцы многие люди переезжают из региона в регион, покупают там sim-карту, а через месяц выбрасывают, в результате еще через 90 дней оператор их списывает, объясняет президент "Евросети" Александр Малис, на которого ссылаются "Ведомости". Год назад рынок не заметил чистого оттока из-за того, что в кризис люди меньше передвигались между регионами, считает он. Такое сезонное качество учитывается в бизнес-планах всех крупных ритейлеров, говорит А.Малис. Отток связан с "сезонным фактором", говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. Это, по ее словам, результат активных продаж летом, когда абоненты активнее пользуются, например, роумингом и приобретают для этого sim-карты.
Не исключено, что рынок достиг точки насыщения. Еще подводя сентябрьские итоги деятельности сотовых компаний некоторые эксперты предполагали, что потенциал роста абонентов в России практически исчерпан.
Опубликованная октябрьская статистика не будет иметь заметного влияния на динамику котировок МТС и VimpelCom Ltd, так как рынок не ожидает дальнейшего роста абонентской базы, считают аналитики "Ураслсиб кэпитал".
С ними согласны в "ТКБ Капитал". Статистика по абонентам мобильной связи не отражает качества клиентов и уже не оказывает влияния на рыночные котировки. Хотя Tele2 Россия активно расширяется, "большая тройка" удерживает 82% российского рынка по числу клиентов", - указывается в обзоре аналитиков "ТКБ Капитал".
При этом тот факт, что рынок близок к насыщению (по SIM-картам), поддерживает позитивный взгляд аналитиков "Ураслсиб кэпитал" на перспективы компаний "большой тройки". "Их конкурентам будет труднее завоевывать рыночную долю в условиях, когда число новых абонентов невелико. МТС и VimpelCom недооценены и торгуются с потенциалом роста на уровне 43% и 34% соответственно к прогнозным ценам $30 и $21 за одну АДР соответственно", - указывают в "Ураслсиб кэпитал".
По мнению аналитиков UniCredit Securities, продолжающееся сокращение доли рынка МТС и "Вымпелкома" за счет увеличения доли рынка "МегаФона", "является негативным фактором для перспектив роста публичных компаний".