Пока журналисты в РФ опасаются за свою жизнь, свободы СМИ не будет

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович рассказывает "Интерфаксу" о том, как Европа оценивает ситуацию с положением журналистов в России

Пока журналисты в РФ опасаются за свою жизнь, свободы СМИ не будет
Пока журналисты в РФ опасаются за свою жизнь, свободы СМИ не будет
Фото: osce.org/Deutsche Welle/K. Danetzki

Москва. 21 февраля. INTERFAX.RU - О том, как в ОБСЕ видят ситуацию со свободой слова в РФ, о нападениях на журналистов, приватизации государственных СМИ и возможности создания в России общественного телевидения в интервью обозревателю "Интерфакса" Тимуру Хурсандову рассказала представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович.

- В последние несколько лет в России отмечен ряд нападений на журналистов. Обеспокоена ли ОБСЕ этой ситуацией? Делают ли, по Вашему мнению, российские правоохранительные органы все необходимое для расследования подобных дел?

- Мы все знаем неутешительную статистику. Каждый год убивают десятки журналистов. В среднем за последние пять лет при исполнении своих обязанностей в мире погибали около 100 журналистов в год. Только в регионе ОБСЕ каждый год убивают более 30 журналистов. Хотя риски и опасности, с которыми сталкиваются журналисты, отличаются от региона к региону, одна печальная истина актуальна повсюду: свобода выражения мнения ставится под сомнение и подвергается угрозе с самых разных сторон. Некоторые из этих угроз явные, некоторые – скрытые; в некоторых случаях для того, чтобы заглушить критические голоса и свободу слова, используются традиционные методы, а в некоторых для подавления и ограничения свободы информации и плюрализма средств массовой информации прибегают к новым технологиям. И в слишком многих случаях это приводит к физическому насилию и покушениям на жизнь журналистов.

Но, наконец, благодаря совместным усилиям лидеров стран ОБСЕ и ассоциаций журналистов наш призыв начинают слышать. Этот призыв – хватит! Теперь - пожалуй, впервые – органы власти, в том числе правоохранительные органы, активизируют работу в отношении имеющихся рисков и предлагают методы – иногда инновационные, иногда традиционные – для того, чтобы разорвать круг насилия, который омрачает жизнь СМИ уже более десятилетия.

В России, например, прошли консультации между органами прокуратуры, журналистскими и правозащитными организациями. Обсуждались пути улучшения процесса сбора свидетельств о нападениях на журналистов, включая информацию, получаемую в ходе журналистских расследований и публикуемую в СМИ или в базах данных.

Недавно мы издали перечень конкретных советов – "Вильнюсские рекомендации" (http://www.osce.org/cio/78522 http://www.osce.org/ru/cio/78603) и детальное пособие (http://www.osce.org/fom/85777) по безопасности журналистов. В них описываются наилучшие способы создания безопасной среды для журналистов. С рекомендациями могут ознакомиться все заинтересованные лица. Мы считаем их своего рода "дорожной картой" для органов исполнительной власти, законодателей, правоохранительных структур и самих СМИ для того, чтобы достичь конечного результата – превращения ОБСЕ в регион, в котором журналисты могут без страха делать свою работу.

Я считаю, что журналистика не должна считаться опасной профессией. Ведь журналисты – это не пожарные, полицейские или саперы, рискующие жизнью ради безопасности других. Журналистика – это мирная профессия, она чрезвычайно важна для демократического общества, и органы власти ответственны не только за физическую защиту репортеров, попадающих в опасные ситуации, но и за создание климата, в котором любые нападения на свободу прессы были бы немыслимы.

В России подобный климат еще не создан. В то же время обнадеживает, что власти на уровне самых высокопоставленных представителей начинают занимать активную позицию в расследовании убийств журналистов. Обвинительный приговор и тюремное заключение преступников, виновных в убийстве в 2009 году журналистки "Новой газеты" Анастасии Бабуровой – это признак определенного прогресса, но сделать надо еще очень многое. Надеюсь, что за этим приговором последуют и другие, и все убийцы российских журналистов предстанут перед судом. Только недавно – в декабре 2011 года – я призвала российские власти тщательно расследовать убийство в Махачкале Хаджимурада Камалова, чтобы преступники понесли наказание, а также принять превентивные меры, гарантирующие, что журналисты могут без страха мести выполнять свои служебные обязанности.

- Российские власти недавно выступили с идеей создания общественного телевидения. Считаете ли вы, что такой канал необходим, что его следовало бы создать?

- Я отметила эту инициативу, с которой выступил президент Дмитрий Медведев в его недавнем обращении к парламенту, и я с интересом ожидаю развития событий.

Общественное вещание – это традиционная и необходимая часть системы СМИ европейских и североамериканских стран, это элемент, необходимый для функционирования демократии. В Европе только в Белоруссии, России и Украине нет общественного телевидения. Три этих государства и Азербайджан – единственные в Европе страны, в которых есть государственные телеканалы. В другой части региона ОБСЕ – Центральной Азии – Киргизстан только что принял закон об общественном вещании, подтверждающий состоявшийся ранее переход государственной телерадиокомпании в общественное управление.

Знаю, есть мнение, что разницы между государственным и общественным вещанием нет, так что и не нужно первое перестраивать во второе. Подобная точка зрения не выдерживает никакой критики. Это не просто отличающиеся, а абсолютно разные модели вещания. У государственных каналов нет обязательств по программной политике, их кадровая политика непрозрачна и находится под прямым контролем правящей элиты, они извлекают прибыль от рекламы, умудряясь при этом угождать власти. Структура общественного вещания построена на основе юридических и политических рамок, освобождающих его от необходимости быть заложником настроений находящихся у власти политиков. Общественное телевидение может сделать общество лучше, делясь с гражданами знаниями, информацией, культурой, накопленными человечеством. Четкие программные обязательства, свобода от необходимости гнаться за рейтинги, стабильные и достаточные финансовые и материальные ресурсы, а также независимость от контроля со стороны правительства - вот общие черты для любой системы общественного телевидения вне зависимости от национальных различий, которые есть в странах ОБСЕ. Все иное просто скомпрометировало бы идеи независимости и плюрализма СМИ и служения обществу.

В связи с этим я хотела бы заметить, что сам по себе факт, что общественное телевидение финансируется из государственной казны, не компрометирует его независимость. И в нем нет ничего необычного, по крайней мере, для стран Европы, которые недавно стали на путь демократии. Известны способы обеспечить то, чтобы государственные деньги не вели к влиянию власти. В Латвии, например, уровень финансирования общественного вещания не может снижаться от года к году, а в Грузии он установлен на планке 0,12% от ВВП.

- Обеспокоена ли ОБСЕ тем, что российские власти контролируют многие СМИ в стране? Необходимо ли приватизировать государственные СМИ?

- Россия – рекордсмен ОБСЕ по числу зарегистрированных в стране СМИ, больших и малых, действующих и "спящих". И только небольшая их часть контролируется государством. Но государственные СМИ в России – это крупнейшие телеканалы и радиостанции, влиятельные центральные и региональные ежедневные политические издания с самыми большими тиражами. В сфере политической журналистики государственные СМИ находятся в выигрышной по сравнению с частными позиции – у них есть прямая и непрямая финансовая поддержка властей и больший доступ к информации из официальных источников. Если бы российское государство ушло с этого рынка, последовав примеру других европейских стран, это позволило бы всем СМИ действовать на равноправной экономической основе, иметь равные возможности доступа к информации и использования государственной инфраструктуры, а также лишил бы власти опасной возможности навязывать общественности свое мнение, не упоминая об альтернативных точках зрения. Это был бы плюрализм СМИ, который входит в общие ценности и стандарты ОБСЕ.

- Считаете ли вы, что цензура это действительно проблема для российских СМИ? Что, по вашему мнению, наиболее вопиюще в данной сфере? И кто становится цензором в России – государство, местные власти, владельцы СМИ, все они вместе взятые?

- В России, как и в других странах ОБСЕ, цензура запрещена законом. Было даже несколько судебных решений, подтвердивших этот запрет на практике. В то же время я внимательно отношусь к данным о непрямых попытках нарушить этот запрет, вмешиваться в редакционную политику, в содержание отдельных статей или программ.

К таким попыткам относятся случаи, когда власти рассылают негласные указания редакторам. К неофициальной цензуре можно отнести и "дружеское давление", когда чиновники просят журналистов придержать или наоборот распространить информацию по той или иной теме в том или ином ключе.

Еще одна форма – государственные или контролируемые государством службы отказываются сотрудничать с независимыми или оппозиционными СМИ, например по их распространению.

Ограничение доступа к информации для нелояльных СМИ - это одна из проблем для России.

В этом контексте я также хочу упомянуть вопрос о злоупотреблениях государственными дотациями СМИ и монопольным положением на рынке услуг.

Оппозиционные и независимые СМИ также вытесняются с рынка при помощи регулирующих и надзорных ведомств, осуществляющих лицензирование вещательных компаний или проводящих проверки на избирательной основе.

Еще один пример "мягкой" цензуры – злоупотребление законодательством о диффамации, которое используется для того, чтобы воспрепятствовать СМИ освещать ту или иную тему, писать про того или иного политика. Ситуация усугубляется значительной зависимостью судебной системы от исполнительной власти.

Я бы также хотела поднять тему внутриредакционной цензуры, когда редакторы или владельцы СМИ под давлением со стороны властей затрудняют публикацию или распространение журналистских материалов.

И, наконец, один из самых важных моментов - незаконное давление. Это самая отвратительная форма "мягкой" цензуры, когда влиятельные чиновники и политики прибегают к откровенно незаконным методам, такими как давление на частный бизнес с целью отказаться от размещения рекламы в тех или иных СМИ, прямое вмешательство в редакционную политику или содержание отдельных статей или программ путем подкупа журналистов и редакторов, применение насилия против журналистов или угрозы насилия, арест тиража.

- В январе Репортеры без границ опубликовали свой ежегодный рейтинг свободы СМИ, в котором поставили Россию на 142-е место из 179 – как раз между Гамбией и Колумбией. Согласны ли вы, что такая оценка отражает положение дел со СМИ в России?

- Мы не составляем рейтинги стран ОБСЕ по их соответствию стандартам свободы СМИ. Этим занимается ряд негосударственных организаций, чьи данные мы принимаем во внимание при выполнении нашего мандата. Наша задача – наблюдать за развитием ситуации со СМИ в странах ОБСЕ и в тесном сотрудничестве с председателем организации содействовать полной приверженности принципам ОБСЕ и обязательствам по уважению свободы самовыражения и СМИ.

- Что в целом можно сделать, чтобы улучшить ситуацию со свободой СМИ в России?

- Как я неоднократно говорила российским властям, абсолютный приоритет должен отдаваться тому, чтобы насилие против журналистов не оставалось безнаказанным, чтобы все виновные в нападениях на работников СМИ предстали перед судом.

Насилие в отношении журналистов – это насилие над обществом и демократией, и виновных в нем необходимо сурово осуждать и преследовать. И ситуацию нельзя улучшить без модернизации самого механизма государственного обвинения и правоохранительных органов, начиная с самого верха пирамиды власти.

Я надеюсь, что исполнители и заказчики убийств Анны Политковской, Пола Хлебникова и Юрия Щекочихина – и это только немногие из журналистов заплативших самую высокую цену за свои расследования – скоро будут найдены и наказаны. Я также надеюсь, что расследование нападений на Михаила Бекетова и Олега Кашина, наконец, принесет результаты.

Пока журналисты опасаются за свою жизнь при выполнении своих профессиональных обязанностей, настоящей свободы СМИ не будет. В ОБСЕ существуют обязательства для всех стран, входящих в организацию, - обеспечивать безопасность журналистов, и я сделаю все для того, чтобы добиваться этого в рамках моего мандата всеми доступными мне средствами.

Я уже упоминала о необходимости создания общественного вещания и приватизации государственных СМИ в качестве шагов, направленных на улучшение ситуации со свободой СМИ в России. Кроме этого, я хотела бы отметить такие важные меры, как создание независимого органа по лицензированию вещательных СМИ и упрощение процедуры регистрации СМИ. Необходимо также отменить уголовную ответственность за оскорбление представителя власти в СМИ. Все это – элементы свободы СМИ, они не были придуманы для конкретной страны, это часть традиций и стандартов Европы. И я не вижу причин для того, чтобы Россия отвергала эти стандарты и пыталась изобрести свою национальную модель свободы средств массовой информации.

Наконец, я бы хотела использовать эту возможность, чтобы приветствовать ряд постановлений Верховного суда Российской Федерации, которые, с моей точки зрения, представляют собой похвальную попытку привести судебную практику в соответствие с международными стандартами свободы СМИ. Я имею в виду июньское постановление 2010 года, разъясняющее судам, как интерпретировать и применять Закон о СМИ; сентябрьское постановление 2010 года, которое защищает СМИ от гражданских исков по диффамации; и два постановления по экстремизму и терроризму (применительно к СМИ), принятые в июне 2011 года и в феврале 2012 года соответственно. Уверена, что, если этим рекомендациям Верховного суда будут следовать все судьи, то общественная дискуссия в российских СМИ станет значительно более свободной.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости