Москва. 18 апреля. INTERFAX.RU – Китайский этап, стартовавший в минувшую пятницу, развивался по уже привычному сценарию – в двух первых тренировочных сессиях гонщики обкатывают новинки, которые приготовили команды, а затем ищут базовые настройки, не гоняясь за быстрым временем. В третьей части свободных заездов вносятся последние коррективы, а затем… Себастьян Феттель берет поул. Правда, не обошлось и без сюрпризов – напарник лидера чемпионата мира Марк Уэббер, который, похоже, взял на себя все неудачи Red Bull, связанные с техническими проблемами (в первых двух гонках на его машине не работала система рекуперации кинетической энергии), снова "отличился", не сумев выйти даже во второй сегмент. На болиде австралийца, к которому вскоре может приклеиться прозвище "Счастливчик", снова отказала KERS, да еще и команда удружила, не прогрев как надо комплект жесткой резины.
Виталий Петров и его партнер по Lotus Renault Ник Хайдфельд прошли во вторую квалификационную часть, где с россиянином произошло событие, сильно повлиявшее на первую часть стартовой решетки. Показав четвертый результат, он возвращался в боксы, как вдруг на его машине перестали переключаться передачи, а двигатель не реагировал на педаль газа. В итоге черно-золотистый болид встал прямо на асфальте, вынудив судей остановить вторую сессию за две минуты до ее конца. К этому моменту часть пилотов вообще не успела показать какого-либо приличного времени. Вынужденные вернуться в боксы, гонщики около десяти минут ждали пока болид Петрова уберут с трассы, а затем у них было 122 секунды, чтобы пройти прогревочный круг и показать хороший результат. Пройти-то они его успели, а вот дальше начались ожидаемые проблемы – более быстрые машины просто утыкались в медленные болиды, теряя время. Обычно пилоты отпускают вперед другой болид, чтобы иметь оперативный простор на быстром круге, после инцидента с Виталием такой возможности уже не было. Среди пострадавших – Хайдфельд, оказавшийся только 16-м, Шумахер, сумевший завоевать лишь 14-ю позицию, и два Sauber Серхио Переса и Камуи Кобаяши, попавшие на 12 и 13 места. Все эти пилоты вполне могли пробиться в финал квалификации. Самое забавное, что Петрову как раз хватило показанного результата для попадания в финал, другое дело, что там он уже не стартовал, так как неисправную машину попросту не успели доставить в боксы на эвакуаторе, к тому же инженерам еще предстояло разобраться в неполадках.
Как уже говорилось, поул привычно остался за Феттелем, на второй и третьей строчке расположились Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон на набравших скорость McLaren. В Ferrari неприятности начались с самого начала – обоих пилотов Скудерии опередил Нико Росберг на Mercedes. Воспользовавшись проблемами более быстрых пилотов, в десятку попали обе Toro Rosso Хайме Альгерсуари и Себастьяна Буэми, а также дебютант чемпионата, действующий чемпион немецкого кузовного чемпионата DTM Пол ди Реста. Петров замкнул десятку, а позднее выяснилось, что по каким-то причинам в его мотор перестал поступать воздух, после чего электроника в целях безопасности заблокировала коробку передач и заглушила двигатель, что и привело к остановке.
В день гонки с техническими проблемами столкнулся Льюис Хэмилтон, чью машину с трудом завели в самый последний момент. В двигателе болида британца оказались залиты бензином свечи – обычно с такими проблемами сталкиваются владельцы старых карбюраторных машин! Свечи просушили, движок завели, и чемпион мира 2008 года успел выскочить из боксов на стартовое поле в самый последний момент. Старт лучше всех принял Дженсон Баттон, который сумел обойти Феттеля, уступившего позицию еще и Хэмилтону. Фелипе Масса сумел обойти Фернандо Алонсо. Впервые в сезоне проблемы с началом гонки испытал Петров, потерявший разом два места, одно из которых сумел вернуть спустя шесть кругов.
Первым пит-стоп в группе лидеров провел Росберг. Чуть раньше это сделал напарник Нико – Михаэль Шумахер, который сразу смог взвинтить темп. Поняв, что свежая резина имеет большое преимущество, инженер Росберга зазвал и его в боксы. Затем, в течение нескольких кругов вся лидирующая группа постепенно совершила плановые остановки в боксах. Причем с Батоном, боровшимся с Феттелем, произошел курьез – влетев на пит-лейн перед Себастьяном, англичанин попытался остановиться около боксов Red Bull, расположенных прямо перед местом его собственной команды. Механики немца весьма выразительными жестами попросили гонщика McLaren проехать чуть дальше. Все это привело к тому, что на трассу лидер чемпионата вернулся уже перед Дженсоном. А тем временем разогнавшийся на свежих шинах Росберг вышел в лидеры гонки, демонстрируя результат правильно выбранного времени для смены резины.
"Как не надо делать" показал гоночный штаб Lotus Renault, где затянули посещение боксов для обоих пилотов, которые из-за этого постоянно находились за пределами очковой десятки. В англо-швейцарско-французско-малазийской команде решили схитрить и использовать не три, а два пит-стопа. Но и это не помогло войти в зачетную десятку ни Петрову, ни Хайдфельду – так много они теряли на изношенном мягком составе. Более того, россиянин, который останавливался после немца, после возвращения на трассу оказался позади партнера, хотя до этого был постоянно впереди. Но Виталий сжал зубы и буквально продрался через Ника, начавшего терять скорость на более изношенной резине. Следующими жертвами активности россиянина стали Пол ди Реста и Камуи Кобаяши. Прорыв позволил Виталию подняться на девятое место, на котором он и финишировал.
А впереди разворачивалась настоящая драма, державшая в напряжении до самого финиша! После второй волны пит-стопов гонку возглавил Феттель, также решивший останавливаться два раза против трех у Хэмилтона. Отыгравший поначалу позиции Росберг начал постепенно опускаться все ниже с ростом износа шин и падением скорости. С тем же столкнулись и пилоты Ferrari. После пит-стопа Льюис Хэмилтон начал стремительно догонять Массу, шедшего вторым. Бразилец сдался напору британца почти без боя, затем пилот McLaren моментально настиг Феттеля и после некоторых препирательств вышел в лидеры.
Но лучшим пилотом Китая стоит назвать марка Уэббера. Стартуя с 18-го места, на машине без KERS, дающей кратковременную прибавку до 80 лошадиных сил, австралиец начал гонку на жесткой резине, постоянно атакуя. Затем Уэббер провел два отрезка на мягких комплектах, что вкупе с постоянно легчающей машиной из-за выжигаемого топлива позволило ему на финише этапа устроить настоящий штурм позиций лидеров – как итог, финиш на третьей ступени подиума вслед за Хэмилтоном и Феттелем!
Гонкой в Китае завершился азиатское турне "Большого цирка" - через три недели Формула-1 переберется ближе к Европе – в Турцию. За время перерыва команды проанализируют итоги первых трех гонок и подготовят очередные новинки для модернизации болидов. Пока же можно сделать несколько выводов. Прежде всего, конструктор Red Bull Эдриан Ньюи в очередной раз создал инженерный шедевр. Лучший инженер в современной Ф1 утер нос всем командам болидом RB7. Технарей из McLaren можно наградить за самый лучший прорыв – на предсезонных тестах машины из Уокинга были явно медленней и не позволяли бороться даже за подиум, однако от гонки к гонке результаты росли. Пожалуй, только эта команда сейчас может реально противостоять Red Bull. Ferrari, похоже, переживает период стагнации – команде срочно нужны свежие "вливания мозгов", талантливые инженеры, которые смогут придумать новые решения для сокращения отставания от лидеров. В Mercedes GP ситуация похожа на прошлогоднюю – новый болид явно не является образцом инженерной мысли. Lotus Renault потенциально способна навязать борьбу за подиумы, но при условии грамотной стратегии в гонках и постоянной модернизации болида.
В группе середняков изменений нет – Force India, Toro Rosso, Williams и Sauber по-прежнему борются между собой, причем последняя команда пока выглядит наиболее предпочтительно. В тройке прошлогодних новичков изменений также почти нет – впереди Lotus Team, затем следует Marussia Virgin, за ней – HRT. У этих команд разные задачи. Испанцы занимаются собственным выживанием, а на трассе их главная задача – добраться до финиша. "Маруси" пытаются угнаться за Lotus Team, но пока им это не под силу – похоже исключительно компьютерный способ проектирования болида на суперкомпьютерах, который использует конструктор Ник Уирт, себя не очень оправдывает. А вот вышеназванный Лотус потихоньку подбирается к старожилам паддока – в Китае Хейкки Ковалайнен финишировал на 17-м месте, выше Серхио Переса (Sauber) и Пастора Мальдонадо (Williams).
Положение пилотов в личном зачете после трех этапов:
1. С. Феттель (Red Bull) – 68;
2. Л. Хэмилтон (McLaren) – 47;
3. Д. Баттон (McLaren) – 38;
4. М. Уэббер (Red Bull) – 37;
5. Ф. Алонсо (Ferrari) – 26;
6. Ф. Масса (Ferrari) – 24;
7. В. Петров (Lotus Renault) – 17;
8. Н.Хайдфельд (Lotus Renault) – 15;
9. Н.Росберг (Mercedes GP) – 10;
10. К.Кобаяши (Sauber) – 7;
11. М.Шумахер (Mercedes GP) – 6;
12. С. Буэми (Toro Rosso) – 4;
13. А. Сутил (Force India) – 2;
14. Пол ди Реста (Force India) – 2.
Кубок Конструкторов:
1. Red Bull – 105;
2. McLaren – 85;
3. Ferrari – 50;
4. Lotus Renault GP – 32;
5. Mercedes GP – 16;
6. Sauber – 7;
7. Toro Rosso – 4;
8. Force India – 4.
Обозреватель Илья Морозов