Москва. 11 января. INTERFAX.RU - В 290-летнюю годовщину образования прокуратуры России о работе военных прокуроров по поддержанию правопорядка в армии, обеспечению прав и свобод военнослужащих и многом другом специальному корреспонденту "Интерфакса" Борису Геворкяну рассказал заместитель Генерального прокурора России - Главный военный прокурор Сергей Фридинский.
- Сергей Николаевич, каким, на Ваш взгляд, выдался для военных прокуроров ушедший год. Можно его назвать продуктивным?
- К продуктивности нашей работы люди относятся по разному. Поэтому лучше о конкретном. Есть определенные подвижки, но есть, над чем еще работать. Впрочем, так было и раньше, поскольку останавливаться на достигнутом нельзя. Отмечу, что ситуация с преступностью в армейских подразделениях в целом стабильная и даже меняется к лучшему. Число преступлений, совершенных военнослужащими, сократилось более, чем на шестнадцать процентов. Приятно, что постоянно растет количество воинских коллективов, в которых вообще не зарегистрировано ни одного правонарушения.
Существенно снизилось количество тяжких преступлений, почти вдвое сократилось число уклонений от военной службы, а также посягательств на оружие и боеприпасы. Меньше стало правонарушителей и среди офицеров.
К позитивным итогам прошлого года, безусловно, можно отнести и сокращение числа военнослужащих, пострадавших от насилия сослуживцев.
- Неужели удалось побороть преступность в армии?
- Этого не удавалось еще никому и никогда. И не только в армии, но и не в одном обществе. А сегодня у нас общее состояние правопорядка в войсках, к сожалению, еще далеко от совершенства. Вопросов, требующих внимания, как командования, так и военных прокуроров, ещё хватает. По отдельным направлениям, например, таким, как сохранность бюджетных средств, выделенных на военные нужды, или коррупционные проявления, уровень преступности, по-прежнему, значительный. Да и от неуставных взаимоотношений мы еще далеко не избавились.
- В последнее время все чаще стали говорить о формировании боеспособной и профессиональной армии, избавленной от коррупции и других позорных явлений. Как обстоит ситуация на сегодняшний день?
- К сожалению, экономические реалии повлияли на мотивацию службы многих чиновников, в том числе и военных, и, разумеется, не в лучшую сторону. За последние полтора года за различные коррупционные преступления осуждены свыше тысячи должностных лиц военных ведомств, в том числе 18 высших офицеров, треть из которых были приговорены к реальным срокам лишения свободы. С начала прошлого года было выявлено 250 случаев взяточничества. Это гораздо больше, чем в 2010 году. Ущерб от преступлений коррупционной направленности превысил 3 миллиарда рублей.
Не улучшилось положение дел и в военкоматах. В 2011 году прокурорами было выявлено более 200 преступлений, почти каждое третье из них - это факты взяток. Немало проблем в сфере гособоронзаказа, обслуживания воинских частей коммерческими организациями.
- Насколько разнообразны схемы хищений? Какие нарушения чаще всего здесь фиксируются?
- В основном это нецелевое использование бюджетных средств, нарушение правил и требований при проведении аукционов, конкурсов и отбора подрядчиков, оплата реально не выполненных работ, значительное завышение цен на продукцию военного назначения. Тут же рядом многочисленные откаты, взятки и злоупотребления. В общем, банальный дележ бюджетных средств. Собственно для этого и идут на нарушения закона любители поживиться за госсчет. Размах у них порой просто заоблачный, я бы даже сказал, космический.
Вот, к примеру, военные прокуроры выявили многомиллионные хищения, совершенные бывшим руководством Центра анализа электромагнитной совместимости ФГУП "Воентелеком". Вроде ничего нового, но масштабы впечатляют.
Предприимчивые начальники умудрились украсть у государства почти 700 миллионов рублей. Дело смело можно отнести к категории "громких". Судите сами: мы выяснили, что руководители "Воентелекома" еще в 2005 году совместно с коммерсантами разработали и реализовали мошенническую схему "отъема" денег, которые предназначались для выполнения конкретных расчетов, в частности, совместимости гражданской и военной связи. Преступную группу возглавляли бывшие начальник этого Центра Дмитрий Фунтов и его первый заместитель Сергей Лучанинов. Они, к сожалению, скрылись от следствия, и в настоящее время объявлены в розыск.
Так вот, сотни миллионов рублей незаконно перечислялись "Воентелекомом" на счета фирм, с которыми были заключены "липовые" договоры на проведение тех самых расчетов. В реальности же эту работу выполняли подразделения связи Минобороны. Таким образом, казенные средства были, как модно сейчас говорить, "распилены" и рассованы по карманам.
На ворованные деньги покупалась недвижимость и дорогие иномарки. Такая любопытная деталь: в ходе обыска в квартире одного из членов этой преступной группы было обнаружено около 20 миллионов рублей в различной валюте. Как оказалось, они были оставлены на "карманные расходы". Такая, можно сказать, заначка. Когда хозяина жилья спросили, что же не израсходовал деньги, он признался, что не знал, как их потратить.
- А кто-нибудь попал за это хищение в тюрьму?
- А как же. В октябре прошлого года Московский гарнизонный военный суд за хищение более 211 миллионов рублей приговорил к лишению свободы одного из участников этой группы - бывшего замначальника "Воентелекома" Валерия Смольникова. Его подельники - работники коммерческой фирмы, помогавшей обналичить краденое, также получили различные сроки заключения.
Расследование другого уголовного дела из этой серии - о хищении более 475 миллионов рублей, которое возбуждено по нашим материалам в отношении бывшего руководства Центра "Воентелекома" и коммерсантов, в настоящее время движется к своему логическому завершению.
- Коррупция - это ведь не абстрактное воровство или злоупотребления. Это, в том числе, заграничные банковские счета, незаконно нажитое имущество, которое зачастую сразу и не обнаружишь. Удается ли раскулачивать чиновников и уличать их в недостоверности сведений, представленных в ежегодных декларациях?
- Основная наша задача – обеспечить надзорными средствами исполнение законов всеми без исключения, чтобы люди могли жить и работать по закону, четко соблюдать ограничения, предусмотренные госслужбой.
Вы, наверное, помните, в начале 2011 года Президент страны поручил Генеральной прокуратуре проверить достоверность представленных чиновниками деклараций о доходах и имуществе. Такую проверку мы провели. Масштабы выявленных нарушений оказались впечатляющими. Их допустили почти 380 воинских должностных лиц, среди которых шесть офицеров высшего звена. Всего нами обнаружено более 700 нарушений антикоррупционного законодательства.
Чаще всего вскрываются факты незаконного предпринимательства и коммерческой деятельности. Практически во всех поднадзорных войсках и ведомствах выявлены случаи участия военнослужащих и гражданских служащих в учреждении и управлении коммерческими структурами. Несмотря на жесткие меры, принимаемые государством, количество этих нарушений не только не уменьшается, но и растет.
- Приведите несколько примеров.
- Пожалуйста. Один из заместителей командующего Северным флотом решил не обнародовать сведения о находящихся в собственности его жены иномарке, двух квартирах и гараже за границей, а также об имеющихся у супругов восьми банковских вкладах.
Начальник одной из военных академий, как мы выяснили, еще в 2005 году вошел в состав учредителей коммерческой организации и успешно совмещал военную службу с предпринимательской деятельностью. В сведениях о доходах за 2010 год, представленных в Администрацию президента, этот факт он, естественно, утаил.
Аналогичное нарушение закона выявлены у начальника другой военной академии, который с того же 2005 года входил в состав учредителей коммерческой структуры и данное обстоятельство также решил не светить.
Один из сотрудников Рособоронпоставки неплохо совмещал госслужбу с должностью генерального директора ООО. И таких примеров, увы, немало. Поле, что называется еще не вспахано.
- Вы раньше говорили о необходимости изменения законов для усиления борьбы с коррупцией. Есть результаты?
- С совершенствованием нормативной базы в отдельных сферах надо честно признать, большие проблемы. Противодействие огромное. Везде присутствуют посредники, которые практически ни за что получают немалые деньги. Благодаря опять же откатам, все участники сделок довольны. Пострадавших, не считая государственной казны, нет. Контракты исполняются плохо или не исполняются вовсе. Заявлений никто никаких не пишет, исков не заявляет, показаний не дает. В результате наша работа нередко напоминает борьбу с ветряными мельницами: бездарно, нерачительно расходуются бюджетные деньги, и никто как бы не виноват, все по закону. Но пробить изменения в законодательство, запрещающие работу посредников и создающие жесткие рамки для заключения контрактов, не получается. Незаконными доходами набиваются кубышки. И, конечно, их прячут и скрывают. Думаю, положение дел должно измениться в связи с поставленными президентом России и председателем правительства задачами.
- Вы сказали, что насильственных преступлений стало меньше. Удалось победить "дедовщину"?
- Проблема насилия в воинских коллективах для прокуроров всегда на особом счету. Ведь речь идет о жизни и здоровье конкретных военнослужащих, наших детей. Я уже говорил, что в свое время на состоянии правопорядка в армейской среде среди прочего негативно сказалось увеличение числа военных по призыву. Но есть основания для оптимизма. Начали реализовываться наши предложения по оздоровлению морально-психологического климата в подразделениях.
Хорошо работают на местах межведомственные группы по противодействию неуставным проявлениям, в которых задействованы военные прокуроры, сотрудники военной контрразведки и представители командования. Более наступательно ведется правовое информирование и воспитательная работа. Улучшилось взаимодействие с институтами общественного контроля и средствами массовой информации.
Кроме того, Минобороны и другие силовые ведомства успешно реализуют подготовленный нами комплексный план противодействия неуставным проявлениям и иным насильственным преступлениям. Он, кстати, наряду с другими мерами предполагает совершенствование нормативной базы прохождения военной службы, изменения в организации военно-патриотического воспитания.
Но самое главное, и это осталось неизменным, принципиальная оценка и жесткое реагирование военных прокуроров на любой факт неуставных проявлений. Результат, как говорится, не заставил себя ждать. В 2011 году число военнослужащих по призыву, пострадавших от неуставных отношений, сократилось почти на 20 процентов, а количество тяжких последствий на треть. Но работы на этом участке еще достаточно.
- Большие надежды по предотвращению неуставных отношений возлагают на военную полицию. Насколько, на Ваш взгляд, оправданы эти ожидания?
- Поскольку не все посвящены в юридические тонкости и премудрости, скажу так: именно от деятельности органов дознания в войсках, а это в основе своей командиры частей, во многом зависит своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств происшествий и правонарушений. И, в конечном счете, свершение правосудия. При этом военная прокуратура по закону обязана обеспечить законность таких расследований.
К сожалению, из года в год мы вынуждены признавать, что процессуальная активность этих самых органов дознания и дознавателей в воинских частях невысока. И связано это, в первую очередь, с низким уровнем их правовой подготовки, отсутствием механизмов стимулирования и совершенствования дознавательской деятельности.
Действительно, в настоящее время в Минобороны во взаимодействии с Главной военной прокуратурой идет проработка всех аспектов создания штатных органов военной полиции с передачей им функций дознания. Мы всегда говорили, что заниматься непосредственно этими проблемами должна профессиональная структура.
Многие наши предложения вошли в проект закона "О военной полиции". В нем прописаны конкретные полномочия военных полицейских. В первую очередь это охрана военных объектов, обеспечение безопасности дорожного движения и сопровождение грузов.
На них же возложены вопросы поддержания порядка в гарнизонах, в том числе патрулирование, розыск военнослужащих и производство по дисциплинарным проступкам.
Надзор за четким и неукоснительным исполнением законов при выполнении этих функций будут осуществлять военные прокуроры. Это закреплено в упомянутом законопроекте.
Что касается наделения новой структуры полномочиями по производству дознания. Во-первых, это произойдет через несколько лет после начала ее формирования. Во-вторых, по нашему мнению это абсолютно правильно. Подготовка хорошего специалиста займет немало времени. При этом я хочу обратить внимание, что военные прокуроры сами дознанием никогда не занимались. Мы обеспечивали и будем обеспечивать законность таких расследований. Так что каждый будет заниматься своим делом.
Работа по формированию кадров подразделений военной полиции продолжается. От того, кто будет заниматься этими важными делами, их морально-деловых и профессиональных качеств напрямую зависит результат работы. Поэтому военные прокуроры также принимают в ней участие. В частности, мы информируем руководство Минобороны об обстоятельствах, препятствующих в соответствии с законом, назначению кандидатов на те или иные руководящие должности. Требования, предъявляемые к будущим военным полицейским, должны быть не ниже, чем к сотрудникам органов внутренних дел. Именно поэтому сейчас необходимо создать эффективную систему отбора, подготовки и аттестации кадров.
Но, как я уже говорил, новый институт не станет панацеей от всех армейских бед. Опыт работы военной полиции в других странах показывает: уровень преступности в войсках, прежде всего, определяется социальными факторами, а не наличием в военной структуре специального органа по охране правопорядка. Хотя в нашем случае это необходимый шаг для укрепления правопорядка и дисциплины в подразделениях. И здесь мы союзники командования.