Москва. 24 января. INTERFAX.RU - Российская экономика, в 2010 году, по последним оценкам Минэкономразвития, выросла на 3,8%, что не покрыло и половины падения 2009 года (на 7,9%). Многие экономисты указывают на неблагоприятный инвестиционный климат в стране и структурные проблемы в экономике. Своим видением ситуации в интервью "Интерфаксу" поделился заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач.
- Андрей Николаевич, рост российской экономики в 2010 году – менее 4%, что, особенно на фоне провала на 7,9% в 2009 году, выглядит достаточно скромно. Тем более, что мировая экономика выросла более чем на 4%, цены на нефть существенно увеличились. Почему не удалось выйти на более высокие темпы роста? Только ли засуха в этом виновата?
- Надо отметить, что мировая экономика очень поляризована. И поэтому ее рост на 4,7% в 2010 году - это в первую очередь результат высоких (и даже более высоких, чем ожидалось) темпов роста Китая, Индии и других стран. Если же мы берем США и Европу, то там темпы роста ниже, чем первоначально многими оценивалось. В этом плане реализуется консервативный сценарий, что близко к нашим оценкам, которые раньше были ниже большинства консенсусных оптимистичных цифр.
Для российской экономики рост на 3,8% - ниже того, что было до кризиса. По большому счету, такой рост близок к тому, что мы можем иметь при умеренных изменениях мировых цен. Правда, цены, как вы правильно сказали, уже поднялись на нефть и металлы. Но все равно, после $100 с лишним за баррель приспособиться к среднегодовым $75 (впрочем, на конец года цены достигли почти $80) - процесс непростой.
Безусловно, очень важно, растет цена на нефть или падает. Все-таки на перспективу значительного роста цен в консервативном сценарии никто не рассчитывает. Есть оценки и $100 за баррель - и вероятность этого скорее даже выше, чем падение до $50-60. Но базовый, достаточно вероятный прогноз: колебания около уровня в $80-90. Адаптироваться к такой стабильности и научиться развиваться в таких условиях - вещь достаточно серьезная. И высоких темпов роста экономики с нынешней структурой и слабыми несырьевыми секторами продемонстрировать мы пока не можем.
Что касается засухи, то негативный эффект от нее мы оцениваем до 1 процентного пункта, скорее даже в 0,7-0,8 процентных пункта. Если бы не эффект от засухи и пожаров, то рост ВВП в 2010 году был бы выше - порядка 4,5-4,7%.
- Если возвращаться к ВВП, прежде всего, обращает внимание очень медленное восстановление инвестиций - менее чем на 6% после падения на 17% в 2009 году. По данным Росстата, продолжается снижение и прямых иностранных инвестиций. Чем вы объясняете такую низкую инвестиционную активность?
- Во-первых, я не считаю, что рост инвестиций на 5,9% - может быть, будет чуть ниже, - это плохой рост. Инвестиции всегда "отыгрываются" сложнее, чем розничная торговля или даже промышленность - и это происходит в условиях любого конъюнктурного цикла. Резкого скачка инвестиций в 2010 году даже за рубежом не было практически ни у кого. Все ожидали еще осенью, что рост инвестиций будет слабее, 2,5%. Поэтому имеющийся рост - скорее положительный сюрприз.
Чтобы стимулировать рост инвестиций, нужна большая стабильность - и в притоке иностранного капитала, и через заимствования, и через прямые инвестиции. По 2010 году имеется отток капитала, хотя, в общем, вполне ожидаемый.
Во-вторых, нужен мощный рост государственных инвестиций. После того, как они в реальном выражении упали в 2009 году, в 2010 году их рост составил только 5,5% (по предварительной оценке) - немного, даже меньше, чем частные инвестиции. Частные инвестиции, действительно, в основном базируются на инвестициях инфраструктурных компаний и нефтегазовых, поэтому основной инвестиционный рост со стороны частного сектора, на наш взгляд, впереди - в 2011-2012 годах.
- Отток капитала в 2010 году значительно превысил официальные прогнозы. В чем причина столь существенного оттока на фоне роста цен на нефть?
- Отток капитала действительно показывает не только поведение финансового капитала. Значительную роль играют другие вещи - это все-таки высокие риски при кредитовании и инвестировании в нашу экономику. Поэтому банки предпочитают размещать ресурсы в зарубежные активы, нежели рисковать, расширяя кредитование. Рост кредитов начался - хотя и достаточно умеренный. Рост за год будет, наверное, от 13 до 14%, что не так уж плохо. К кредиту стали относиться намного осторожнее и консервативнее, потому что финансовое состояние многих предприятий вызывает опасения и резко наращивать объемы кредита никто не хочет. Соответственно, ресурсы уводят за рубеж - тем более, есть высокая неопределенность с динамикой курса и доллара, и банки играют на курсовых изменениях.
Плюс многие считают, что риски девальвации рубля высоки. Но наша позиция: в ближайшие годы рубль будет достаточно стабилен. Хотя, без существенного улучшения конкурентоспособности отечественной продукции и сохранения высоких опережающих темпов роста импорта, мы можем через несколько лет столкнуться и с новой существенной коррекцией курса. Это 2014-2015 годы - при условии, что цены на нефть существенно не вырастут. Если они падают, то такая коррекция произойдет раньше. Если они растут - позже.
- Какой прогноз у министерства по притоку капитала на 2011-2013 год?
- Мы считаем, что в 2011 год будет плюс, но небольшой, с учетом всех сложностей текущего момента. Хотя, полагаю, приток капитала будет, и он может быть даже больше, чем те $10 млрд чистого притока капитала, которые у Центрального банка и у нас сейчас прописаны в прогнозе. Дальше ожидается постепенное понижение притока капитала в 2013 году.
- Сохраняется ли опасность второй волны мирового кризиса, учитывая сложную ситуацию в некоторых странах Еврозоны?
- Не думаю, что мировую экономику ждет новая волна спада. Скорее всего, и экономика США, и Еврозона существенно затормозят свой рост, по сравнению с 2010 годом. Потому что этого требует бюджетная консолидация, большие риски, связанные с суверенным долгом. Более того, суверенные долги - это по сути дела будущие проблемные кредиты или кредитные портфели большинства европейских банков. Поэтому требует глубокого анализа, какое их реальное положение, и какие риски еще ждут там банковскую систему. Полагаю, что риски эти достаточно высокие, поэтому возможности по расширению кредитования будут невелики. Остаются достаточно высокими и риски банковских и корпоративных банкротств.
- Что это означает для России?
- Для России это означает, по-видимому, вялую конъюнктуру для сырьевых рынков. Хотя сейчас есть некоторый перегрев, особенно по ценам на металлы, но он идет из Азии, а не из Европы.
- А цены на нефть снизятся?
- Вряд ли они сильно снизятся с нынешних позиций. Возможна их некоторая коррекция вниз. Хотя достаточно вероятен и сценарий, что на этот год цена за баррель будет около $90 или даже ближе к $100. Многое зависит от того, как будет развиваться китайская и индийская экономики.
- Рубль ослаблялся в осенние месяцы, несмотря на рост цен на нефть. Как вы объясняете такое поведение нашей валюты? Может, Россия включилась в игры с ослаблением национальных валют? Или речь идет о бегстве капитала из страны?
- Вряд ли Центральный банк как-то существенно играл на ослабление курса рубля, не видно было особых интервенций и роста валютных резервов. Что касается выплат по долгам банковского сектора и предприятиям, то определенный скачок произошел, но главную роль здесь скорее играл отток капитала и плюс настороженное отношение к перспективам российской экономики. Получается такая бивалентная ситуация: наш фондовый рынок вырос неплохо - но, правда, в меру роста цен на нефть. И в новом году многие ожидают его позитивного роста, но, тем не менее, инвестиционный климат считается неблагоприятным.
- Основным риском на 2011 год является инфляция, которая разогналась во второй половине 2010 года. Аналитики не верят, что ЦБ и правительство смогут удержать инфляцию в рамках официального прогноза в 6-7%. Вы не собираетесь пересматривать прогноз?
- По инфляции действительно риски существенные есть. Инфляция может оказаться выше тех цифр, что пока стоят у нас в прогнозе.
Если говорить о монетарной инфляции, то она, как ожидается, в 2011 году будет на уровне 2010 года: 6 с небольшим процентов. Это то, что называется базовой инфляцией.
Но разгон цен на продовольственные товары пока остановить не удалось, и их рост пошел с ускорением в декабре. Сохраняются риски значительного повышения цен весной этого года и по зерну - а значит, и на хлеб, и по мясной группе вслед за ним.
Поэтому здесь нужны дополнительные и более активные меры. Премьер-министр уже сказал, что мы начинаем биржевые интервенции - не будем ждать конца первого квартала года. Пока принято решение о выделении зерна по ряду регионов (достаточно большая часть регионов центра) не через биржу. С февраля начнутся интервенции - чтобы задавать некоторый ориентир рынку, чтобы, во всяком случае, как-то притормозить рост цен.
- В прошлом году у правительства появился инструмент по установлению предельных цен на некоторые товары, если цены на них в регионе вырастают более чем на 30%. Тем не менее, ни одной такой меры принято не было, несмотря на существенный рост цен на ту же гречку. В этом году можете воспользоваться этим инструментом? Или это больше бумажная мера?
- Было нецелесообразно вводить их в начале осени, когда уборка урожая не завершена. Кроме того, ожидалось, что ситуация с гречкой будет более благоприятная с учетом поступления сибирского урожая. Но производители и торговля зафиксировали высокий уровень цен, поскольку хозяйства потеряли много на засухе, на падении урожая - и захотели компенсировать где только возможно.
- С этого года существенно выросли страховые взносы для компаний. Как это отразится на экономическом росте, насколько необходимым было такое решение?
- Мы считаем, что это замедлит темпы экономического роста. По нашей оценке, в 2011 году - на 0,5-0,7 процентных пункта, дальше - поменьше, в районе 0,2-0,3 процентных пункта. То есть, эффект - примерно на 2-3 года. Но тут есть и обратная сторона - повышение позволило обеспечить запланированный рост пенсий. Альтернативой было бы сохранение значительно более высокого дефицита пенсионной системы, дефицита бюджета, который тоже надо финансировать - либо отказ от принятого плана по увеличению пенсий. А это и благосостояние людей, и спрос в экономике. Поэтому торможение есть, есть "уход в тень", будет целый ряд других нежелательных моментов, но нужно учитывать все последствия в комплексе - и реагировать соответственно.
- Как вы считаете, может ли быть пересмотрено решение в ближайшее время?
- Полагаю, сейчас таких быстрых решений не будет - каких-то изменений, существенных подходов в пенсионной системе. Пенсионная система действительно нуждается в реформировании, этот вопрос нужно серьезно прорабатывать на перспективу. Что касается негативного эффекта от повышения страховых выплат, здесь нужно и предполагается доработка мер, которые позволят уменьшить негативный эффект и эти обсуждения будут идти. Будут приниматься дополнительные меры. Мы и раньше предлагали меры, в том числе связанные с поддержкой бизнеса, занятого проектированием, инжинирингом. Есть целый ряд хороших предложений, касающейся малого бизнеса.
- Как вы считаете, бюджет на 2011 год несет риски для еще большего давления на инфляцию и как он ориентирован с точки зрения поддержки экономического роста? Могут ли быть пересмотрены какие-то расходные части?
- Бюджет надо выполнять, но применительно к 2011 году главное не в том, чтобы что-то менять в структуре бюджета. Какие-то поправки будут вноситься весной, но существенно картина здесь не изменится. С учетом того, что доходы будут выше, скорее всего, с учетом цен на нефть и в целом дефицит будет меньше, чем запланировано. Заложено 3,6% ВВП, а по нашей оценке будет около 3% ВВП.
Ключевое здесь: обеспечить более эффективное и равномерное использование средств. У нас в 2009 и 2010 году значительная часть бюджета выполнялась в декабре, когда деньги невозможно реально использовать. Это имеет и инфляционные последствия, но главное, что средства расходуются неэффективно. Сейчас опять существуют риски, что финансирование многих программ, а значит и конкурсов будет сдвинуто на вторую половину года.
Что касается бюджета 2012-2013 годов, здесь действительно нужно смотреть - какого рода дополнительные решения могут быть приняты в части, связанной со стимулированием экономического роста, с вопросом заработной платы бюджетников, которые в реальном выражении и в этом году падают, и на 2012 и 2013 годы есть риск продолжения этой тенденции. Плюс заявлены целый ряд решений по выплатам денежного довольствия военнослужащим, МВД - все это потребует уточнений бюджета.
- Какова ситуация с инвестрасходами бюджета?
- В 2011 году они вырастают в реальном выражении, а в 2012 и 2013 годах сокращаются. По-видимому, там тоже придется корректировать.
- Какие основные риски в 2011 году для российской экономики? Есть ли шансы выйти в ближайшие годы на докризисную динамику роста ВВП в 6-7% в год?
- На наш взгляд, выйти на темпы роста в 6-7% мы не сможем в ближайшие три года и даже позднее. Существующие структурные, корпоративные риски, а также политика консолидации бюджета или ограничения расходов будут препятствовать достижению темпов роста около 6%. Хотя потенциально наша экономика может расти на 5-6% в год даже при относительно стабильных ценах на нефть. Рост порядка 5% можно рассматривать как вполне естественный.
При этом есть вторая сторона медали - во многих случаях без увеличения темпов нельзя обеспечить структурные сдвиги и качество роста. Энергосырьевой сектор растет темпом 1,5%, электроэнергетика - может, чуть выше. Соответственно, при низких темпах роста это означает, что либо обрабатывающие сектора, услуги также будут стагнировать, либо они растут существенно быстрее.
То есть, конкурентоспособность проявляется в том, что мы должны не просто удерживать, а расширять долю России на мировых рынках и долю в мировой экономике. При темпах роста в 3% это означает, что наша доля в мире будет падать. А чтобы опережать развитие мировой экономики, нужно расти темпом не ниже 4%. И то мы в этих условиях будем существенно уступать Китаю и Индии.
Но здесь важно качественное наполнение темпов роста: насколько это будет связно с ростом производительности, энергоэффективности, какие сектора будут расти быстрее, чем другие, а самое главное - смогут ли они быть конкурентоспособными на мировых рынках через экспорт и импортозамещение. Практически в мире тот достигает успеха, кто так или иначе способен свою продукцию экспортировать, даже если ключевой вклад в экономический рост вносит внутренний рынок. Китай в этом плане пример - они без расширения экспорта никогда бы не заняли таких позиций в мире и не смогли бы привлечь приток инвестиций. Но и без инвестиций они тоже не вышли бы на такие темпы экспорта. Сейчас, создав эту базу, они имеют возможности и существенно укрепить свой внутренний рынок, хотя им предстоит достаточно серьезная структурная перестройка - и я думаю, темпы роста китайской экономики существенно снизятся.
- Помимо слов о необходимости диверсификации и модернизации, что-то реально происходит?
- Происходит многое. У нас, в самом деле, есть чем гордиться: не только темпами роста под 7%, которые у нас были в докризисные годы, но и тем, что все-таки стартовало достаточно много проектов.
Была проведена серьезная модернизация и перевооружение металлургии - хотя здесь сохраняются нерешенные вопросы, и цветная металлургия пока еще отстает от черной. Мы только приступили к модернизации химической промышленности, стартовали и проекты в автопроме, есть новые наработки, модели, которые в этом году или через год пойдут в жизнь. Назову и новые разработки КАМАЗа, новую бюджетную модель ВАЗа и даже Ё-мобиль, - вполне инновационный, хотя и рискованный продукт. В высокотехнологичных секторах - авиастроении, космосе, электронике и фармацевтике, - скоро на рынок выйдут новые продукты и очень важно, чтобы они смогли занять на нем достойные ниши и вырваться на мировые рынки.
Пока, к сожалению, масштаб ощутимых результатов невелик. Более того, многие усилия, которые пошли на консолидацию активов, на слияния, на инвестиции, привели к тому, что значительная часть предприятий имеют слишком большую долговую нагрузку - и государство было вынуждено заниматься их санацией. Но для нашей страны все шансы, чтобы развиваться, есть. Нам важно не шарахаться, а последовательно проводить начатую политику, держать слово.
На это направлены не только меры институциональные. Есть меры и предложения по улучшению инвестиционного климата, совершенствованию таможенного администрирования. Реализуются и сейчас будут переформатироваться государственные программы - соединение институционального и проектно-программного подходов должно дать эффект роста.
Кроме того, вопрос тут и в системности. В России многие вещи пока плохо согласованы - денежная политика с бюджетной, институциональная с проектно-программной. Мы пока что живем даже не трехлетним, а во многом однолетним горизонтом. Сейчас разрабатывается долгосрочный прогноз развития страны до 2030 года и формируется пакет государственных долгосрочных программ развития, преобразования важнейших сфер экономики и жизни людей. Системность должна позволить набрать ту критическую массу усилий и результатов, которые обеспечат качественный, более устойчивый и при этом достаточно конкурентоспособный по темпам рост экономики.