Накануне выборов в Южной Осетии менять конституцию республики считаю нецелесообразным

Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин рассказывает о своем видении ситуации в Южной Осетии

Накануне выборов в Южной Осетии менять конституцию республики считаю нецелесообразным
Накануне выборов в Южной Осетии менять конституцию республики считаю нецелесообразным
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 октября. INTERFAX.RU - Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин по просьбе "Интерфакса" размышляет о политических процессах, происходящих в Южной Осетии накануне выборов президента этой республики:

"Политические процессы, протекающие на постсоветском пространстве, приобретают особое звучание в связи с чередой выборных кампаний, которые происходят в последнее время, как это имело место в Абхазии, предстоят в Киргизии, Южной Осетии.

Народы каждой суверенной страны имеют несомненное право на выбор форм своей государственности, которые в современном мире в основном представлены республиками или конституционными монархиями. При этом в сложных стадиях, особенно в начале формирования самостоятельной государственности или на переломном этапе в условиях необходимости сохранения или преобразования старых подходов, общество обычно приходит к осознанию необходимости концентрироваться на формах, которые задаются президентскими республиками, обычно называемыми "сверхпрезидентскими" республиками.

Президентские республики, сохраняя принцип разделения властей, решают задачи формирования и адекватного взаимодействия новых государственных институтов, которые еще особенно и не определились.

Именно поэтому президент России Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал, что в ближайшем обозримом политическом будущем Россия останется президентской республикой. Произвольное изменение подходов построения государственности и "быстрый переход" к парламентской республике возможны только как теоретическая конструкция, которая после волевого воплощения, несомненно, начинает эволюционировать в президентскую форму, унося, правда, значительные силы общества на возврат на этой стадии к естественно-историческому пути.

Это совершенно не значит, что в дальнейшем, через несколько десятилетий, иногда, правда и более, произойдет формирование парламентской республики. Но для этого нужно наличие, прежде всего, и главное, развитого гражданского общества, представленного экспертным сообществом, широкой сетью некоммерческих организаций, формирование в обществе высокого уважения к личности и ее правам и многого другого. Поэтому заслуживает внимания позиция, которая, понимая и уважая принцип разделения властей в условиях демократических обществ, поддерживая принцип смены властвующего лица, сохраняет незыблемым принцип собственно института президентства.

В частности, широко известно, что президент Южной Осетии Эдуард Кокойты полностью поддерживает необходимость смены власти и в последнее время последовательно противостоит попыткам некоторых политиков предложить изменения действующей конституции Республики, предполагающие переход от президентской республики к парламентской.

Вызывает обеспокоенность, что такого рода изменения предлагаются в условиях собственно выборной кампании. То есть возможна подмена воли народа, принимающего участие в формировании политического института с его точно закрепленным в настоящее время в конституции статусом на некий иной правовой институт.

В этой связи правовым инструментарием или через развитие системы политической практики возможна выработка позиции, которая не предполагала бы изменения важнейших институтов государства за полгода до выборов и полгода после них.

В противном случае, с заменой характера и принципов функционирования институтов в ходе выборов, нарушается правовая связь в государстве, возникают сложности с легитимностью нового института.

При этом не исключается, как уже отмечалось ранее, в некоторой перспективе возможность изменения принципов функционирования либо президентской республики, либо в дальнейшем переход к парламентской республике. При решении этих вопросов необходимо также учитывать исторически сложившиеся институты, существующие в каждом конкретном обществе и архетипы народного сознания.

Принимая решения, особенно касающегося персонального состава властных институтов, общество имеет право ожидать от действующих и будущих политиков мудрости, которая в основном должна быть направлена на формирование в обществе института доверия, которое является основой легитимной власти.

Анализ современной ситуации в Южной Осетии, свидетельствует о том, что беспокоящих обстоятельств с точки зрения развития современного конституционного процесса в Республике не наблюдается. В то же время в дальнейшем стоит, возможно, подойти к решению вопросов связанных с большей защищенностью конституционных институтов через работу с существующими нормами конституции. Столь принципиальные вопросы, которые фактически касаются основных направлений развития общества, по-видимому, должны решаться не только в рамках парламентских процедур, а с более широким народным участием, в том числе, не исключая референдум.

Но в любом случае, если даже не использовать институт референдума, несомненно, что существенные изменения в конституции любой страны должны приниматься через широкое обсуждение в общественных, экспертных кругах, профессиональном сообществе.

При этом, говоря о президентской республике, мы предполагаем, что парламент также должен занимать достойное место, в полной мере реализовывать представительские и законодательные функции.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что мудрость руководителя государства, который не пошел на третий срок и который в настоящее время стоит на позиции сохранения действующей конституции, заслуживает всяческого уважения и поддержки".

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости