Москва. 21 января. INTERFAX.RU – После опубликования в СМИ транскрипции разговора российских диспетчеров и польских пилотов Ту-54 российская сторона все еще настаивает на том, что своей версии происходящего у нас нет. С польской стороны уполномоченный представитель при МАК полковник Эдмунд Клих в интервью телеканалу ТВН24 настаивает на том, что "нельзя даже заикаться о том, что какие-то проступки есть с российской стороны". В Госдуме считают происходящее в Польше муссирование вопроса раздуванием конфликта перед предстоящими выборами.
Клих высказал уверенность в том, что причиной аварии ни в коем случае не могут быть неверные сигналы диспетчеров, но, даже в этом случае, квалифицированная команда не способна совершить посадку настолько неправильно. "Не может хороший экипаж с хорошими приборами так садиться. Даже если с земли подавали другие команды, они были должны знать положение самолета в воздухе", - сказал Клих, отвечая на вопрос о том, могла ли информация с диспетчерской башни аэродрома "Смоленск-Северный" сбить с толку пилотов, которые собирались идти на посадку. "Это недостаток понимания ситуации, и он означает ошибки в обучении пилотов", - отметил Клих. Это заявление предваряли события 12 января, когда Межгосударственный авиационный комитет на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" представил итоговый отчет о расследовании катастрофы самолета Качиньского. Из отчета следует, что главной причиной катастрофы самолета стал человеческий фактор – ошибки экипажа в условиях давления на него со стороны высокопоставленных пассажиров.
Как заявил председатель Технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексея Морозова, которое опубликовано на сайте МАК, необходимость опубликования транскрипции возникла "в связи с появившимися в СМИ, со ссылкой на министра внутренних дел и администрации Республики Польша Ежи Миллера, сообщениями об опубликовании польской стороной записей разговоров диспетчеров аэродрома Смоленск "Северный", и с целью объективного информирования мировой общественности". При составлении транскрипции техкомиссия МАК пользовалась электронной копией записей, идентичной той, которая была передана польской стороне по ее просьбе.
Из переписки следует, что российский руководитель полетов на вышке смоленского аэродрома сообщил в 9:51 о том, что в месте его дислокации складываются неблагоприятные погодные условия и советует "для основного поляка уточнять запасной, потому что пока погоды нет". И далее советует "выйти на главный центр, чтобы основному поляку передали, во-первых, чтобы он был готов к уходу на запасной". Иными словами, российские диспетчеры на аэродроме в Смоленске предупреждали экипаж самолета президента Польши Леха Качиньского о плохих метеоусловиях и предлагали уйти на второй круг.
После почти сорокаминутных переговоров, во время которых диспетчерская служба повторяет команду уйти на второй круг, в 10:35 командир экипажа отвечает согласием. В 10:41 российский руководитель полетов дает команду "Уход на второй круг" и повторяет ее еще два раза. Теперь польский борт уже не отвечает. Затем в эфире звучит вопрос: "Ну, где он?". После этого вновь звучит команда "Уход на второй круг, 101-й". Один из диспетчеров говорит о необходимости вызова пожарной машины. Время последней записи в транскрипции - 10:42. Тогда после тщетных попыток связаться с польским самолетом авиадиспетчер говорит: "После ближнего упал. Левее дороги". Другой диспетчер ему отвечает: "На второй круг уходить начал, потом пропал". В радиоэфире звучит нецензурная брань.
Тем временем, польские политики высказывают недовольство в связи с итогами доклада. Как заявил на пресс-конференции в пятницу замглавы комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко, это недовольство связано с приближающимися выборами в Польше. "То, что происходит сейчас вокруг этого в Польше, я думаю, вы прекрасно понимаете, что это дело политическое. У них выборы приближаются, надо разыгрывать политическую карту. Это нехорошо, некрасиво", - считает Клименко. По его оценке, МАК опубликовал полный и объективный доклад, который однозначно указывает на причины крушения польского борта N 1 10 апреля 2010 года. "МАК - это международная организация, которая действует по международным правилам, соглашениям, а не по нашим указаниям", - подчеркнул депутат.
Он отметил, что это беспрецедентный случай, когда по такого рода катастрофам публикуется полностью вся известная информация. "Никогда такого не было, чтобы все было открыто, а сейчас все опубликовано", - сказал Клименко.