Москва. 15 июня. INTERFAX.RU - О том, как будут обеспечивать лекарствами россиян, и что ждет региональные программы модернизации здравоохранения, в интервью "Интерфаксу" рассказала новый руководитель российского Минздрава Вероника Скворцова.
- Вероника Игоревна, ожидаются ли изменения в лекарственной политике РФ при новом Минздраве?
- В соответствии с указом президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2012 года ведомству поручено подготовить стратегию лекарственного обеспечения до 1 января 2013 года.
Мы видим настоятельную необходимость в том, чтобы урегулировать амбулаторный сектор лекарственного обеспечения не только для льготных категорий граждан (что делается уже сейчас), но и в целом для населения. Мы понимаем тяжелое, прежде всего финансовое бремя этого сегмента. Поэтому мы рассматриваем для себя возможности выстраивания либо страховой лекарственной системы, либо системы государственного возмещения стоимости амбулаторных рецептурных лекарственных форм. Уровень возмещения может быть разным: от частичного до полного для некоторых категорий населения. Все необходимые расчеты будут проведены в ближайшее время и включены в стратегию, которую мы представим правительству и президенту.
Мы надеемся до 2014 года успеть подготовиться к проведению пилотных экспериментов. Возможно, не по одному, а по альтернативным сценариям на разных пилотных площадках. 2015-й год позволит нам провести взвешенный анализ полученных результатов. С 2016 года мы приступим уже к поэтапному внедрению нового механизма лекарственного обеспечения.
- Будет ли новый Минздрав распространять свое влияние на сектора действующего фармрынка?
- Министерство не занимается рынком: ни фармацевтическим, ни медицинским, ни каким-либо другим. Это вне компетенции ведомства. Министерство отвечает за государственное регулирование лекарственного обеспечения (регистрацию, сертификацию и т.д.) и осуществляет кураторство над формированием стандартов в этой области.
Что касается рыночной политики, ею традиционно занимается Минэкономразвития, а также Минпромторг, и я приложу все силы, чтобы несвойственные себе функции министерство здравоохранения не выполняло. Есть пословица, что сапоги должен делать сапожник, а пироги печь пирожник – тогда все будет в порядке.
- После назначения Вы неоднократно заявляли о необходимости ревизии модернизации здравоохранения в регионах. Можно ли уже говорить о каких-либо локальных лидерах и отстающих?
- Я бы воздержалась от комментариев. Как только будет укомплектовано и сформировано министерство здравоохранения, одним из первых шагов ведомства действительно будет проведение ревизии того, как реализованы региональные программы модернизации здравоохранения.
Нам предстоит объездить специально созданными выездными бригадами министерства все без исключения 83 российских региона. При необходимости будем привлекать другие службы, которые помогут дать достоверную информацию о реальной ситуации для того, чтобы успеть что-то подправить… Ведь самое важное: программа модернизации – это не ремонты и даже не закупка нового оборудования, а выстраивание очень четкой логистики трехуровневой системы медицинской помощи.
Такая система в зависимости от условий и особенностей территории позволит каждому гражданину в конкретном регионе получить любую медицинскую помощь - от самых простых видов до высококвалифицированной. Мы еще очень далеки от этой цели. Наша задача – попытаться с 2013 года ввести единые порядки оказания медицинской помощи по всем основным медицинским профилям. Ревизия ответит на вопрос о сроках, в течение которых мы можем завершить модернизацию и выровнять условия в регионах для выполнения единых требований.
- До своего прихода в ведомство Вы работали врачом-неврологом, но последние четыре года занимаетесь руководством сначала в должности заместителя главы Минздравсоцразвития, а теперь и главы Минздрава. Не скучаете по медицинской практике?
- Три с половиной года пока я работала заместителем, я сохранила за собой четверть ставки и продолжала работать в клинике (НИИ инсульта Российского государственного медицинского университета - ИФ).
Это не только потребность души, но и возможность не утратить профессионализм. Все три с половиной года я два раза в неделю обязательно приезжала в клинику. Конечно, это была и дополнительная нагрузка. Но практика мне давала второе дыхание и освобождала от тех ограничений, которые неизбежно возникают при работе чиновником… Ясно, что уже сейчас у меня совсем нет времени. Но я поддерживаю мобильные контакты со своей командой, а коллективы возглавили наши вторые профессора. И я надеюсь, что моя команда продолжит работать эффективно.
И потом работа министром почетная и ответственная обязанность на ограниченный период времени. Есть немало примеров руководства ведомством практикующим специалистом – например, Евгений Иванович Чазов (глава Минздрава СССР в 1987-90 годах - ИФ). Он и до, и после своей работы в министерстве был блестящим кардиологом и работал в своей специальности. Поэтому я надеюсь, что моя профессия останется со мной.