Москва. 3 декабря. INTERFAX.RU - Конкурсная комиссия в четверг признала "Башнефть" победителем в конкурсе по месторождениям имени Романа Требса и Анатолия Титова. О планах "Башнефти" по разработке нового проекта в интервью Агентству нефтяной информации рассказал глава бизнес-единицы ТЭК АФК "Система" (контролирует "Башнефть") Александр Корсик.
- Вы ожидали, что свое решение конкурсная комиссия вынесет сразу в четверг?
- Конкурсная комиссия предварительно была знакома с материалами "Башнефти", мы передавали в Роснедра большой пакет документов. В четверг для комиссии была проведена презентация, которая, как мы рассчитывали, окончательно убедит ее участников в том, что предложения "Башнефти" соответствуют ожиданиям государства.
Я уже говорил, для "Башнефти" победа в конкурсе на право пользования этими месторождениями, возможно, намного важнее, чем для других претендентов – компания стремится всеми способами добиться сбалансированности бизнеса. Поэтому мы очень серьезно подошли к подготовке к конкурсу, не менее ответственно готовились к презентации, ночами тренировались, готовясь к ответам-вопросам.
Для нас это настоящий экзамен на соответствие требованиям, который мы выдержали. И мы очень рады, что комиссия приняла решение сразу, что ей не понадобилось время для обсуждения.
- Можете рассказать о параметрах технико-экономического проекта освоения месторождений?
- О детальной конкретике пока говорить рано. В целом могу сказать, что это фактически бизнес-план работы компании на Требса и Титова. На данный момент он учитывает несколько вариантов развития событий, поскольку существуют разные опции по транспорту нефти и срокам разработки месторождений. В зависимости от того, какую инфраструктуру мы решим строить, сроки работ и объемы инвестиций варьируются. На каком варианте мы остановимся, пока очень большой вопрос.
- От чего зависит выбор окончательного варианта бизнес-плана?
- По большому счету, от результатов переговоров с "ЛУКОЙЛом".
"ЛУКОЙЛ" владеет в этом регионе и на этих месторождениях инфраструктурой, которую мы хотели бы использовать. Но, насколько я понимаю, "ЛУКОЙЛу" подобное сотрудничество тоже выгодно. Свою позицию на этот счет высказал глава компании Вагит Юсуфович Алекперов, заявив, что "ЛУКОЙЛ" вложил в проект большие средства, и было бы логичным тесное сотрудничество с "ЛУКОЙЛом" победителя конкурса по Требса и Титова.
- И все же о показателях ТЭПа – какие варианты развития событий учла "Башнефть"?
- Основных вариантов три: первый предполагает транспортировку нефти на юг, второй - на север через инфраструктуру "ЛУКОЙЛа", третий – "Башнефть" строит свой транспорт на север, параллельный тому, что есть у "ЛУКОЙЛа" и всю соответствующую инфраструктуру. Последний – это страховка на крайний случай, если не удастся договориться с "ЛУКОЙЛом" о партнерстве, в чем я сильно сомневаюсь.
Если мы достигнем договоренности с Вагитом Юсуфовичем на реальных рыночных условиях, то первый вариант станет самым интересным.
- С "ЛУКОЙЛом" он уже обсуждался?
- Мы не могли ничего обсуждать, не получив лицензию.
Но уверен - нефтяной мир России является очень разумным, развитым и цивилизованным. Поэтому даже без предварительного обсуждения компании понимают важность сотрудничества. Вариант с "ЛУКОЙЛом" я считаю реализуемым. Надеюсь, что Вагит Юсуфович думает таким же образом.
Нам интересно все – скважины, лишние мощности в электроэнергетике, геологическая информация, имеющаяся в распоряжении "ЛУКОЙЛа". На рыночных условиях мы готовы купить это, тем самым сократив сроки разработки месторождений.
- А ТЭП учитывает возможное партнерство с "ЛУКОЙЛом"?
- Поскольку мы рассчитывали разные варианты, то и этот есть тоже.
- Сейчас, когда итоги конкурса известны, какие еще варианты партнерства с другими НК интересны "Башнефти?
- Теперь мы будем вести переговоры со всеми потенциальными партнерами. В частности, наверняка рассмотрим возможность переговоров о партнерстве с "Роснефтью" и "Зарубежнефтью".
Например, "Зарубежнефть", мне кажется, тоже заинтересована, чтобы как можно быстрее создать в Ненецком автономном округе инфраструктуру для транспорта нефти. А это значит, что есть возможность разделить с ней некоторые расходы, договориться о совместном использовании объектов.
Мы ничего не исключаем, никаких вариантов, всегда исходим из экономической целесообразности. И мы опять-таки считаем, что нефтяной мир разумный и все заинтересованы в максимальном результате.
Тем не менее на сегодняшний день вариант серьезного партнерства с "ЛУКОЙЛом" выглядит наиболее приемлемым, если мы одинаково оцениваем ситуацию на рынке.
- Транспорт нефти в Требса и Титова на юг должен учитывать расширения мощностей "Транснефти" – поднимался этот вопрос?
- Опять же подчеркну, что до получения лицензии мы ничего ни с кем не могли обсуждать. Но могу вам сказать, что при любом из тех вариантов, которые мы рассматривали, у нас получается положительная экономика проекта. Например, есть вариант, когда часть нефти идет на юг, часть - на север. Вполне возможно, что появится план, который окажется более выгодным, чем те, которые у нас есть на сегодняшний день.
- Каковы планируемые инвестиции "Башнефти" в проект?
- Проект стоит миллиарды долларов, не десятки и не сотни, а именно миллиарды. Большего пока сказать не могу. Он принесет прибыль компании, но государство получит многократно больше налогов, чем заработаем мы.
Для "Башнефти принципиально, что благодаря Требса и Титова, она будет ближе к оптимальному балансу в добыче и переработке. Это для нас чрезвычайно важно. Этот баланс защитит нас в ситуации, когда изменения в налоговом законодательстве могут сместить прибыльность из переработки в добычу.
- Эксперты считают, что минимальные инвестиции в Требса и Титова без учета стартового платежа в зависимости от транспортной схемы оцениваются в $8,5-9 млрд. Это близко к истине?
- Вполне.
- Когда "Башнефть" рассчитывает получить промышленную нефть на Требса и Титова и насколько компания планирует прирастить добычу с вводом этих месторождений?
- Здесь вновь придется отталкиваться от варианта, который для нас является основным. Если мы договоримся с "ЛУКОЙЛом", это значительно ускорит получение первой нефти. Если мы по какой-то причине не достигнем договоренности с ЛУКОЙЛом", то это будет чуть попозже.
Предварительный ориентир – первая нефть с Требса и Титова пойдет в 2013-2014 годах. Пока не скажу – сколько именно это будет нефти, потому что сейчас слишком много неясностей.
Мы исходим из того, что при благоприятном раскладе должно пройти около 6 лет начиная с 2011 года, чтобы добыча на месторождениях вышла на пик от 7 до 10 млн тонн нефти в год.
- Будет ли "Башнефть" поднимать вопрос о налоговых льготах для Требса и Титова?
- Если государство сочтет возможным улучшить нашу доходность, мы, конечно, будем счастливы. В данный момент в своих расчетах мы ориентируемся только на то, что нам положено по закону, исключительно. Но и это дает нам положительный экономический эффект. Требса и Титова – непростой проект. В минус мы не попадаем, но и сказать, что чувствуем себя комфортно, тоже не могу. Государство забирает львиную долю денег. Но такова жизнь.
- Как оценивает "Башнефть", на месторождениях есть потенциал значительного увеличения запасов?
- Я не волшебник, не могу сказать об этом с уверенностью. У нас нет информации, что на Требса и Титова реально больше запасов, чем указано в госбалансе.
"Башнефть" сделает все, чтобы полноценно исследовать месторождения, и, если повезет, увеличить запасы. Для этого потребуется доразведка. На данный момент сказать, что Требса и Титова не разведано, было бы неправильно, но фронт работы там большой.
Сложность освоения Требса и Титова - это инфраструктура, климат, отдаленность. Нельзя сказать, что это легкое месторождение. Сказать, что там есть что-то сверхъестественно-сложное, тоже нельзя. Мы видим месторождения как сложный, но реализуемый проект.
- Как Вы оцениваете риск, что нефтяные компании, которые участвовали в конкурсе, но выбыли, оспорят его итоги?
- Наши юристы анализировали эту ситуацию и пришли к выводу, что все осуществлено строго в рамках закона. Если кто-то решить оспорить, конечно, имеют полное право.
- Продолжит ли "Башнефть" участие в тендерах на крупные месторождения в России? В частности, в Тимано-Печоре?
- То, что мы в принципе будем участвовать в тендерах, в аукционах, и в конкурсах, сомнений не вызывает. Вопрос в том, на каких условиях новые месторождения будут выставляться. Мы не будем заниматься мелкими месторождениями в регионах, где у нас нет других активов. Понятно, что это не имеет большого смысла.