Москва. 7 декабря. INTERFAX.RU - Постоянный представитель РФ при НАТО и спецпредставитель президента России по взаимодействию с альянсом в области ПРО Дмитрий Рогозин дал интервью корреспонденту "Интерфакса" в Брюсселе Виктору Онучко в преддверии заседания Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне министров иностранных дел 8 декабря в бельгийской столице.
- Дмитрий Олегович, каковы главные темы предстоящего министерского заседания СРН?
- Главный вопрос, который нас интересует, это возможность анализа последствий тех действий, которые совершало западное сообщество в военно-политической сфере в уходящем году. У нас перед глазами до сих пор пример проведения военной кампании в Ливии силами Североатлантического альянса, которые перешили на свой манер резолюцию Совета Безопасности ООН, взяв на себя функцию подрядчика. При этом результат, как мы понимаем, совершенно не тот, который предполагал СБ ООН. Было написано: не бомбить – бомбили. Написано: не поставлять оружие сторонам – поставляли. Написано: не проводить наземную операцию – проводили операции спецназа. Написано: не вмешиваться во внутреннюю политическую систему – поменяли ее по своему усмотрению. Точнее, пытаются ее менять, а в итоге получается шариат на территории доселе достаточно светского государства.
Поэтому мы хотим, чтобы натовцы все-таки не уходили от обсуждения вопроса, связанного с тем, насколько их действия соответствуют международному праву. Мы настаиваем на переподтверждении базовых принципов международного права. Мы настаиваем на том, чтобы НАТО вернулась в правовое поле и осознала свою соподчиненную по отношению к ООН роль. Необходимо, чтобы альянс осознал, что на примере ливийской истории он взволновал многих своим поведением. Итогом натовских вторжений, политических и военных, в "арабскую весну" может стать "горячее арабское лето" со всеми вытекающими для всех окружающих регионов последствиями. Произвольно менять не понравившихся натовской элите политиков в странах "третьего мира" - значит способствовать распространению шариата и исламистских радикальных группировок. Российской стороне хотелось бы понять, насколько НАТО отдает себе отчет в том, что последствием их действий является именно утверждение политического радикального ислама во всех регионах, куда НАТО "проецировала свою силу", как они выражаются.
- А что касается проблематики ПРО?
- Конечно, вторым вопросом заседания будет противоракетная оборона, и мы надеемся, что заявление президента Дмитрия Медведева услышано. Натовцам не удастся отмолчаться по этому поводу и делать вид, что якобы заявление главы российского государства по столь важному для России вопросу не имеет долгосрочного значения для наших отношений. Мы попытаемся объяснить нашим партнерам, что мы не можем отделять один вопрос от другого.
Для нас все сотрудничество с НАТО – это комплекс взаимоувязанных вопросов. И если наши партнеры глухи к приоритетным для нас темам, то и мы тогда не сможем видеть и слышать все озабоченности НАТО там, где у альянса возникают приоритетные вопросы. Поэтому они должны понимать, что принцип, на основе которого мы будет сотрудничать в будущем, это принцип сугубого прагматизма, базирующегося на балансе интересов и балансе результатов совместной работы. Не получится у НАТО вести себя так, чтобы брать у России все, что альянс хочет, а в обмен ничего не давать. Так не бывает. Думаю, что об этом тоже будет разговор.
Ну, еще предстоят разные "бумажные" вопросы. К этому заседанию готовится проект рабочей программы СРН на предстоящий год, готовится также обзор сделанного после Лиссабонского саммита. Но, все же, я считаю, что самым главным акцентом предстоящей министерской встречи будут извлеченные уроки из поведения альянса в 2011 году.
- Российская сторона намеревалась предложить министрам СРН проект заявления о юридических рамках принятия решений о применении силы. Какова судьба этого документа?
- Судьба проекта этого заявления примерно такая же, как и проектов других документов, которые интересуют Россию и которые попадают на стол НАТО. Начинается удивительное крючкотворство. Итог этих препирательств один: НАТО не готова действовать в духе сотрудничества с Россией по тем инициативам, которые исходят от России.
- А как обстоит дело с планами Чикагского саммита СРН в мае будущего года?
- Он вообще не будет рассматриваться на этой встрече.
- Даже гипотетически?
- Ну а с какой стати? Надо уважать Россию и ее демократические процедуры. У нас в марте 2012 года будут президентские выборы. Будет избран президент, и он будет принимать решение, участвовать в таком саммите или не участвовать, исходя из той обстановки, которая сложится вокруг России и в России. Поэтому до того момента, как новый президент не будет инаугурирован, всерьез обсуждать перспективу участия России в Чикагском саммите, я думаю, лишено смысла.