Москва. 13 декабря. INTERFAX.RU - Премьер-министра Индии Манмохан Сингх 15-17 декабря посетит Россию с официальным визитом. О важнейших темах, которые будут обсуждаться в ходе российско-индийского саммита, рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Евгении Ленц рассказал посол РФ в Индии Александр Кадакин
- Александр Михайлович, российская и индийская стороны подчеркивают наличие между нами особого стратегического партнерства. Это определение стало в последнее время устоявшейся дипломатической формулировкой для обозначения наших двухсторонних отношений. Что вкладывают Россия и Индия в этот термин и как это отражается на содержании предстоящего официального визита в Москву премьер-министра Индии Манмохана Сингха?
- Понятие "стратегическое партнерство" было впервые введено в современный дипломатический язык в российско-индийской Декларации, подписанной в октябре 2000 года. Таким образом, мы стали первооткрывателями нового формата в практике межгосударственных отношений. Спустя десятилетие, в прошлом году, наши страны поднялись на следующую ступень, определив отношения своего стратегического партнерства как "особые" и "привилегированные".
Стратегическое партнерство возможно только между двумя народами, которые абсолютно уверены в действиях друг друга на десятилетия вперед и обладают общим видением актуальных проблем сегодняшней ситуации в мире в целом и путей их решения в будущем.
Поэтому очередная встреча на высшем уровне в Москве - это не протокольное "упражнение", а важный этап, заключающий в себе обсуждение и решение очень точных, конкретных и важных для нашей дружбы и сотрудничества тем и вопросов.
- Что будет "изюминкой" предстоящего саммита?
- Основным ориентиром декабрьской встречи станет развитие ядерной энергетики. Общий девиз предстоящего саммита - Россия и Индия будут вместе, как говорится, "при любой погоде". Поэтому наше сотрудничество в ядерной области, несмотря на все трудности, все внутренние проблемы индийской стороны, поступательно движется вперед, и обе стороны всячески готовы содействовать этому.
Мы продолжаем планомерно работать над реализацией "дорожной карты", подписанной в марте прошлого года в ходе визита в Индию премьер-министра Владимира Путина, предусматривающей строительство 14-16 энергоблоков мощностью по МВт 1000.
В качестве примера неизменности нашего дружественного отношения к Индии и желания ее поддерживать следует напомнить, сколько усилий приложила Россия для того, чтобы Группа ядерных поставщиков сняла ограничения в отношении сотрудничества с Индией в сфере мирной атомной энергетики.
После этого ряд стран получил возможность заключить соглашения с Индией в этой области. Особенно счастливы были французы, с энтузиазмом устремились на индийский рынок и американцы, хотя пока никто из них так и не смог приступить к реализации конкретных проектов. Желание выражают многие государства и компании, но мы не рассматриваем их как конкурентов, так как потребности Индии в энергии очень высоки, и они растут в геометрической прогрессии. Альтернатив развитию здесь атомной энергетики просто нет. Задумайтесь: Индия импортирует 150 млн тонн нефти в год, в то время как производит лишь 35 миллионов. Не исключено, что не в такой уж отдаленной перспективе ей не будет хватать и всей нефти, добываемой в мире.
Что касается работы на индийском атомном рынке в конкурентных условиях, то Россия на сегодня - единственная участница ГЯП, которая предложила создать на своей территории СП по переработке и обогащению урана и производству топлива для АЭС Индии. Это наглядно демонстрирует нашу верность обещаниям индийским друзьям и, в то же время, позволяет соблюсти международные обязательства в отношении нераспространения ядерных материалов и технологий.
- Каковы перспективы строительства АЭС в других регионах Индии? Появилась ли альтернатива площадке в Харипуре?
- В случае с Харипуром (штат Западная Бенгалия) Национальная корпорация по ядерной энергии Индии (NPCIL), наш основной заказчик, столкнулась не только с недовольством местного населения, как это получилось в Куданкуламе, причем абсолютно необоснованным. Геологически предлагаемое место для постройки атомной станции в Харипуре оказалось гораздо менее пригодно, чем те участки, которые были выделены партнерам из других стран. Следует отметить, что Харипур не предлагался индийским правительством формально, он был лишь назван в числе других вариантов. Однако позднее, с учетом геологических особенностей и негативной реакции местного населения, обе стороны пришли к выводу о необходимости замены этой площадки. Мы ожидали, что это произойдет в течение года, однако пока альтернатива озвучена не была, и мяч остается на индийской стороне.
Что касается России, то наши специалисты готовы начать строительства там, где это будет удобно нашему заказчику, как только поступит конкретное предложение, будь то Западная Бенгалия, Орисса, Андхра-Прадеш или иные индийские штаты.
- Какие договора в области мирного атома планируется подписать в ходе предстоящего саммита?
- Российская сторона предложила расширить существующий проект в Куданкуламе (штат Тамилнад), где можно будет построить, в общей сложности, до 7-8 реакторов, но пока переговоры ведутся о третьем и четвертом блоках, контракт на строительство которых может быть заключен в ходе нынешнего визита индийского премьера в Москву.
Всего в декабре этого года планируется подписать от 6 до 10 соглашений в области энергетики, военного, экономического и торгового сотрудничества.
Прошлогодний декабрьский саммит в этом смысле побил все рекорды. В ходе визита президента России Дмитрия Медведева в Нью-Дели в рамках переговоров на высшем уровне было подписано 30 соглашений, еще три - заключены в кулуарах. Ни один другой саммит ни в одной стране никогда не достигал таких результатов. Вспомним визиты Николя Саркози или Барака Обамы - сколько соглашений, охватывающих все аспекты двусторонних отношений, было заключено ими в Дели? Всего три или четыре, не больше.
Минувший год был беспрецедентным еще и потому, что Индию, единственную страну в мире, посетили как премьер-министр, так и президент России. На мой взгляд, эти факты наглядно демонстрируют поистине гималайский уровень наших отношений.
Однако сейчас, когда уже подписаны все самые важные и самые чувствительные двухсторонние соглашения, число достигнутых договоренностей уже не является значимым показателем. Гораздо важнее их качество, и показателем успеха очередной встречи будут ключевые договора для обеспечения будущего России и Индии, особенно в энергетическом секторе и других важных областях, в том числе, военной.
- Какие меры предусмотрены для более энергичного развития наших двусторонних торгово-экономических отношений?
Мы действительно отстаем в сфере торговли, более того, цифра в 10 млрд. долларов двухстороннего товарооборота между настолько дружественными странами - это наш общий позор, который мы должны преодолеть совместными усилиям.
И результат уже виден, процесс идет в правильном направлении - за последние пять лет товарооборот был удвоен. Целевая установка индийского премьер-министра и нашего президента остается прежней - к 2015 г. мы должны достичь планки в 20 млрд. долларов. Но и это не конечная цель, у нас большой запас роста - к примеру, оборот торговли России с Китаем уже сейчас составляет $60 миллиардов.
- В последнее время мировыми СМИ активно обсуждается наметившийся сдвиг военных закупок Индии от России в сторону Запада. Каково ваше мнение по этому поводу?
- Это очень хороший вопрос. Но не стоит делать сенсаций из ежедневной рутинной работы. Хочу напомнить, что наш военный портфель для Индии составляет порядка 20 млрд. долларов, и это совсем неплохо.
А на мелкие проблемы, в том числе, на журналистские выпады в погоне за жареными сенсациями, следует смотреть реалистично и на трезвую голову. Возьмем недавнюю историю с танком Т-90. Один из индийских журналистов в заметке о бронетанковых проблемах страны заявил, что лицензионное производство Т-90 в Индии буксует, поскольку Россия не предоставляет необходимые технологии. Между тем, все заинтересованные лица с обеих сторон абсолютно четко знают, что это не соответствует действительности: Россия выполняет все контрактные обязательства в отношении этого проекта, а проблема была с производителями и поставщиками с индийской стороны. Лучший ответ наветам дала храбрая леди, президент Индии Пратибха Патил, которая проехала на днях на Т-90, показав тем самым, что он был и остается лучшим летающим танком в мире.
А посмотрите, сколько шума поднялось, когда мы проиграли тендер по ударным вертолетам, в котором мы, по сути, принимали участие ради участия, в порядке разминки, так сказать!
Российско-индийские отношения в оборонной сфере очень глубоки и проверены временем. Да, в последние годы ряд стран бросили несколько морковок в индийский огород, заманивая своей продукцией. Но ни один из наших конкурентов не предложит и не поделится с индийскими оборонщиками своими ноу-хау. А тем временем страна уже производит Су-30 с использованием российских технологий.
Благодаря тому, что мы делимся с Индией всем самым ценным, она смогла наладить производство лучших в мире сверхзвуковых ракет "БраМос". Есть очень много других подобных вещей, которые я не могу назвать, не нарушив условий конфиденциальности. Из широко известных можно упомянуть также систему ГЛОНАСС - воспользоваться ее сверхточным сигналом Россия предложила только Индии. Особо привилегированное стратегическое партнерство на практике означает, что мы предоставляем Индии то, чем не делимся с никакой другой страной, планируем наши действия на десятилетия вперед, поскольку нам комфортно друг с другом. И мы делимся ГЛОНАСС-технологиями с Индией, будучи абсолютно уверены, что партнер не станет злоупотреблять ими.
- Как продвигается совместный проект по созданию истребителя пятого поколения?
Работы над ним идут успешно, в соответствии с графиком, благодаря тому, что стороны полностью выполняют свои обязательства. В ходе нынешнего саммита эта тема также будет обсуждаться, но лишь для того, чтобы, образно говоря, "сверить часы", определиться с тем, на каком этапе мы сейчас находимся. Но, повторюсь, все идет гладко, и как теперь у нас есть лучшая в мире сверхзвуковая ракета, так будет и лучший истребитель пятого поколения. При этом, разумеется, точных дат сейчас никто не назовет, поскольку они зависят от интенсивности работы и финансирования.
- Почему, на ваш взгляд, на фоне мощного аккордного сотрудничества в военной сфере заметно отстает развитие двухсторонних отношений в частном секторе?
У нас уже наметилась позитивная тенденция и в частном секторе, например, приход в индийский штат Карнатака "Северстали" с гигантским контрактом на создание совместного металлургического комбината производительностью 3,1 млн тонн. Это первый пример такого масштаба, однако мы рассчитываем и на обратное движение - индийских компаний в Россию, чей инвестиционный климат остается одним из наиболее благоприятных в мире.
Очевидно, что медленное развитие контактов в частном бизнесе обусловлено определенным пороком в менталитете и психологии, которым обе страны обязаны советскому прошлому. Когда наш министр торговли приезжал ежегодно в Дели, у приемной торгпредства выстраивались огромные очереди просителей, желавших получить свой кусочек от распределяемых квот на поставку для СССР чая, лекарственных препаратов и прочих товаров. Индийские бизнесмены за те годы приучились к тому, что квоты им преподносят, как на блюдечке с голубой каемочкой, главное - поддерживать нужные связи. Однако теперь в России рыночная экономика, все кардинально изменилось, и когда меня иногда, видимо, по инерции, просят помочь некоторым компаниям, это звучит несколько странно. Я говорю: "Друзья, Россия, как и весь мир, живущий в условиях конкуренции, покупает там, где качество лучше и цена меньше". И постепенно все мы начинаем работать по-новому.