Москва. 26 мая. INTERFAX.RU - Около полугода назад в Киргизии тремя парламентскими фракциями партий "Республика", "Ата-Журт" (Отечество) и Социал-демократической партией (СДПК) было сформировано коалиционное правительство, которое возглавил лидер СДПК Алмазбек Атамбаев. Перед правительством стояли задачи вывести страну из экономического и политического кризиса, и решить вопросы обеспечения безопасности и межэтнического согласия. С вопросами о том, как киргизское правительство справляется с поставленными задачами "Интерфакс" обратился к премьер-министру Киргизии Алмазбеку Атамбаеву.
- Алмазбек Шаршенович, возглавляемое Вами коалиционное правительство работает почти полгода, каковы итоги экономического развития Киргизии? Удалось ли правительству справиться с угрозой масштабного экономического кризиса, неисполнения своих внешних и внутренних обязательств?
- За прошедший отрезок времени Правительству страны удалось решить ряд важных социально-экономических задач, стоявших перед страной. Во-первых, нам удалось миновать социальный взрыв. Еще летом 2010 года специалисты Всемирной продовольственной программы предупреждали о неизбежном росте на мировом рынке цен на продукты питания. Результаты социологических исследований, проведенных в Кыргызстане сразу после парламентских выборов в октябре 2010 года, свидетельствовали о возможности социального взрыва в середине февраля 2011 года из-за роста цен на товары первой необходимости.
В связи с этим, Правительство поставило задачу минимизировать негативные последствия роста мировых цен в отношении населения. В частности, обеспечить повышение уровня доходов граждан, что вылилось в существенное повышение заработной платы учителям, врачам, другим работникам социальной сферы с 1 мая 2011 года. Для этих целей из бюджета выделено 10 млрд. сомов ($1/45,9с.).
Мы добились снижения цен на бензин. В результате переговоров с руководством России удалось решить вопрос о снятии экспортных таможенных пошлин на поставку ГСМ в Кыргызстан, что позволило снизить цены, в среднем, на 6-9 сом за 1 литр.
Не допустили роста тарифов на другие энергоносители. Обеспечили максимально возможную поддержку малоимущих слоев населения. На их поддержку выделено 500 млн. сомов, а 124 тыс. семей кыргызстанцев получили бесплатно по 50 кг пшеничной муки. Принято решение о повышении пенсий по старости и инвалидности c 1 мая 2011 года.
В рамках стабилизации цен на товары продовольственной группы упрощен порядок ввоза физическими лицами в страну продовольственных товаров первой необходимости, проводятся ярмарки сельских товаропроизводителей, в парламент внесены соответствующие законопроекты.
Главными достижениями Правительства является то, что за короткий срок удалось обеспечить политическую стабильность в обществе, улучшить ситуацию с безопасностью в стране и обеспечить легитимизацию исполнительной власти.
Уже сейчас можно констатировать, что экономическая ситуация в Кыргызстане стабилизируется. Итоги первых четырех месяцев 2011 года показывают, что рост ВВП сложился положительным и составил более 3%, а без предприятия по разработке золоторудного месторождения Кумтор – около 4%. По нашим расчетам увеличение экономического роста в течение года будет продолжаться по нарастающей. Еще одним положительным фактором является существенное замедление роста инфляции в апреле-мае. В частности, цены на отдельные продукты питания имеют тенденцию к снижению.
- Как правительство Киргизии намерено решать проблему дефицита бюджета, составляющего более $400 млн.? Оно рассчитывает на внешнюю помощь? Или решится на продажу своей доли акций или ее части в золотодобывающей компании "Центерра"?
- В республиканском бюджете на 2011 год предусмотрен дефицит бюджета в сумме 21257,4 млн. сомов (более $400 млн.). На покрытие дефицита бюджета предусмотрены источники финансирования в полном объеме.
Посудите сами, только в апреле в бюджет страны поступили в виде дивидентов от (деятельности сотового оператора) "Мегакома" более 850 млн. сомов. А в конце месяца мы получили от "Кумтора" еще 1,5 млрд. сомов. Во время официального визита в Турцию нам удалось договориться о предоставлении гранта в размере $51 млн. в счет погашения государственного долга Кыргызстана. Кроме того, эта страна оказала помощь в виде гранта в размере $10 млн. для поддержки бюджета страны. Все это говорит о том, что у нас еще есть неиспользованные огромные возможности по пополнению бюджета страны.
Действительно, мы в этом году ставим очень амбициозные задачи. Но все они реальны и выполнимы.
- Возглавляемое Вами правительство объявило в январе о масштабной борьбе с коррупцией и преступностью, и заявило, что искоренит это явление в короткие сроки. Что реально сделано за это время? А, учитывая, что в адрес прошлых властей звучали обвинения в коррупции и семейственности, насколько удалось побороть это явление в самой власти?
- Первые шаги по борьбе с преступностью уже сделаны. Создано Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Министерства внутренних дел Кыргызской Республики. В целях успешного функционирования этого ключевого в борьбе с преступностью подразделения, его оснащению уделяется особое внимание. За короткий срок нам удалось переломить ситуацию. Криминал уже не чувствует себя вольготно, как это было в прошлые годы. Основная часть членов ОПГ уже привлечена к ответственности, лидеры объявлены в розыск и вынуждены скрываться от правоохранительных органов.
Сегодня можно однозначно сказать, что криминал больше не сможет влиять как прежде на процессы, происходящие в республике. Со стороны Правительства страны будут предприняты все необходимые меры по искоренению организованной преступности как социального явления.
Ни для кого не секрет, что ранее основным проявлением коррупции являлось вмешательство власть имущих в деятельность субъектов предпринимательства. Рейдерство с участием государственных, в том числе и правоохранительных органов носило массовый характер.
В настоящее время в целях сокращения коррупционных проявлений в системе органов государственной власти, мы провели реформу Финансовой полиции, в результате которой существенно сокращено вмешательство правоохранительных органов на субъекты предпринимательства. Ныне запрещено осуществлять проверки субъектов предпринимательства со стороны Прокуратуры, Министерства внутренних дел и Государственного комитета национальной безопасности. Кроме того Финансовой полиции также запрещено осуществлять проверки субъектов малого и среднего бизнеса, вмешиваться в хозяйственные споры. Это лишь первые шаги. Задача правительства - создать условия, которые будут способствовать радикальному искоренению коррупции и преступности.
- Каковы внешнеполитические ориентиры правительства Киргизии? Какова судьба американского транзитного центра? Вы предлагаете использовать его как международный транзитный центр после того, как войска НАТО покинут афганскую территорию после 2014 года, а если они полностью не уйдут оттуда и центр может им понадобиться в прежнем виде?
- Во внешней политике мы придерживаемся формулы: укрепление безопасности – содействие экономическому развитию страны – усиление дипломатической активности в регионе. Исходя из этого, мы выстраиваем международные контакты с ведущими центрами мировой политики и экономики с учетом встречной заинтересованности и поддержки на взаимовыгодной основе. При этом наш главный стратегический партнер – это Россия. Это продиктовано нашими национальными интересами.
Что касается второй части вопроса, то мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы угрозы, исходящие из Афганистана, были пресечены. В этом смысле Кыргызстан, как и Россия, поддерживает деятельность Международных сил содействия безопасности, предоставляем им транзитные возможности.
Но хочу подчеркнуть, что Соглашение, подписанное между Кыргызстаном и США в 2009 году, действует до 2014 года. Думаю, что после 2014 года будет правильным использовать созданную инфраструктуру ЦТП в Международном аэропорту "Манас" (Бишкек), как чисто гражданский центр транзитных перевозок.
- Насколько реально, что на юге Киргизии в ближайшие годы появятся антитеррористический центр, построенный при помощи РФ, а также другой центр, помощь которому окажут США?
- Кыргызстан, как суверенное государство, сотрудничает с многими иностранными державами и использует опыт других стран и организаций в области безопасности. Относительно объектов, о которых вы говорите, то все это только проекты и они находятся в стадии обсуждения. Посему говорить о том, что завтра или послезавтра на юге республики появятся военные объекты третьих стран, преждевременно.
Вопрос же по открытию Объединенной российской военной базы находится на стадии проработки. Сторонами подготовлен проект Соглашения об ОРВБ, по которому экспертами двух сторон ведутся переговоры по обсуждению вопросов, связанных со статусом и условием пребывания российских военнослужащих в Кыргызстане. Данный проект в настоящее время дорабатывается с учетом интересов обеих сторон.
- Каково решение глав государств Таможенного союза о вступлении Киргизии в данное образование? Какие выгоды и угрозы несет для Киргизии вступление в Таможенный союз, учитывая, что его члены стремятся в ВТО, участником которой Киргизия уже является? Вы не опасаетесь, что данный шаг ухудшит экономическое положение населения страны, так как Ваши оппоненты утверждают, вслед за вступлением в ТС цены в республике могут вырасти на 15-20%?
- На недавнем заседании Межгоссовета Евразийского Экономического Сообщества на уровне глав правительств, которое проходило в городе Минск, было поддержано обращение Кыргызстана и принято решение по изучению вопроса о присоединении к Таможенному Союзу Комиссией Таможенного Союза и выработке конкретных предложений.
Прежде всего хочу отметить, что страны Таможенного союза - наши стратегические союзники и близкие политические, экономические, торговые партнеры. Терять в долгосрочном плане связи с этими странами нам невыгодно. Территории стран ТС для наших людей - комфортное пространство во всех отношениях, в том числе для ведения бизнеса и торговли, культурного, гуманитарного, духовного сотрудничества, и мы должны этим воспользоваться. Членство Кыргызстана в ТС могло бы снять многие проблемы, связанные с осуществлением трудовой миграции наших граждан в странах ТС.
Кыргызстан, став членом ТС, получит возможность принять в будущем участие в реализации энергетических проектов и проектах развития торговой, транспортной, трубопроводной инфраструктуры стран ТС. По проведенным расчетам в результате вступления в ТС поступления от таможенных пошлин могут увеличиться от 1,5 до двух раз.
Что касается обязательств Кыргызстана перед ВТО, то следует отметить, что мы имеем право начать вторичные переговоры по изменению своих обязательств по тарифам согласно Статьи XXVIII ГАТТ. Часто появляется неверная информация, что Кыргызстан должен будет заплатить компенсацию странам ВТО. Это не верно.
Одной из проблем при вступлении Кыргызстана в ТС является рост цен на импортируемые потребительские товары из Китая, поскольку в отношении этой страны применяется ставка таможенной пошлины по весу товара, а не по его стоимости. По предварительным расчетам рост инфляции от данной меры составит порядка 1,5%-2%.
В любом случае нельзя подходить к этому вопросу однобоко. Существует ряд несомненных преимуществ при вступлении республики в Таможенный союз, которые зафиксированы в договорах и соглашениях в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и Единого экономического пространства. В данной ситуации мы должны сделать опережающий шаг, чем потом пожинать плоды нерешительности. Кыргызстан рано или поздно будет вынужден войти в Таможенный Союз и Единое Экономическое Пространство. Такова реальность сегодняшнего дня.
- Каков ход реализации достигнутых с Россией договоренностей, в том числе по списанию внешнего долга, строительства ГЭС и продажи 75% акций ОАО "Кыргызгаз"? Либо их реализация отодвинута на более поздний срок, после президентских выборов?
- На сегодняшний день общая сумма государственного внешнего долга Кыргызстана перед Россией составляет $490,9 млн., включая задолженность страны по ранее полученным кредитам начиная с 1993 года в сумме $190,9 млн. долларов США и полученный в 2009 году государственный кредит в размере $300 млн.
Данный вопрос прорабатывается в рамках двусторонних переговоров по вопросам финансово-кредитного сотрудничества.
Теперь по вопросу строительства ГЭС. В рамках достигнутых договоренностей по итогам 13-го заседания Межправительственной кыргызско-российской комиссии идет подготовка соглашения для определения условий сотрудничества сторон в строительстве и эксплуатации Камбар-Атинской ГЭС-1 и ГЭС Нарынского каскада. Уже есть соглашение между Минэнерго и РусГидро о начале строительства гидроэлектростанций Верхне-Нарынского каскада.
А что касается приватизации части государственного пакета акций ОАО "Кыргызгаза", то сейчас идет подготовительный процесс. Определен состав кыргызской части рабочей группы. Проводится работа по оценке активов и ценовых параметров ОАО "Кыргызгаз". Определяются общие принципы и основные условия взаимного осуществления проекта. Одним словом, лед тронулся.
- Как Вы оцениваете политическую ситуацию в Киргизии, по мнению многих экспертов, она очень далека от стабильности? Оправдывает себя парламентская форма правления? Либо после выборов президента в Киргизии снова поднимут вопрос об изменении Конституции?
- Общественно–политическая ситуация в республике на сегодняшний день относительно стабилизировалась.
На всех уровнях исполнительной власти проводится определенная работа по решению имеющихся в государстве проблем, как социально-экономического характера, так и в плане безопасности населения.
Проблем и задач, которые необходимо решать, много. Правительство Кыргызской Республики прилагает все усилия для выравнивания положения в лучшую сторону. Так, была существенно увеличена заработная плата работникам бюджетной сферы – учителям, медикам, работникам социальной и культурной сфер, произведена индексация пенсий. По мере роста экономики подобного рода шаги будут носить системный характер, и мы на этом не остановимся.
Немало делается и в области привлечения прямых иностранных инвестиций. Так на днях на юге республике начато строительство ферросплавного завода. Есть другие интересные предложения и проекты, над которыми сейчас идет работа.
Что касается отмены действующей Конституции, то согласно нормам, заложенным в ней, до 2020 года сам закон не может быть изменен. Хотя определенные недоработки в Основном законе уже очевидны.
- Вы уже приняли решение об участии в президентских выборах? Если Вы примете в них участие, Вам придется уйти в отставку, не опасаетесь, что это приведет к правительственному кризису и распаду правящей коалиции?
- В настоящее время на меня возложена огромная ответственность. Я отвечаю за стабильность и развитие экономики страны в эти трудные дни. Эта огромная ноша не позволяет мне в настоящее время отвлекаться на другие дела. Да и соответствующие выборные законы еще не приняты окончательно. Поэтому еще рано обсуждать этот вопрос.
- Насколько в Киргизии снята угроза дестабилизации и повторения межнационального конфликта?
Правительство и правоохранительные органы прилагают все усилия для предотвращения подобных конфликтов. Однако следует отметить, что, несмотря на сложившиеся после июньских событий 2010 года межэтнические отношения, которые наложили тяжелый отпечаток в сознании граждан, в настоящее время жизнь входит в свое привычное мирное русло. Правительство страны совместно с международным сообществом восстанавливает экономику юга и создает все условия для мирной и благополучной жизни граждан всех национальностей.