Москва. 19 декабря. INTERFAX.RU - На Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ) приходится более 90% ликвидности российского биржевого рынка нефтепродуктов.
В сентябре новым президентом СПбМТСБ стал экс-глава Фондовой биржи ММВБ Алексей Рыбников. В первом интервью на новой должности Алексей Рыбников рассказал Агентству нефтяной информации (АНИ) о грядущих переменах и планах по развитию торгов нефтепродуктами, нефтью и газом.
- Алексей Эрнестович, давайте начнем с итогов года. Какие объемы продаж, финансовый результат вы ожидаете?
- В 2010 году на бирже было продано 4,8 млн тонн нефтепродуктов. В этом году получается почти в два с половиной раза больше - более 11 млн тонн. В деньгах у нас будет более 260 млрд рублей оборота. По финансовому результату сейчас биржа выходит на безубыточность, и это в первый раз, потому что предыдущие годы были все с серьезным минусом. По этому году есть шансы, что выйдем на положительные финансовые результаты.
- А на 2012 год какие планы по объему продаж и доходам?
- На 2012 год мы ставим себе задачей кратный рост практически по всем показателям, кроме расходов, естественно. В два раза - это минимум. И считаем, что под это есть все основания. Вспомним про цифру 15% от объема производства (нефтепродуктов - АНИ), на которую все ориентируются. По итогам 2011 года 6-7% от объема производства прошло через биржу. В то же время мы считаем, что рост объема торгов на бирже мы получим не за счет того, что сверху команда пройдет и все скажут: "Есть!". Рост объемов торгов на бирже будет потому, что участникам торгов это будет надо. Почему надо - готов поговорить. Там есть налоговая составляющая, антимонопольная составляющая, сервисная составляющая - они все вместе сделают операции на бирже в 2012 году гораздо более привлекательными, чем то, что было раньше.
- В чем эти составляющие?
- Первое - это законодательство о конкуренции. 6 января вступают в силу поправки, в которых говорится, при каких условиях биржевые торги признаются "правильными" с точки зрения цены. И это - продажа на бирже не менее определенного объема. 15% от объема производства - это реально репрезентативный объем, чуть ли не 35% от объема поставок на внутренний рынок. Мы видим, что людям будет интересно заключать сделки на бирже, потому что государство говорит - сделаешь на бирже, цена будет считаться нормальной с точки зрения антимонопольного законодательства.
Второе - Налоговый кодекс. С 1 января 2012 года вступают в силу поправки, касающиеся трансфертного ценообразования. Раньше ты должен был попасть в 20-процентный коридор от рыночной цены, и если попал, то ты молодец, значит твоя цена рыночная, ее контролировать не надо. Сейчас 20-процентный коридор убрали и сказали, что контролируемость цен при взаимоотношениях между взаимозависимыми лицами не наступает, если цена вписывается в определенные критерии. Первый критерий - принцип сопоставимой рыночной цены. А что такое сопоставимая рыночная цена? Прежде всего, это, конечно, биржевая цена.
- То есть законодательная база, необходимая для развития биржи, готова?
- Государство на самом деле сделало очень большой и серьезный шаг в уходящем году: поправки в Налоговый кодекс, в закон о конкуренции плюс новый закон об организованных торгах - биржа везде очень хорошо проявлена. Законодательная база очень серьезная подведена под то, чтобы биржа дальше хорошо развивалась. Основу нам дали законодательную, а нам нужно второй компонент развить - сервисный, то есть, чтобы это все было удобно. Вот эта задача на 2012 год основная.
- Те цены, которые сейчас формируются на бирже, репрезентативны или пока для этого не хватает объемов?
- Мы очень быстрыми темпами движемся в эту сторону. И понятно, что чем больший объем через биржу проходит, тем более репрезентативной становится цена. До той поры, пока биржевая цена сформирована по результатам малого количества сделок, малого объема продаж через биржу, - понятно, что степень репрезентативности этой цены мала.
- Создание единой торговой сессии (ЕТС) решит вопрос с объемами?
- С одной стороны, можно встать на такую позицию - 90% ликвидности у нас, значит, у нас самая репрезентативная цена, а все остальные на нас смотрят. Но, с другой стороны, даже маленькие доли МБНК и биржи "Санкт-Петербург", заведенные в единую систему, - это хорошо, потому что цена становится единой, действительно репрезентативной. Несмотря на то, что объединение ликвидности даст ее прирост всего 8-9%.
- Меморандум по созданию ЕТС, который подписан биржами, жизнеспособен?
- Меморандум, я считаю, абсолютно жизнеспособен, потому что мы зафиксировали свои намерения, по многим вещам договорились еще на этапе согласования меморандума. Для того чтобы все это реализовать, понятно, что нам потребуются еще соглашения между собой, нам нужно технические интерфейсы, систему договоров доработать и участникам предложить. Будет ли все это реализовано? У меня нет сомнений, и мы нацелены на то, чтобы в первом квартале следующего года ЕТС начала функционировать.
- Для тех, кто сейчас торгует на СПбМТСБ, как-то изменятся условия работы, в частности, тарифы?
- Мы исходим из того, что при создании ЕТС, поскольку пул ликвидности единый, правила торгов единые, клиринговая организация одна и та же, торговая система единая, то комиссии бирж не могут быть разными. И, конечно, мы предлагаем использовать наши комиссии за базовые, потому что они самые низкие из всего того, что есть. Наши комиссии уже сейчас на 20% ниже, чем у коллег по бизнесу. То есть люди, которые будут торговать в рамках ЕТС, реально получат экономию. Это же касается и платы за участие в торгах.
- СПбМТСБ получит дополнительные доходы от создания ЕТС?
- Мы посчитали эту всю историю с ЕТС, и у нас получается примерно, что все комиссии, которые будет генерить дополнительный объем, мы отдадим обратно нашим партнерам по ЕТС. То есть мы, скорее всего, в чистом коммерческом плане никакого плюса от создания ЕТС не получим.
- Сейчас интерес к сырьевым биржам проявляют различные инвестфонды. Поступали ли СПбМТСБ предложения о сотрудничестве, проявляют ли инвестфонды желание войти в состав акционеров биржи?
- Сейчас количество желающих войти в капитал биржи резко выросло. Это и фонды, и банки, и некоторые нефтяные компании.
-Когда могут произойти изменения в уставном капитале СПбМТСБ?
- Мы будем предлагать совету директоров и нашим акционерам стратегию развития биржи. Стратегия обязательно будет включать в себя компонент финансирования. Возможны разные варианты: только за счет средств существующих акционеров; за счет средств существующих плюс то, что привлечем от новых акционеров; только за счет привлечения средств от новых акционеров, но с размытием долей существующих собственников. Мы будем предлагать программу дополнительной эмиссии, потому что считаем, что интереснее инвестировать дополнительные средства в развитие биржи сейчас, чем ждать пока она естественным образом будет расти, и на каком-то этапе полученную прибыль мы сможем реинвестировать в развитие.
- Когда вы представите акционерам стратегию?
- В первом квартале надо выходить. Я считаю, что мы будем готовы.
- На какой срок будет рассчитана стратегия?
- Думаю, что мы будем выходить с трехлетним документом.
- С ФАС вы нашли общий язык?
- Мне кажется, да. Этот достаточно сложный период наших взаимоотношений завершен. Мы для себя тоже сделали много выводов, в том числе и по торговой системе, много доделали, достроили, переделали, учли собственные ошибки. Мы сейчас с ФАС больше разговариваем о будущем - куда идти, как идти, что делать.
- Вы, как человек с финансового рынка, какие недоработки видите в системе торгов на СПбМТСБ? Что планируется поменять?
- Самый большой недостаток касается не только торговой системы, но работы биржи в целом. Биржа во многом строилась так, как строится биржа для финансового рынка. И многие недоработки связаны с тем, что это рынок реального товара, находящийся на абсолютно другой стадии развития, с другой клиентской базой. Я считаю, что многие вещи, многие детали и особенности не были учтены. И у нас задача сейчас состоит в том, чтобы в значительной степени биржу приспособить под состояние рынка, его потребности и те механизмы связок между производителями и потребителями, которые реально существуют на товарном рынке.
Технологии, которые нужны нашему товарному рынку - это вовсе не технологии двойного непрерывного встречного аукциона, которые необходимы для финансового рынка. Это, например, дискретный аукцион, когда заявки с двух сторон поступают, накапливаются, но сделки не происходит. Вот они с двух сторон накопились, а потом в какой-то момент с определенной периодичностью заявки все схлопываются. Как правило, для дискретных аукционов выбирается цена, которая максимизирует объем заключенных сделок.
- Есть смысл вводить такой механизм на СПбМТСБ?
- Он нужен, мы сейчас работаем над этим. В следующем году такой механизм должен появиться. Мы дебатируем сейчас, нужен ли режим непрерывного встречного аукциона. Пока нет окончательного решения. Наверное, мы его оставим, но, скорее всего, он останется для ограниченного количества самых ликвидных продуктов. Будут дискретные аукционы, будут односторонние, будет возможность заключать сделки по средней взвешенной цене дня.
- Сколько компаний сейчас регистрируют внебиржевые сделки с нефтепродуктами на СПбМТСБ?
- Уже многие, хотя есть и "отстающие". Они тоже активно включились в процесс и быстро догоняют. Другое дело, что в нынешней версии постановления правительства установлено, что внебиржевые сделки должны регистрировать только доминирующие игроки рынка. Мы думаем, что более правильная постановка вопроса - регистрировать все внебиржевые сделки. Мы видим движение именно в эту сторону, рынку нужна прозрачность.
- Как эти данные планируется использовать при формировании ценовых индексов на нефтепродукты?
- Собранная в одной точке информация по внебиржевым сделкам даст возможность создавать индексы, отражающие полную картину рынка. Это может быть сделано как в форме индикаторов внебиржевого рынка, которые можно будет сравнивать с биржевыми, так и в форме композитного или интегрального индекса всего рынка. Самое главное, что базой расчета этих репрезентативных показателей будет подавляющее количество от общего числа сделок.
- Приоритетом для биржи останется спотовый рынок сырья или акцент все-таки будет сделан на рынок деривативов?
- Мы считаем, что спот-рынок должен пройти еще определенную стадию, прежде чем появится возможность создавать срочный рынок. По каким-то продуктам путь остался коротким, но по некоторым еще много надо пройти. Вот если про газ, например, говорить. Можно ли завтра создать срочный рынок газа? Сложно. Потому что у нас такое ощущение, что спот-рынок газа, биржевой или небиржевой, не важно, на сегодняшний день не дает индикаторы, на которых можно строить срочный рынок. Из этого вывод, что в первую очередь, если говорить о газе, все силы должны быть брошены, на мой взгляд, на построение организованного электронного рынка газа.
- Это должно быть сделано на СПбМТСБ, по вашему мнению, или это может быть также ЭТП?
- Мы этим проектом готовы заниматься, безусловно. В какой организационной форме это будет реализовано: торги у нас, торги на ЭТП, что-то третье - не знаю, но мне кажется, что все участники очень сильно выиграют, если, прежде всего, усилия будут брошены на то, чтобы довести спотовый рынок до определенного уровня развития. Мы готовы этим заниматься, готовы вступать для этого в союзы, партнерства, договариваться. Понятно, что без "Газпрома" здесь вообще ничего не сделаешь. Готовы с ним договариваться, но думаем, что и нам есть что предложить. То есть это не игра в одни ворота.
- Вы с "Газпромом" сейчас это обсуждаете?
- Хочется верить, что начинается диалог.
- На какой стадии обсуждение?
- Мы обсуждаем.
- Нужно, чтобы вышло еще постановление об электронной торговле газом. Вы будете способствовать тому, чтобы оно быстрее появилось?
- Будем.
- Каким образом?
- Будем предлагать идеи, варианты. Конечно, нам хотелось бы, чтобы это были наши совместные идеи, варианты с "Газпромом". Потому что это реально будет сильная позиция.
- Возвращаясь к разговору о срочном рынке. Насколько срочный рынок нефтепродуктов востребован у нефтяников, умеют ли они им правильно пользоваться для хеджирования рисков?
- Мы считаем, что российская нефтяная отрасль очень далеко ушла вперед в своем развитии, в понимании рисков, организации риск-менеджмента. Запрос на индикаторы очень высокий, причем со стороны и государственных структур, и участников торгов. Это очень серьезный косвенный показатель того, что есть большая потребность в развитии срочного рынка.
- Как будет развиваться срочный рынок нефтепродуктов на СПбМТСБ?
- Я думаю, много чего будет происходить на срочном рынке. Но у нас главная тема сейчас - это правильно достроить спот, потому что правильно достроенный спот - объемы, репрезентативность, индикаторы, наполненные реальными объемами, это то, без чего срочный рынок не построить. Пока это не сделано, срочный рынок не взлетит.
- А когда могут начаться регулярные торги нефтью на СПбМТСБ?
- На внутреннем рынке свободной нефти как таковой нет. И можно было бы этим ограничиться: нет и торговать нечем. Но, думаю, что даже на рынке нефти есть о чем поговорить. Потому что есть нефть ВСТО, объемы экспорта ее растут. Значит, нужно строить индикаторы.
- С нефтяниками вы сейчас ведете переговоры на эту тему?
- Нефтью мы начали заниматься. Но по нефти достаточно ранняя стадия.
- В какие сроки эта секция может реально заработать?
- Нет, по нефти я не возьмусь так жестко говорить. Но нефть стоит в приоритете, также как газ и зерно. Между прочим, если посмотреть на себестоимость зерна, то нефтепродукты - очень значительная ее часть. Поэтому в принципе логика довольно прозрачная: иметь все на одной площадке. Потому что дальше возникают свопы, продуктовая стратегия. Тут есть над чем поработать.
- А рынок к этому готов?
- Зерно интересно, на самом деле. Потому что рынок зерна гораздо более конкурентный, чем многие другие. Много производителей и много потребителей. Производителю надо еще побегать, чтобы продать, и для них биржевые технологии нужны.
- Насколько комфортно Вы себя чувствуете в новой сфере?
- Многое уже понимаем, команда биржевая сформирована очень грамотная и интересная. Появляется уверенность, что много полезного и интересного можно сделать.