Москва. 27 февраля. INTERFAX.RU - 28 февраля в столице Ирландии должно состояться очередное заседание Постоянного совещания по политическим вопросам молдавско-приднестровского урегулирования в формате "5+2" (Приднестровье и Молдавия - стороны переговорного процесса, Россия, Украина и ОБСЕ - посредники, ЕС и США - наблюдатели). Перед отлетом приднестровской делегации в Дублин министр иностранных дел Приднестровья Нина Штански дала интервью корреспонденту "Интерфакса" в Тирасполе Игорю Теплякову.
- Нина Викторовна, произошедшие в начале этого года инциденты в зоне безопасности послужили поводом к тому, что в очередной раз молдавская сторона заявила о необходимости замены совместных миротворческих сил на миссию гражданских наблюдателей ОБСЕ. Эти требования, как сообщалось, были поддержаны и посредником в переговорах - Украиной. Возможно ли, что на переговорах 28 февраля в Дублине будет поднята тема миротворческой операции на Днестре?
- Насчет попыток, исключать ничего нельзя. Здесь любой прогноз может быть ошибочен. Могу сказать, что в Дублине такие вопросы не могут обсуждаться априори. Формат "5+2" в своей работе должен непрестанно действовать в рамках мандата. Мандат определен Братиславским документом (Братиславский протокол от 20 февраля 2002 года, согласно которому "пятерка" участников переговоров расширялась за счет наблюдателей - ЕС и США, до формата "5+2" – «ИФ»), где четко сказано, что это за площадка и для чего она создавалась.
Вопросы миротворческой миссии, во-первых, обсуждаются на другой международной площадке - в рамках Объединенной контрольной комиссии (ОКК - коллективный орган, руководящий миротворческой операцией в зоне молдавско-приднестровского конфликта – «ИФ»). Но на другом берегу Днестра об этом сейчас почему-то стало говорить не модно. Дело даже не в том, что есть действующий формат ОКК, а в том, что для того, чтобы обсуждать вопрос, изначально нужно согласие сторон. Речь идет не об изменении формата, а о том, чтобы вообще обсуждать формат. Здесь, как минимум, должны быть едины намерения всех, кто участвует в этом формате. Это, прежде всего, Российская Федерация, Приднестровье, Молдавия, Украина (В настоящее время миротворческая операция в зоне конфликта осуществляется Совместными миротворческими силами, состоящими из российского, приднестровского, молдавского контингентов и группы украинских военных наблюдателей – «ИФ»). То есть те, кто задействован в формате миротворческой операции.
В этой связи я вам могу сказать абсолютно четко, что готовности со стороны всех участников миротворческой операции обсуждать этот вопрос я не видела. Было заявление молдавской стороны, определявшее позицию Молдовы. Украина, на мой взгляд, не совсем однозначно высказалась. Те два заявления, которые видела я, не дали мне уверенности в том, что Украина хотела бы поднимать этот вопрос. У меня не сложилось такого впечатления. Кроме того, по этому вопросу была озвучена позиция нашего руководства. Мы ее по своим дипломатическим каналам продублировали. Здесь, в МИД, у нас было много встреч, на каждой из которых мы обозначали нашу позицию.
Есть несколько форматов общения, есть несколько проблемных полей, есть несколько разных повесток, и все это должно строго соблюдаться. В противном случае мы откроем ящик Пандоры и превратим наше общение в хаотическое движение непонятно куда и непонятно зачем.
Наша позиция такова, что в Дублине мы не будем обсуждать этот вопрос. Потому что это было бы неправильно и несвоевременно. Услышана ли эта наша позиция молдавской стороной? Не знаю. Будем надеяться, что да.
Наши молдавские коллеги заверили, что они не будут инициировать рассмотрение этого вопроса, потому что они согласны с тем, что сейчас не время и не место. Насколько это совпадет с действительностью, посмотрим. Европейские, российские и украинские коллеги, все, с кем я говорила, едины во мнении, что там обсуждаться этот вопрос не должен. Но это, повторюсь, не дает нам никаких гарантий, что кто-то не соблазнится на то, чтобы не преподнести эту тему под тем или иным соусом. Но наша позиция останется неизменной. Она не будет отличаться от того, что я сейчас говорю в Тирасполе.
- Известно ли Вам о готовящихся к дублинской встрече предложениях, проектах?
- Любое общение в рамках переговорного процесса - всегда обмен какими-то проектами. Будет хорошо, если мы обменяемся предложениями. Вы, наверное, знаете, что в рамках "5+2" участникам данного формата будет передана некая стратегия молдавско-приднестровского урегулирования. Может быть, в Дублине мы и увидим какие-то интересные предложения. Мне бы хотелось, чтобы мы получили ответы на те проекты соглашений, которые были переданы молдавской стороне. Это касается и возобновления железнодорожного движения (Сейчас через территорию Приднестровья осуществляется лишь движение транзитных грузовых составов. Из пассажирских поездов в настоящее время курсируют лишь составы по маршрутам Москва-Кишинев, Одесса-Кишинев и сезонный Саратов-Варна – ИФ), и вопросов грузовых автоперевозок (Имеется в виду проблема международной регистрации приднестровских перевозчиков – ИФ). Вы знаете, что они были сначала переданы по линии специалистов в области таможенного взаимодействия. Состоялись две встречи. Мы не получили ответа. Затем эти проекты были переданы молдавскому представителю по политическим вопросам в молдавско-приднестровском урегулировании господину Карпову (Евгений Карпов - вице-премьер Молдавии, представляющий Кишинев на переговорах в формате "5+2" – ИФ).
Может быть в Дублине, мы получим какой-то ответ на них. Площадка вполне подходящая для данной проблематики.
- Если уж мы затронули вопросы возобновления железнодорожного сообщения, насколько успешна работа молдавско-приднестровских экспертных групп в этом направлении?
- Работа экспертных групп возобновится сразу же по возвращении из Дублина. Была некоторая заминка. Регламент работы экспертных групп, подписанный в Бад-Райхенхалле (9 сентября 2011 года в немецком городе Бад-Райхенхалль прошла встреча тогдашнего президента Приднестровья Игоря Смирнова и премьер-министра Молдавии Влада Филата – ИФ), подразумевает, что такая работа должна быть стабильней и интенсивней, чем она есть на самом деле.
Здесь дело не в том, что кто-то не хотел интенсифицировать работу экспертных групп, а в том, что у нас проходили выборы, была смена власти, формировалось правительство. Соответственно, как только оно было сформировано, президентом было подписано распоряжение и утверждены не только рабочие группы, но даже инициировано создание трех новых. Сейчас министерства и ведомства выдвинули свои предложения по персональному составу - там тоже есть изменения. Как только мы вернемся из Дублина, мы приступим к работе в этом формате.
- Вы только что упомянули о новых экспертных группах. Не могли бы Вы рассказать, что это за группы?
- Первая группа - по взаимодействию в области образования. Также будут созданы группы по таможенному взаимодействию. И наконец, третья группа займется вопросами телекоммуникаций.
После того, как в Одессе в этом году президент Приднестровья Евгений Шевчук и премьер Молдовы Влад Филат договорились продолжить работу в данном направлении, состоялись две встречи. Встречались таможенники Приднестровья и Молдовы и специалисты в области телекоммуникаций. Пока что не выработано никаких предложений.
Если говорить о железнодорожной проблематике, ее обсуждение привело к тому, что приднестровская сторона инициировала два проекта документов, а вот по вопросам связи продвинуться к обмену какими-то предложениями пока не удалось. Я думаю, что создание соответствующей отраслевой экспертной группы очень своевременно.
- С начала этого года приднестровская сторона сделала несколько односторонних шагов в сторону нормализации отношений с Кишиневом. Это отмена стопроцентных заградительных пошлин на молдавские товары, упрощение таможенного и пограничного режимов. Вы ожидаете каких-то ответных шагов от Кишинева? В чем они, на Ваш взгляд, должны состоять?
- Конечно же, мы ожидаем ответных шагов от Кишинева. Нужна политическая воля, так как очень многие вопросы социально-экономического характера могут быть решены без того, чтобы их откладывать в долгий ящик. Есть вопросы, которые требуют технического решения, а оно может занимать какое-то время. Но есть уже согласованные вопросы, по которым прошли обсуждения.
Стороны вырабатывали мучительные компромиссы, приходя к протокольным решениям, под которыми стоят подписи обеих сторон, а также гарантов и наблюдателей. Нужно вернуться к этим соглашениям и работать по ним.
Намного сложнее выработать компромисс, чем вернуться к тому, относительно чего он уже был достигнут. Кроме отмены стопроцентных пошлин и упрощения пересечения границ, я хотела бы отметить, что у нас с 1 февраля в полном объеме стали транслироваться два молдавских телеканала. Если мы говорим о тактике мелких шагов, то их с молдавской стороны очень много могло бы быть сделано, в том числе, в сфере коммуникаций, функционирования почты, признания документов об образовании. Здесь не нужны никакие затраты. Важно лишь иметь желание и попробовать сделать шаг вперед. Любая инициатива жизнеспособна, когда она одобрена теми, в чей адрес направлена. В противном случае может возникнуть ощущение, что это не совсем нужно. Если же это так, то необходимо иметь смелость сказать об этом.
- Если со стороны Кишинева не будет тактики мелких шагов навстречу, не свернет ли приднестровская сторона все то, что уже сделано ею для нормализации отношений?
- Было бы неконструктивно делать какие-то шаги, которые бы ухудшили то немногое, что создано. Вопрос заключается в том, что Приднестровье войдет в состояние "паузы". Такой ситуации нельзя исключать.
Любые шаги требуют ответной реакции. Если их не будет, то мы займем позицию ожидания - позицию оценки. При этом оценку происходящему будем давать не только мы, она может быть со стороны и других игроков, вовлеченных в процесс урегулирования.
- После Одесской встречи Евгения Шевчука и Влада Филата некоторые аналитики высказали точку зрения, что Украина активизировалась в молдавско-приднестровском урегулировании. На Ваш взгляд, насколько это соответствует действительности? Как должны развиваться отношения между Тирасполем и Киевом, Тирасполем и Москвой?
- Отношения между Тирасполем с одной стороны и Киевом и Москвой - с другой, должны развиваться самым активным образом. Россия и Украина - страны-гаранты в молдавско-приднестровском урегулировании. Кроме того, Украина - наш сосед. В своей инаугурационной речи Евгений Шевчук сказал о том, что мы заинтересованы в развитии добрососедских отношений с сопредельными государствами - Украиной и Молдовой.
Действительно, не всегда позиция Приднестровья была услышана. Вы знаете, что глава нашего государства в начале этого года совершил визит в Киев, в рамках которого обсуждались достаточно острые вопросы. В том числе, возобновление железнодорожного движения, где Украина могла бы оказывать нам содействие. Это - и вопросы, связанные с таможенным режимом, введенным Украиной в 2006 году. Есть и другие проблемы, по которым нужно вести диалог с Украиной. Киев активизировался, наверное, это - хорошо. Хотелось бы, чтобы эта активизация стала результативной и, прежде всего, в разрешении проблем, с которыми сталкиваются рядовые граждане.
- Насколько я понимаю, в данном случае речь идет об упрощении режима перемещения граждан? Или под этим подразумевается что-то еще?
- Нам бы хотелось, чтобы Украина внимательно отнеслась к нашим проблемам внешнеэкономической деятельности. Киев мог бы сделать сегодня такие шаги, которые способствовали бы упрощению внешнеэкономической деятельности. Социально-экономическая ситуация в республике очень и очень сложная, поэтому развитие приграничного сотрудничества и торговли могло бы активизировать средний и малый бизнес, способствовать созданию новых рабочих мест и увеличению доходов населения в приграничной зоне. Это было бы очень ощутимо для приднестровцев. Кроме того, это было бы выгодно для многих украинских предприятий в приграничной зоне.
- Переговоры об отмене существующего таможенного режима велись между Приднестровьем и Украиной. Насколько продвинулось с 2006 года разрешение данного вопроса?
- Диалог ведется.
- В заключение не могли бы вы обозначить общие принципы внешней политики Приднестровья, принципы, на которых приднестровская сторона намеревается строить отношения с партнерами.
- Внешнеполитические позиции Приднестровской Молдавской Республики не изменились. Мы последовательно выступаем за соблюдение принципа равенства сторон на переговорах, за то, чтобы наша позиция на равных была выслушана. Мы хотим, чтобы права людей, определивших свою судьбу в ходе референдума 2006 года (17 сентября 2006 года в Приднестровье прошел референдум, в ходе которого 97,1% принявших в нем участие приднестровцев высказалось за независимость от Молдавии - ИФ), уважались и чтобы воля приднестровцев не зависела от каких-то сегодняшних или завтрашних конъюнктурных позиций тех или иных сил или той или иной геополитической ситуации.