Москва. 30 октября. INTERFAX.RU - Создание Московской агломерации стоило подмосковному бюджету нескольких десятков миллиардов рублей. Тем не менее, область рассчитывает на компенсации со стороны столичных и федеральных властей и готовит ряд масштабных проектов. О транспортном коллапсе и инвестиционном климате председатель Московской областной думы Игорь Брынцалов рассказал в интервью "Интерфаксу".
- Игорь Юрьевич, если посмотреть на то, как строилась работа подмосковных властей с земельным банком региона с начала 1990-х гг., то мы увидим, что Анатолий Тяжлов активно раздавал землю муниципалитетам, а Борис Громов собирал. Какая стратегия в этом вопросе выбрана Сергеем Шойгу? Успевает ли областная Дума за новым губернатором, который хочет привлекать инвестиции, строить ЦКАД и развивать частно-государственное партнерство?
- Когда губернатором был Анатолий Степанович Тяжлов, было совсем другое время, президентом Борисом Николаевичем Ельциным регионам передавались глобальные полномочия, земля, другие ресурсы. С одной стороны, это было неспокойное время, а с другой - новые методы, веяния и демократия в широком понимании. С избранием президента Владимира Владимировича Путина и губернатора области Бориса Всеволодовича Громова началась другая эпоха. Приходили инвесторы с предложениями, сверху давались соответствующие поручения, в том числе и государственного уровня. Необходимо было структурировать работу и создавать четкую систему государственной власти, контроля. Эта система выстраивалась многие годы.
С момента, когда губернатором стал Сергей Кужугетович Шойгу, обозначился четкий спектр приоритетных вопросов. Один из них - земельные отношения, которые, кстати, широко обсуждались на последнем Госсовете. В частности, говорилось о необходимости наводить порядок с сельхозземлями. Сегодня мы видим, что около 700 тыс. га находится в обороте у частных собственников, и, естественно, земля не используется в той мере, в которой она должна использоваться для сельского хозяйства.
Если земля не используется, от нее нет экономической выгоды тем, кто хочет заниматься сельским хозяйством. Вопрос, как подвигнуть этих людей к тому, чтобы земля обрабатывалась. Очевидно, нужно менять налоговые ставки (снизить их раз в десять, например), вводить штрафы до миллиона рублей за незаконное использование земли и, самое главное, давать возможность привлекать к работе фермерские хозяйства, которых сегодня на территории области более 2 тысяч. Эти хозяйства не имеют возможности обрабатывать землю, у них нет так называемых земельных наделов.
Следующее - нецелевое использование. Была земля по документам в одной категории (сельхоз), вдруг стала в другой (жилищное, промышленное строительство и т.д.). За этим тоже надо смотреть. Многие земельные участки не поставлены на кадастровый учет, не платятся налоги, это тоже проблема. Необходимо разобраться с переводом земель. Сегодня, осуществляя перевод, государство в лице субъекта муниципальных образований не видит в этом выгоду для бюджета. Мы предлагаем ввести 30-процентную пошлину.
- Что это за пошлина?
- На перевод. Это инвестиционный платеж. Инвестор заплатит в бюджет эту пошлину, и мы увидим, что он заинтересован в работе, хочет развивать данный земельный участок, инвестировать на территории области.
Мы предлагаем вести перевод земель в рамках градостроительных планов муниципальных образований. Хаотичный перевод земель без учета и понимания, где будет построено жилье или промпредприятие, канул в Лету. Мы должны четко понимать, как будет развиваться та или иная территория. Это должно быть жестко регламентировано. Есть печальные примеры, когда идет массовая жилищная застройка без создания рабочих мест, условий для строительства социальной инфраструктуры и развития инвестиционного климата. Фактически создаются места, где люди ночуют, а затем едут на работу в Москву или в какой-нибудь промышленный город Московской области.
Еще один сложный вопрос в том, что в Подмосковье не поставлено на учет порядка 130 тыс. домовладений, 240 тыс. земельных участков. Их владельцы не платят соответствующие налоги. Это, по разным оценкам, до 5 млрд рублей. В ближайшее время совместно с кадастровыми службами и БТИ нами будет проводиться работа по постановке этих объектов на учет.
Повторюсь, земельные отношения в Московской области серьезно связаны с бюджетом. Проведенная недавно государственная кадастровая оценка земель показала очень серьезные цифры. Мы напрямую заинтересованы, чтобы этот сектор попал в максимально прозрачный финансовый и налоговый оборот, с тем чтобы регион получал максимальную выгоду.
- Как идет работа по разработке Генплана развития Московской области?
- Сейчас каждое муниципальное образование обязано в соответствии с законодательством разработать Генплан развития своей территории. В совокупности это и будет Генеральный план развития области. На сегодняшний день у области имеется такой документ, но он значительно устарел и требует корректировок.
- Как регулируется формирование зон с промышленной, складской, жилой застройкой?
- В рамках координации правительства Московской области с соответствующими министерствами и ведомствами. У нас уже сформированы четкие промышленно-развитые зоны, они учтены в Генплане развития области. У нас есть сельскохозяйственные районы, жилые и т.д. по направлениям жизнедеятельности того или иного муниципального образования. Например, у нас есть инвестиционная зона в Дубне, научный потенциал в данном городском округе задал направления развития той или иной застройки. Естественно, там есть кластеры IT-технологий, фармацевтической промышленности, строится институт, создается база для развития образовательной среды. На юге у нас есть Луховицкий, Зарайский, Серебрянопрудский районы, где исконно было развито сельское хозяйство. Там сегодня возводятся животноводческие комплексы. Конечно, в целом в области строится серьезный объем жилья.
- Пару лет назад Московская область была чемпионом среди регионов по количеству жилья на душу населения. Вводилось до 9 млн кв. метров жилья ежегодно. Надо признать, что это строительство без создания рабочих мест, социальной инфраструктуры и дорог. Вы собираетесь регулировать эту ситуацию? Как законодательно выстраивается работа по сдерживанию застройщиков, у которых есть земля и деньги, но они хотят строить только жилье?
- С точки зрения законодательства для этого у нас все есть, есть необходимые инструменты, которыми подмосковные власти начинают наводить порядок на территории Московской области. Например, замглавы правительства области Романом Евгеньевичем Филимоновым создана рабочая группа, в рамках которой контролируется снижение этажности, плотности застройки, развитие инфраструктуры, в том числе и социальной, с тем, чтобы все шло согласно утвержденным проектам планировки. Самое главное - есть политическое решение губернатора: области не нужно строить много жилья. Нужно иметь расчет исходя из численности населения области в 7 млн человек. Предварительные цифры говорят, что сегодня у нас переизбыток жилья.
Действительно, сегодня в область идут большие инвестиции. Не все квартиры, к сожалению, выкупаются, рынок перегрет. При этом есть ажиотаж, большое количество строительных комбинатов не могут остановиться и, наращивая свои мощности, хотят продолжать строить в тех же объемах, что и раньше. Два года назад в Москве были значительно снижены объемы жилищного строительства, но никакого колоссального роста цен не последовало. Цены едва растут. Спрос остался тем же, а предложение, как на областном, так и на московском рынке, не сжимается. Поэтому сокращение ввода жилья, о котором говорит губернатор, не повлечет никаких существенных колебаний цен на жилье в Московской области.
- На ваш взгляд, достаточно ли совершенна законодательная база для развития частно-государственного партнерства, для привлечения инвестиций?
- Да, ЧГП сегодня именно тот инструмент, который поможет реализовывать крупные региональные проекты, потому что только совместно можно развивать такие крупные проекты, как строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), других крупных объектов. В принципе, у нас законодательство позволяет это делать, хотя совместно с правительством мы готовим ряд поправок с тем, чтобы более четко сформулировать положения данного предмета ведения и определить интересы взаимодействия всех сторон, банковского сектора, инвесторов, Московской области.
- На предыдущем заседании Думы зампред правительства Анатолий Насонов заявил о приближающемся транспортном коллапсе, о том, что ситуация в Подмосковье одна из самых напряженных в Европе. Решение - увеличить частоту движения электричек до 2-4 минут, вследствие чего железнодорожные переезды будут закрыты почти всегда. Как выходить из ситуации транспортного коллапса?
- Транспортный коллапс не только в области, он и в Москве есть, несмотря на то, что в столице в последнее время строилось гораздо больше дорог, из федерального бюджета выделялись колоссальные средства. Область была обделена этим. У нас из глобальных планов был только проект ЦКАДа, к которому в кризис интерес пропал. Но с точки зрения развития региона транспортный вопрос - это приоритетное направление. В области 340 железнодорожных переездов. Есть очень важные точки, например, такие как Лобня, Долгопрудный, где машины часами стоят в пробках и создают коллапс внутри самих городов. Мы планируем решать эти ситуации отчасти на средства из регионального бюджета, а частично в рамках ЧГП. Пробки - очень серьезная проблема, особенно в выходные дни, когда порядка 3-4 млн жителей Москвы уезжают на территории Московской области и соседних регионов. Это как раз те места, где расположена основная железнодорожная инфраструктура.
- Вы говорили о бюджете. При планируемом росте доходов в текущем году на 6,6% из-за новых территорий Москвы доходы подмосковного бюджета снизятся на 10%. Как могут быть компенсированы выпадающие доходы?
- Законодательных механизмов в этом отношении много не бывает, но они могут появляться только в совместной работе с правительством области. Перечень законов, который сегодня существует, вполне способствует тому, чтобы развивать налогооблагаемую базу. Прежде всего, как говорил губернатор, это привлечение инвестиций, регистрация крупного бизнеса на территории области, с уплатой, в том числе, НДФЛ. Губернатор провел ряд переговоров с крупными предпринимателями, которые уже перерегистрировались на территории Московской области.
- В личном качестве или свой бизнес?
- Есть в личном, есть бизнес, который перерегистрируется. Мы понесли большие потери. Например, ушел основной крупный налогоплательщик - Межрегионгаз. По разным оценкам, к настоящему моменту выпало около 30 млрд рублей. За первое полугодие цифра была 12 млрд, к концу года цифра будет больше. Но сейчас ведутся разговоры о компенсации, как со стороны Москвы, так и со стороны федерального бюджета, в ближайшие три года мы должны ее получить. В одном из вариантов это должно произойти через развитие дорожной инфраструктуры. Ключевая задача, на мой взгляд, правильно распределить ресурсы по промышленным зонам, создавать производственные кластеры с привлечением крупных западных инвесторов.
С точки зрения логистического обслуживания Москва уже не справляется. Нужно выводить предприятия из Москвы, формировать в области логистические центры. Их нужно создавать на том расстоянии, на котором пройдет ЦКАД, переключать грузопотоки с северо-западного и южного направлений. Они приходят в Москву, крутятся по кольцевой дороге, берут направление на Сибирь и Урал. Эти меры позволили бы значительно пополнить бюджет области. Есть еще проекты развития "Шереметьево", "Домодедово", строительство новых аэропортов малой и средней авиации.
Можно углубляться в частности. Это и развитие фармацевтической отрасли, создание мусороперерабатывающих предприятий, с точки зрения того, что это огромный оборот средств, находящихся в тени. Западные инвесторы не готовы входить в этот рынок пока он не имеет должной прозрачности, пока не будет регулирующего отрасль федерального закона. Нужно наводить порядок. В этом и область заинтересована, и Москва. Сейчас соответствующие законодательные инициативы рассматриваются в Госдуме.
- С приходом Сергея Кужугетовича число законодательных инициатив, которые область выносит на федеральный уровень, увеличилось в разы. Как идет взаимодействие с Госдумой, с Советом Федерации?
- Контакт есть. Я был членом Совета Федерации. У меня много друзей и знакомых в Госдуме. Главное качество законодательных инициатив - политическая воля со стороны правительства, руководства страны и соответствующих министерств и ведомств. Мы хотели еще летом внести законопроект по НДФЛ. К сожалению, он поддержки не нашел со стороны Минфина, Минэкономразвития. Естественно, мы не стали посылать документ, с тем, чтобы его в четвертый раз в жизни Московской областной Думы не вернули и отклонили. Необходимо сначала найти понимание и поддержку.
Сейчас будет рассматриваться большое количество законопроектов по земельным отношениям. Они связаны, прежде всего, с Налоговым, Гражданским, Земельным кодексами. Естественно, прежде чем их вносить, будем прорабатывать эти вопросы, как на уровне правительства, так и Госдумы. Где-то в хорошем смысле лоббировать интересы нашего региона.
- В предыдущие годы было противостояние и соперничество между столичной и областной администрациями. Что происходит сейчас? Вы чувствуете, что есть осознание того, что решаются общие задачи, проблемы?
- С Москвой у нас вполне нормальные взаимоотношения. Мы дружим и с Владимиром Михайловичем Платоновым, председателем Мосгордумы. У нас есть рабочая группа двух парламентов, где мы можем использовать площадку обсуждения вопросов как одного, так и другого региона. Есть коллегия двух субъектов с сопредседательством Сергея Кужугетовича Шойгу и Сергея Семеновича Собянина. Например, такая коллегия должна пройти в конце октября, будет обсуждаться весь комплекс вопросов и мер по взаимодействию.
- Что Вы считаете основной своей задачей на этой работе?
- Задач много, есть краткосрочные, есть не очень. Главное для меня, как для человека, которому жители Московской области оказали доверие, - то, чтобы регион развивался, чтобы люди в области стали жить лучше. Это те основные жизненные ценности, которые сегодня есть у каждого, в своей основе они у всех приблизительно одинаковые. Моя задача, чтобы эти ценности были отражены во всех решениях Московской областной Думы, правительства Московской области.