Москва. 6 июня. INTERFAX.RU - У акционеров российских компаний появился очередной повод для беспокойства. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вновь напомнила о своей старой инициативе - обязать компании публиковать в открытом доступе свои акционерные соглашения.
На этот раз предложение было инициировано прошлогодней жалобой "Роснефти" на акционерное соглашение ТНК-BP. По мнению российской госкомпании, оно может носить антиконкурентный характер, но участники рынка об этом не знают из-за его конфиденциальности.
Подводный камень
ФАС, как пояснил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин, рассматривает жалобу "Роснефти" достаточно давно. Компания жалуется на то, что соглашение британской BP и российского консорциума "Альфа-Акссес-Ренова" (ААР) в ТНК-BP может препятствовать доступу на российский рынок других компаний, с новыми технологиями для работы в нефтяной сфере.
Видимо, речь идет об отмененной сделке, заключенной между "Роснефтью" и BP в начале 2011 года в присутствии премьер-министра Владимира Путина. Сделку тогда курировал вице-премьер Игорь Сечин, сейчас занимающий пост президента "Роснефти".
ААР впоследствии посчитал планы ВР и "Роснефти" нарушением соглашения акционеров ТНК-ВР, по которому ВР и ААР должны действовать в России только через ТНК-ВР.
"Жалоба "Роснефти" инициировала предложение обязать публиковать в открытом доступе акционерные соглашения", - сообщил А.Голомолзин. Когда будет завершено рассмотрение жалобы, замглавы ФАС не пояснил. "Роснефть", ТНК-BP и ее акционеры от комментариев отказались.
Как пояснили "Интерфаксу" в ФАС, проект поправок, вводящих новую норму, пока в целом не готов и никому не направлялся на согласование. Однако речь идет о том, чтобы обязать публиковать не только акционерные соглашения, заключенные по российскому законодательству, но и аналогичные документы, заключенные в иностранных юрисдикциях, действующие в отношении компаний, работающих в России. Таких соглашений в настоящее время большинство. В российском законодательстве норма об акционерных соглашениях появилась летом 2009 года, широкого применения она пока не получила.
Аргументация ФАС в пользу поправок заключается в том, что соглашения, неизвестные рынку, могут нанести вред конкуренции в России. В один прекрасный момент может выясниться, что некоторые компании вводят ограничения не только на свою деятельность, но и на деятельность третьих лиц.
"На наш взгляд, конечно, это недопустимо, поэтому мы предлагаем публиковать эти акционерные соглашения ровно также, как публикуется информация об участии инвесторов в уставных капиталах обществ", - сказал А.Голомолзин.
Как пояснил позже замглавы ФАС, предложение о публикации соглашений было подготовлено ведомством еще в октябре 2011 года по результатам анализа российской и зарубежной законодательной базы, а также "по итогам обсуждений с заинтересованными ведомствами и с учетом озабоченности, которая была высказана в обращении "Роснефти" еще в прошлом году".
Тайна должна быть
Минэкономразвития и эксперты против поправки. "Мы против. В таком случае соглашения по российскому праву заключаться не будут, а отследить заключение соглашений по другому праву невозможно. В международной практике такого нет", - сообщил "Интерфаксу" директор департамента инновационного развития и корпоративного управления министерства Иван Осколков. По его словам, собственники не всегда должны уведомлять компании о своих действиях. К тому же, такая норма может противоречить ряду норм соглашений о конфиденциальности.
"Акционерные соглашения содержат действительно много конфиденциальной информации о компании, которую компании раскрывать не хотят, так как это может быть потерей с точки зрения конкуренции", - считает ведущий юрист "Пепеляев Груп" Наталья Иващенко. По ее словам, к тому же не логично, что в отношении ООО такое требование вводить не планируется. Введение нормы также может стимулировать развитие офшоров.
"Технически обязать публиковать соглашения можно, однако, во-первых, компании все равно найдут способы закрыть информацию, во-вторых, это делать нецелесообразно с точки зрения привлечения инвестиций в РФ", - считает руководитель корпоративной практики ФБК-Право Александр Ермоленко. В зарубежной практике примеров подобной нормы, по его мнению, не встречается.
В мировой практике акционерное соглашение дополняет или замещает некоторые элементы учредительных документов. Делается это в том числе для того, чтобы сохранить некоторые положения соглашений конфиденциальными, поскольку учредительные документы доступны широкому кругу лиц.
На одни и те же грабли
Тем не менее, тайна акционерного соглашения может вновь стать предметом корпоративной интриги вокруг ТНК-BP и поводом для судебных разбирательств.
Британская ВР уведомила ААР о возможности потенциальной продажи своей доли в СП. По мнению источников ряда иностранных СМИ, интерес к активу проявила одна из российских госкомпаний.
В то же время свой интерес к покупке акций в СП официально выразил консорциум AAР. По данным источников Агентства нефтяной информации (АНИ), акционерное соглашение ТНК-ВР предполагает преимущественное право выкупа долей партнерами друг у друга.
Однако другой собеседник агентства отметил, что соглашение акционеров ТНК-ВР относительно преимущественного права выкупа имеет большое число юридических нюансов.
В пресс-службе ВР в России АНИ отметили: "У нас есть право продать акции ТНК-ВР с соблюдением ряда правил в отношении наших партнеров". В ААР не комментируют эту тему.
"Принимая во внимания историю их взаимоотношений, дело с большой вероятностью кончится в суде", - цитировала Financial Times слова одного из инсайдеров.
А российская госкомпания, если захочет купить долю BP, вряд ли пойдет на это, не изучив все нюансы акционерного соглашения ТНК-BP.