Российско - американское танго танцуют двое

Посол США в России Майкл Макфол рассказал "Интерфаксу" о том, продолжится ли курс на "перезагрузку" в отношениях между двумя странами после переизбрания Барака Обамы на второй срок

Российско - американское танго танцуют двое
Российско - американское танго танцуют двое
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 7 ноября. INTERFAX.RU- Посол США в России Майкл Макфол, который, по данным журнала Foreign Policy, входит в 50 самых влиятельных демократов США, дал интервью корреспондентам "Интерфакса" Ксении Байгаровой и Ольге Головановой сразу после переизбрания президента-демократа Барака Обамы.

- Господин посол, Вы являетесь автором термина "перезагрузка". Многие и в России, и в США сейчас выражают разочарование, считают, что перезагрузить отношения не удалось. Что бы Вы ответили этим людям? Продолжится ли курс на перезагрузку в отношениях между Россией и США?

- С нашей точки зрения, сутью перезагрузки всегда было взаимодействие с российским правительством и российским обществом для достижения наших конкретных национальных интересов. Мы предполагаем, что российское правительство действует из тех же побуждений, что оно никогда не станет договариваться по какой-либо проблеме, только если не считает, что это отвечает национальным интересам России. Это именно та концепция, о которой президент Обама говорит как о взаимно выигрышной. И единственный путь достичь обоюдной выгоды - это понимать интересы и побуждения друг друга. Единственный путь облегчить наше взаимопонимание - это сотрудничать, то есть сотрудничество – это способ достижения наших целей. Однако многие этого не понимают. Сотрудничество – это не наша цель, а всего лишь способ достижения целей.

В прошлый раз президенты России и США встречались в Мексике, в Лос-Кабосе. Я тоже был на той встрече. Президент Обама тратит очень много личного времени на то, чтобы укрепить наше взаимопонимание, таким образом, чтобы мы могли получить результат. И совместно с президентом Дмитрием Медведевым он создал двустороннюю президентскую комиссию, чтобы усилить взаимодействие между нашими правительствами.

Мы считаем, что результаты "перезагрузки" позитивны: новый договор СНВ, сотрудничество в области северного транзитного маршрута в Афганистан (Россия - ключевой для нас партнер в этом процессе). Мы считаем, что наше сотрудничество по Ирану и Северной Корее в Совете Безопасности ООН было очень плодотворным. Что касается Ирана, то мы не только участвовали в переговорном процессе, но и сотрудничали и по вопросу о введении санкций в Совбезе ООН в соответствии с резолюцией 1929. Самый недавний позитивный пример нашего сотрудничества - это вступление России в ВТО. Мы очень плотно работали с российским правительством, чтобы это произошло и добились конкретных результатов.

Признаюсь честно: когда я слышу критические замечания, то думаю, что мы сделали меньше за последний 2012 год, поскольку это был момент некоторого спада. Нa мой взгляд, на это есть 2 причины. Одна из них заключается в том, что мы уже достаточно много сделали, а вопросы, которые осталось решить, являются самыми трудными. А вторая причина – это тот факт, что наши правительства были сосредоточены на внутренних проблемах. Ведь 2012 был годом выборов, как в России, так и в США. Из-за этого наш президент не уделял так много времени вопросам внешней политики. Но сейчас все изменилось. Сформируется новая администрация, и возникнет лучшее понимание того, что мы можем сделать вместе.

- Но все-таки, "перезагрузка" продолжится или нет?

- Так как президент тот же самый, то, подозреваю, что общий подход останется прежним. Но хочу обратить внимание на две вещи. Во-первых, танго танцуют двое. Речь ведь не только о нас, но и о том, что хочет российское правительство. Поэтому нам нужно будет изучить этот вопрос, когда сформируется новое правительство.

Во-вторых, после выборов, независимо от того, кто побеждает – демократы или республиканцы - всегда происходит кадровое обновление в администрации. Например, госсекретарь Клинтон ясно дала понять, что она планирует покинуть свой пост. У нас будет новый госсекретарь, придут новые люди. Соответственно, появятся новые идеи, различные подходы. В то же время, многие люди, в том числе и я, по-прежнему будут вовлечены в отношения с Россией. Но я ожидаю в большей степени продолжения прежней политики, чем ее прекращения.

- Президент США Барак Обама заявил недавно, что хотел бы приехать в Россию. Когда может состояться этот визит?

- Я не могу сказать с уверенностью, пока слишком рано. Как вы понимаете, президент и его команда были заняты другими делами до сегодняшнего дня. Я был в Лос-Кабосе вместе с президентом, когда он встречался с Путиным. Он очень четко сказал, что хочет приехать в Россию как можно скорее.

Но кода этот визит состоится, я не знаю. Но я знаю, что это один из важных пунктов в списке приоритетов Обамы. Ожидаю увидеть президента в России в следующем году.

- На ядерном саммите в Сеуле президент Обама во время подслушанного разговора попросил Дмитрия Медведева передать Владимиру Путину, что в случае его переизбрания США проявят гибкость в своих подходах к проблематике ПРО. Сдержит ли он слово и в чем эта гибкость проявится?

- Президент Обама в своей речи в Праге в 2009 году ясно заявил о своей приверженности сокращению ядерного оружия, защите ядерных материалов и обеспечению их безопасности во всем мире. Для него это важные приоритеты. Конечно, пока слишком рано говорить, так как выборы состоялись лишь вчера, но я ожидаю, что как только будет сформирована новая администрация, мы изучим новые пути по выполнению повестки президента, и это включает стратегические переговоры с Россией.

В связи со специфическим характером вопроса о ПРО, мы намерены развивать наши возможности противоракетной обороны по всему миру. Я хочу подчеркнуть, что речь идет не только о Европе, но и обо всем мире. Мы должны реагировать на конкретные угрозы. Угрозы, которые мы наблюдаем, в последние три-четыре года усиливались, а не уменьшались. То, что мы хотим разместить, находится в прямой связи с этими угрозами, с которыми мы боремся, и это не имеет отношения к России, российским стратегическим вооружениям, российскому стратегическому арсеналу. К сожалению, мы пока не смогли придти к согласию с Россией по основной концепции ПРО.

Я знаю, я участвовал в новой схеме размещения противоракетной обороны. Я думаю, что многие здесь в России забыли, что администрация Буша имела свой план для Европы, а мы изменили его. Мы изменили его таким образом, чтобы более конкретно бороться с теми угрозами, которые мы видим, и от которых хотим защитить себя, а также наших союзников и партнеров. В первую очередь, это Иран и Северная Корея. Мы сознательно изменили эту программу для этого. Это уже демонстрирует подход президента к ПРО. Я думаю, что в ближайшие месяцы и годы, чем полнее российское правительство и общественность будут осведомлены о том, что мы конкретно делаем, тем меньше Россия будет обеспокоена американской противоракетной обороной.

Я читаю много неверной информации о наших возможностях. В частности, относительно того, на что способны противоракеты SM-3, и на что способна система наземных ракет-перехватчиков. Немногие знают разницу между этими ракетами. И наша задача объяснить, рассказать людям о возможностях этих ракет. Тогда будет понятно, что противоракеты SM-3 не просто не могут сбить российские межконтинентальные баллистические ракеты, но даже не разработаны для того, чтобы сбивать ракеты. Они разработаны, чтобы уничтожать боеголовки. И если вы разберетесь в механизме того, как это работает, то вы поймете, что размещенные в Европе SM-3 разработаны против боеголовок, летящих откуда угодно, только не из России. Этот разговор мы ведем с новым правительством. При новой администрации, мы полагаем, что мы будем сотрудничать с Россией в этой области. Мы очень стремимся к сотрудничеству с Россией. Не знаю, получится ли у нас это достичь, это высокая цель. Но я очень оптимистично настроен, что мы сможем добиться того, чтобы этот вопрос перестал быть камнем преткновения в американо-российских отношениях. Даже если мы не сможем сотрудничать на основе взаимопонимания и работать вместе.

- Все-таки не могли бы Вы прояснить, почему США отказываются дать письменные гарантии России? Может быть, если США дадут такие гарантии письменно, проблема решится?

- Потому что мы не знаем, как угроза в Иране будет развиваться. Это не имеет отношения к России. Мы не можем сдерживать свои военные силы против угрозы. Эта угроза изменчива, она не постоянна. Но если угроза уменьшается, необходимость развертывания, которую мы планировали, может меняться. Президент Обама заявил об этом в своей речи в Праге. Мы должны защищать американский народ, и мы не собираемся ограничивать себя в этом. Думаю, что надо разделять вопросы, касающиеся ограничений и правовых гарантий договоров и другие вопросы, которые касаются прозрачности, сотрудничества, доверия, - те вопросы, которые могут быть решены без подписания договоров. И я думаю, что все больше людей нас понимают и надеюсь, что разногласия будут уменьшаться.

- На Ваш взгляд, вероятен ли воздушный удар по Ирану со стороны США или Израиля в ближайшее время?

Считают ли в Вашингтоне целесообразной новую встречу "шестерки" международных посредников с Ираном, аналогичную той, которая состоялась в Москве прошлым летом?

- Мы находимся в процессе реформирования администрации, так что мне нужно быть осторожным.

Но я хочу сказать, что мы удовлетворены сотрудничеством с Россией по этому вопросу и тем идеям, которые возникали в этой связи.

Сотрудничество по вопросу о введении санкций - это наиболее свежий пример очень тесного взаимодействия, которое у нас было с Россией в рамках "шестерки" по Ирану, и мы считаем это успехом в американо-российских отношениях. Мы поддерживаем деятельность "шестерки". Как неоднократно заявлял президент Обама, все варианты остаются на столе, но мы хотим решить вопросы безопасности дипломатическими методами, и мы рассматриваем Россию в качестве партнера в этом процессе.

- Готовы ли США ужесточить свою позицию в отношении Ирана, в частности, пойти на введение дополнительных санкций?

- Это тот результат, которого мы хотим. У международного сообщества в этом вопросе серьезные проблемы. Как я уже сказал раньше, Россия является основным партнером США в процессе достижения тех результатов, которые мы ищем. Иногда у нас есть разногласия относительно способов достижения этих результатов, и мы верим, что более активное давление на режим поможет нам достичь той цели, которую мы хотим. А что касается давления, я имею в виду санкции, мы считаем, что они имеют эффект и помогают влиять на режим. Еще раз повторю, я не хочу забегать вперед до того, как будет сформирована новая администрация, но если для достижения результата понадобится больше санкций, то мы будем готовы к этому. Но у нас всегда есть два пути - дипломатический путь и путь давления. Оба нацелены на достижение одной и той же цели - отсутствие ядерного оружия у Ирана.

- Ожидаете ли Вы более активного сотрудничества с Россией по иранскому вопросу в ближайшие годы, несмотря на то, что российская позиция по Ирану была достаточно жесткой?

- Это один из наших главных приоритетов. Я могу заверить Вас в этом. Не было ни одной встречи между президентами, включая встречу президента Обамы и президента Путина в Лос-Кабосе в Мексике, или на более низком уровне, где Иран не был бы первой темой, который мы обсуждали. Между Россией и США нет разногласий относительно целей, к которым мы стремимся. Я думаю, что наши позиции очень близки. Но из-за нашей неспособности вести успешный диалог с Ираном, я думаю, что эта задача в ближайшие месяцы станет еще более важной в американо-российских отношениях.

- Республиканцы выступали с критикой в адрес демократов, поскольку, на их взгляд, администрация Обамы занимала недостаточно жесткую позицию по отношению к России, закрывали глаза на нарушения прав человека в стране. Считаете ли Вы такую критику объективной, будет ли избранная администрация Белого дома усиливать критику России по поводу демократии и прав человека, или же она будет занимать не "жесткую", а "мягкую" позицию?

- Для нас не важны определения "жесткие" или "мягкие". Мы просто обозначаем нашу стратегию для достижения желаемых целей.

И, кстати, мы никогда не отклонялись от курса на дружбу с Россией, сближение с Россией всегда было нашей конечной целью. Я лично участвовал в переговорах по новому договору СНВ. Переговоры были очень сложными. Мы занимали "жесткую" позицию, и я лично занимал "жесткую" позицию. Вы можете спросить об этом наших российских партнеров. И они вели себя "жестко". А возглавлявший российскую делегацию господин Антонов - очень "жесткий" переговорщик. Я уважаю такой подход. Эти переговоры были "жесткими", потому что мы пытались понять, что является российскими национальными интересами, а что - американскими. Я участвовал и переговорах по санкциям в отношении Ирана. Они тоже были очень "жесткими". Переговоры по ВТО - тоже очень "жесткие". Иногда люди даже кричали друг на друга. Ваша команда была очень "жесткой" - господин Дворкович, господин Шувалов. Да и наша команда была очень "жесткой". Но без этого, без этой "жесткости", не было бы хорошего результата.

Так что, я думаю, нас надо судить не по "жесткой" или "мягкой" позиции, а по конкретным результатам. Мы были "жесткими" переговорщиками, отстаивавшими национальные интересы США. И мы будем такими на переговорах по Ирану, Северной Корее, Афганистану и так далее.

Что касается вопросов демократии и защиты прав человека, то наша позиция останется неизменной. Мы продолжим поддерживать развитие российского гражданского общества. Мы ясно дали это понять с самого начала "перезагрузки". И мы продолжим эту политику. Мы не будем молчать, когда мы видим нарушения прав человека, и мы хотим сохранить этот курс. Мы называем это двухтрековой дипломатией: сотрудничество с правительством и сотрудничество с гражданским обществом.

- Продолжат ли США и если да, то в какой форме, оказывать содействие демократии, гражданскому обществу в России, правозащитникам, финансировать общественно значимые проекты после закрытия фонда USAID?

- Я бы сказал несколько вещей на этот счет. Во-первых, идея внутренних дел и вмешательства. Я читал, что говорил господин Чуров. Я читал, что говорили в Думе и что говорил МИД. И вы знаете, мы приветствует такого рода взаимодействие. Мы не уклоняемся от этого.

Мы гордимся нашими демократическими традициями. Как я сказал в Спасо-хаусе на приеме прошлой ночью перед большим числом камер, у нас были великолепные демократические, свободные, справедливые выборы, и была серьезная конкуренция. И свидетельством того является тот факт, что господин Ромни согласен со мной. Мы рады участвовать в обсуждении наших внутренних дел в Америке, потому что любое общество должно стремиться к лучшему. Президент Обама в своей речи после избрания удивительно сказал: "Мы стараемся работать для продвижения вперед и совершенствования". Это значит, что мы несовершенны. Он помянул, в частности, о том, что были очереди из желающих проголосовать.

Люди, которые в себе уверены, не боятся критики. Они работают над собой, чтобы достигать различных целей.

Дебаты были очень хорошим опытом для Америки. Опять-таки, как сказал президент в своей речи, такого рода дебаты улучшают нашу политическую систему, в том числе дебаты с иностранцами. Цвет вашего паспорта не должен определять ваши идеи.

Что касается гражданского общества, то, как вы знаете, существует много организаций, фондов - европейских, американских, канадских, по всему миру, которые поддерживают гражданское общество в России, США и других странах. Мы будем искать возможности для продолжения нашей поддержки. Прекращение работы USAID в России было неверным шагом. Мы очень гордимся той работой, которую USAID осуществляла в течение 20 лет, работая как с российским правительством, так и с российскими общественными организациями. К сожалению, мало кто это понимает.

Мы считаем, что это была полезная организация в условиях развития нашего двустороннего сотрудничества. Ее работа была поддержана двусторонней президентской комиссией, которая теперь будет более ограничена. Но мы не поменяли нашей политики , будут новые пути приверженности тем же целям.

- Госдепартамент США одобрил так называемый "список Магнитского", что вызвало крайне резкую реакцию Москвы. Сообщалось, что в Вашингтоне могут расширить этот список за счет, к примеру, лиц, причастных к делу Леонида Развозжаева или панк-группы феминисток. Соответствуют ли эти сообщения действительности?

- Существует фундаментальное недопонимание по поводу этого вопроса. Позвольте мне разъяснить. У нас есть президентский указ, который основывается на наборе норм и который уже на вооружении Госдепартамента. Это случилось при администрации Буша, затем мы усилили эти нормы при президенте Обаме. Я могу отправить вам соответствующую ссылку.

Поэтому госсекретарь, госдепартамент и американское правительство, исполнительная ветвь правительства уже уполномочены президентом Обамой отказывать в выдаче визы отдельным лицам со всего мира, не только из России, если мы пришли к выводу, что они грубо нарушали права человека. И эта схема уже работает.

Между прочим, речь идет о длинном списке (лиц, которым отказывают во въезде в США - ИФ). Существует мнение, что речь идет только о России. Это ложное представление.

Что мы не делаем, так это не публикуем эти списки. На то есть причина. Потому что мы верим в верховенство закона. Вы не имеете права, согласно Конституции США, въехать в мою страну. Это не является вашим правом, согласно Конституции. Это привилегия. Так же, как и привилегия для американцев приехать в Россию. Ваше правительство также решает, кто может, а кто нет приехать в Россию. Между прочим, вы решили, что господин Браудер (глава Фонда Hermitage - ИФ) не может въехать в вашу страну. Так решило правительство России. Это суверенное право каждый страны.

- Россия высказала озабоченность по поводу того, что американские базы останутся в Афганистане и после 2014 года. Будет ли Вашингтон отвечать на это? Ведут ли США переговоры с другими государствами Центральной Азии о размещении своих военных баз?

- Как я уже говорил ранее, я считаю, что это - один из самых серьезных успехов в американо-российских отношениях. Я говорю о развитии Северной распределительной сети. Когда была сформирована наша администрация, 95% наших поставок в Афганистан шли через Пакистан, и только 5% шли через Северную распределительную сеть. Сейчас через нее идет большинство поставок. И это - в наших общих интересах по поддержанию безопасности в Афганистане, особенно тогда, когда у нас были сложности с другими маршрутами поставок. Мы по-прежнему доставляем грузы в Афганистан, но мы и вывозим грузы обратно, потому что президент определил сроки вывода войск из этой страны. Так что нам понадобятся северные маршруты, чтобы вывозить из Афганистана грузы по земле, а также по железной дороге и по воздуху, с использованием транзитных центров, подобных тому, который существует в Манасе. У нас очень хороший диалог с Россией по этому вопросу. Высокопоставленный генерал, который отвечает за эту операцию, был здесь всего 10 дней назад и общался со своими российскими визави. И нам кажется, что у нас общее понимание наших целей.

Идея о том, что мы хотим построить базы в Центральной Азии, чтобы играть большую игру, балансируя между интересами России и Китая, не соответствует действительности. На самом деле, речь идет о конкретных интересах, конкретных угрозах и конкретном сотрудничестве с Россией и другими партнерами в регионе. Это угрозы не только для США, но угрозы которые могут дестабилизировать Россию. И я впечатлен уровнем взаимопонимания, а не уровнем разногласий, который у нас существует по этим вопросам.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости