Москва. 22 декабря. INTERFAX.RU - Как будет развиваться российский сегмент МКС? Сможет ли Россия самостоятельно создать корабль нового поколения? Когда могут начаться его летные испытания? На эти и другие вопросы "Интерфаксу-АВН" рассказал президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота.
- Новый "Союз ТМА-20" к Международной космической станции слетал вполне успешно, но, при этом, как известно, корабль был поврежден при транспортировке на Байконур по железной дороге. Что предприняла РКК "Энергия" для обеспечения надежности аппарата?
- На этом корабле мы заменили полностью спускаемый аппарат, оставив бытовой отсек, машины и приборный агрегат. Все отработано штатно, это была наша перезакладка, но, тем не менее, мы должны были ее произвести. Чтобы выполнить замену спускаемого аппарата в срок, сотрудники корпорации работали в три смены и смогли организовать так логистику испытаний и работ, что мы уложились в сроки и даже не почувствовали изменения программы работ. Прежний спускаемый аппарат соответствует всем предъявляемым к нему требованиям. До сих пор мы проводим его тщательные проверки. Испытали все системы. Все отработало штатно.
- Виталий Александрович, некоторое время тому назад РКК "Энергия" участвовала в конкурсе на эскизное проектирование нового космического корабля. На каком этапе находится разработка проекта?
- Прошел конкурс и РКК "Энергия" его выиграла. Сейчас идет заключение контрактов с Роскосмосом на выполнение технического проекта перспективного пилотируемого транспортного средства. Выполнение проекта будет во многом зависеть от бюджета. Пока хотелось бы гораздо больший бюджет, чтобы к 2015 году успеть подойти к летным испытаниям нового корабля. Если начнется секвестр бюджета проекта, то это сильно ударит по позициям России. Надо спешить - на рынке стало очень тесно. В США уже совершил космический полет демонстратор Х-37, на орбите побывал и коммерческий корабль многоразового использования "Дракон".
- Сколько всего космических аппаратов производит сейчас РКК "Энергия"?
- У нас сейчас в производстве находится более 30 кораблей в разной степени готовности. Одни корабли - в стадии заготовки материалов и компонентов, другие - в стадии изготовления корпусов, третья и четвертая группы - в сборке. Вся техника создается эволюционно, без штурмовых работ, даже на кораблях с цифровой системой управления меняются только блоки. Ставим их внутрь корпусов прежней конструкции. Мы только меняем систему управления, изменяя ее аккуратно, блок за блоком.
- Будет ли прекращено строительство пилотируемых аппаратов с аналоговым принципом управления после появления новых «цифровых» кораблей?
- Технологический цикл изготовления пилотируемых кораблей - 2,5-3 года. Проводя летные испытания новых кораблей, мы должны иметь время для отработки всех замечаний, постараться ничего не упустить. Поэтому после цифрового корабля пускаем нормальные, старые. Мы не спешили с запуском первого пилотируемого "цифровика". Он стартовал лишь тогда, когда все отработали на "грузовиках". Мы не имеем права на ошибку. Сейчас продолжают собираться корабли, как с цифровым, так и с аналоговым управлением.
- Возможно ли сокращение программы пилотируемых полетов в следующем году?
- Мы имеем программу и готовы обеспечить в следующем году четыре пилотируемых полета. Если в план будут внесены какие-то изменения, то РКК готова выполнить все программы с их учетом.