Москва. 25 октября. INTERFAX.RU - Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин по просьбе "Интерфакса" размышляет о политических процессах, происходящих в Южной Осетии накануне выборов президента этой республики:
"Политические процессы, протекающие на постсоветском пространстве, приобретают особое звучание в связи с чередой выборных кампаний, которые происходят в последнее время, как это имело место в Абхазии, предстоят в Киргизии, Южной Осетии.
Народы каждой суверенной страны имеют несомненное право на выбор форм своей государственности, которые в современном мире в основном представлены республиками или конституционными монархиями. При этом в сложных стадиях, особенно в начале формирования самостоятельной государственности или на переломном этапе в условиях необходимости сохранения или преобразования старых подходов, общество обычно приходит к осознанию необходимости концентрироваться на формах, которые задаются президентскими республиками, обычно называемыми "сверхпрезидентскими" республиками.
Президентские республики, сохраняя принцип разделения властей, решают задачи формирования и адекватного взаимодействия новых государственных институтов, которые еще особенно и не определились.
Именно поэтому президент России Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал, что в ближайшем обозримом политическом будущем Россия останется президентской республикой. Произвольное изменение подходов построения государственности и "быстрый переход" к парламентской республике возможны только как теоретическая конструкция, которая после волевого воплощения, несомненно, начинает эволюционировать в президентскую форму, унося, правда, значительные силы общества на возврат на этой стадии к естественно-историческому пути.
Это совершенно не значит, что в дальнейшем, через несколько десятилетий, иногда, правда и более, произойдет формирование парламентской республики. Но для этого нужно наличие, прежде всего, и главное, развитого гражданского общества, представленного экспертным сообществом, широкой сетью некоммерческих организаций, формирование в обществе высокого уважения к личности и ее правам и многого другого. Поэтому заслуживает внимания позиция, которая, понимая и уважая принцип разделения властей в условиях демократических обществ, поддерживая принцип смены властвующего лица, сохраняет незыблемым принцип собственно института президентства.
В частности, широко известно, что президент Южной Осетии Эдуард Кокойты полностью поддерживает необходимость смены власти и в последнее время последовательно противостоит попыткам некоторых политиков предложить изменения действующей конституции Республики, предполагающие переход от президентской республики к парламентской.
Вызывает обеспокоенность, что такого рода изменения предлагаются в условиях собственно выборной кампании. То есть возможна подмена воли народа, принимающего участие в формировании политического института с его точно закрепленным в настоящее время в конституции статусом на некий иной правовой институт.
В этой связи правовым инструментарием или через развитие системы политической практики возможна выработка позиции, которая не предполагала бы изменения важнейших институтов государства за полгода до выборов и полгода после них.
В противном случае, с заменой характера и принципов функционирования институтов в ходе выборов, нарушается правовая связь в государстве, возникают сложности с легитимностью нового института.
При этом не исключается, как уже отмечалось ранее, в некоторой перспективе возможность изменения принципов функционирования либо президентской республики, либо в дальнейшем переход к парламентской республике. При решении этих вопросов необходимо также учитывать исторически сложившиеся институты, существующие в каждом конкретном обществе и архетипы народного сознания.
Принимая решения, особенно касающегося персонального состава властных институтов, общество имеет право ожидать от действующих и будущих политиков мудрости, которая в основном должна быть направлена на формирование в обществе института доверия, которое является основой легитимной власти.
Анализ современной ситуации в Южной Осетии, свидетельствует о том, что беспокоящих обстоятельств с точки зрения развития современного конституционного процесса в Республике не наблюдается. В то же время в дальнейшем стоит, возможно, подойти к решению вопросов связанных с большей защищенностью конституционных институтов через работу с существующими нормами конституции. Столь принципиальные вопросы, которые фактически касаются основных направлений развития общества, по-видимому, должны решаться не только в рамках парламентских процедур, а с более широким народным участием, в том числе, не исключая референдум.
Но в любом случае, если даже не использовать институт референдума, несомненно, что существенные изменения в конституции любой страны должны приниматься через широкое обсуждение в общественных, экспертных кругах, профессиональном сообществе.
При этом, говоря о президентской республике, мы предполагаем, что парламент также должен занимать достойное место, в полной мере реализовывать представительские и законодательные функции.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что мудрость руководителя государства, который не пошел на третий срок и который в настоящее время стоит на позиции сохранения действующей конституции, заслуживает всяческого уважения и поддержки".