Москва. 27 декабря. INTERFAX.RU - Отечественному автопрому, видимо, на роду написано соседство с термином "автохлам". Когда-то это были почти синонимы. Времена поменялись, хотя слом стереотипов дается непросто и идет медленно. Потом грянул кризис, и именно утилизация "хлама" наряду с прямой госпомощью вытащили отрасль из трясины. Сейчас, когда рынок пришел в себя и динамично развивается, появилась новая напасть - ВТО. "Хлам" и здесь спешит на помощь - автопрому поможет утилизационный сбор при импорте автотехники. Он же сделает пребывание России в ВТО как минимум не скучным.
Рост рынка и авто
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке в первые два месяца года росли более чем на 20%. Однако затем кривая пошла вниз, и за 11 месяцев рост замедлился до 12% (2,682 млн автомобилей). Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса ожидает по итогам года продажи на уровне 2,9 млн штук по сравнению с 2,6 млн штук в 2011 году.
"Впервые за более чем два года российский автомобильный рынок не растет, и продажи держатся на уроне аналогичного периода прошлого года. Мы не ожидаем быстрого возобновления роста в ближайшее время", - говорил председатель комитета и глава Mazda Motor в РФ Йорг Шрайбер, комментируя продажи автомобилей в России за 11 месяцев.
В пятерку самых продаваемых легковушек за 11 месяцев вошли три модели "АвтоВАЗа", включая новую бюджетную модель Lada Granta, а также Hyundai Solaris и Ford Focus.
Вступление России в ВТО с 23 августа, с одной стороны, должно было помочь иностранным производителям. Пошлины на автомобили снизились с 30% до 25%, а через 7 лет они упадут до 15%. Однако никто из производителей не объявил о снижении цен. Даже если у них и было такое желание, его отбила новая защитная мера, введенная с 1 сентября, через неделю после снижения пошлин.
Размер утилизационного сбора рассчитывается от базового тарифа в 20 тыс. рублей с учетом понижающих или повышающих коэффициентов в зависимости от вида и категории транспортного средства. При этом физические лица, ввозящие легковые автомобили для личного пользования, платят утилизационный сбор в размере 2 тыс. рублей за новый автомобиль и 3 тыс. рублей за автомобиль возрастом до трех лет. Национальные автопроизводители формально освобождаются от уплаты сбора при условии гарантии утилизации автомобилей после завершения сроков эксплуатации.
Импорт автомобилей ожидаемо подскочил в августе перед введением сбора, и столь же ожидаемо упал в сентябре. С октября он вышел на среднемесячный показатель до введения сбора.
Ряд автокомпаний, среди которых и японская Toyota, с 1 сентября повысил розничные цены на автомобили в России.
Страны Европейского союза, а также Украина, подвергли критике новую защитную меру. Украинские автозаводы даже объяснили спад производства введением утильсбора в России - одном из крупнейших рынков сбыта. Украина в ответ ввела свой утилизационный сбор, и сейчас страны ведут переговоры об их взаимном неприменении.
"Европейская сторона заявила, что ее в принципе не волнует, какой будет уровень утилизационного сбора, что это внутреннее дело России. Их волнует соблюдение режима наибольшего благоприятствования, чтобы не было разницы между российскими и иностранными производителями по части утилизационного сбора", - говорил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, комментируя претензии ЕС по утильсбору.
"С того момента, как Россия стала членом ВТО, она делает прямо противоположное тому, что должна была бы делать или что обещала делать. Или мы увидим движение вперед в ближайшие недели, или мы вынуждены будем пойти в ВТО для урегулирования наших претензий. У нас нет другого выбора" - а это уже комментарий еврокомиссара Карела де Гюхта.
Альянс "завез" АвтоВАЗ в Голландию
Крупнейший российский производитель легковых автомобилей "АвтоВАЗ" вслед за новыми моделями получит и новую схему владения.
Акционеры завода, среди которых госкорпорация "Ростехнологии" (в декабре изменила название на "Ростех"), французская Renault и кипрская Troika Dialog Investments Limited зарегистрировали совместное предприятие. Стороны внесли в СП свои пакеты акций "АвтоВАЗа". СП зарегистрировано в Голландии и получило название Alliance Rostec Auto BV.
Стороны несколько месяцев согласовывали окончательные условия сделки и в декабре подписали соглашение об СП по "АвтоВАЗу".
По условиям сделки Renault-Nissan инвестирует в СП 23 млрд рублей и будет иметь 67,13% капитала в совместном предприятии к середине 2014 года (Renault получит 50,1% СП, Nissan - 17,03%, доля "Ростеха" составит 32,87%). После этого СП будет принадлежать 74,5% "АвтоВАЗа".
Совет директоров "АвтоВАЗа" будет расширен до 15 человек с 12 в настоящее время. От Renault-Nissan в него войдут восемь представителей.
Глава "Ростеха" Сергей Чемезов сохранит пост председателя совета директоров "АвтоВАЗа", но будет руководить советом по очереди с главой альянса Renault-Nissan Карлосом Гоном.
"Это уникальная сделка, которая выгодна для всех трех брендов, Renault, Nissan и Lada, и станет новым этапом успешного сотрудничества. Совместное предприятие ускорит наше развитие в России и будет способствовать конкурентоспособности "АвтоВАЗа", - комментировал К.Гон создание СП.
Акционеры завода после заключения сделки по СП привлекли финансирование Внешэкономбанка в размере около 60 млрд рублей на программу развития. Общий объем программы - 177 млрд рублей.
В период кризиса правительство предоставляло автозаводу беспроцентные займы через "Ростех" на общую сумму 75 млрд рублей. Одним из условий создания СП с Renault-Nissan стало продление сроков действия предоставления денежных средств.
Благодаря переоценке беспроцентных займов "Ростеха" "АвтоВАЗ" увеличил чистую прибыль по МСФО в первом полугодии 2012 года в 4,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 27,4 млрд рублей, при этом прибыль от основной деятельности составила всего 700 млн рублей, а доход от дисконтирования беспроцентных займов - 26,7 млрд рублей.
"Правительство оказало помощь "АвтоВАЗу" в размере 75 млрд рублей. Часть долга мы погасили передачей ряда активов. Всего в акции предполагается конвертировать до 40 млрд рублей. Безусловно, задачу возврата оставшихся денежных средств с нас никто не снимал. 25 млрд рублей мы планируем вернуть в 2019 году. Остальное будет возвращено или конвертировано в акции в ближайшие годы", - говорил президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров.
Тольяттинское предприятие рассчитывает к 2020 году собирать автомобили на трех собственных платформах и одной платформе Renault (B0), при этом на платформе B0 будет выпускаться более трети всех автомобилей завода. "АвтоВАЗ" в настоящее время производит автомобили на пяти собственных платформах и одной платформе B0.
Новые модели и дополнительные мощности
Показатели работы "АвтоВАЗа" за 2012 год могут порадовать не всех акционеров завода.
Тольяттинское предприятие по итогам 2012 года может продать в России более 530 тыс. автомобилей, что ниже аналогичного показателя 2011 года в 580 тыс. автомобилей.
Руководитель национального автогиганта в течение года неоднократно заявлял, что снижение продаж - плановое. Компания связывала его с запуском новых моделей в 2012 году, среди которых Lada Largus, Lada Granta с автоматической коробкой передач, электромобиль Lada Ellada, и постепенным выходом на производственные мощности.
"Не секрет, что мы планировали этот спад в силу нескольких причин, потому что закончилась программа утилизации, по которой мы продавали очень серьезную долю автомобилей, это первое, а второе, то, что мы планировали обновление модельного ряда. Традиционно есть период ramp up, когда мы постепенно выходим на объемы. Поэтому у нас будут сниженные объемы продаж", - говорил "Интерфаксу" И.Комаров еще в середине года.
"Ростех" поддержал "АвтоВАЗ" не только деньгами: Сергей Чемезов лично приобрел первый серийный электромобиль, продолжив начатую Владимиром Путиным традицию "персонального маркетинга" для тольяттинского завода.
"Первый электромобиль приобретен мною из этой серии. Автомобиль очень быстрый и маневренный, мой сын десяти лет уже катается на нем за рулем, я сижу рядом - есть опасность для пешеходов из-за бесшумности передвижения", - сообщал С.Чемезов. Цена автомобиля составила 1,25 млн рублей, что значительно выше цены обычных автомобилей Lada.
Занимался "АвтоВАЗ" и продвижением своих автомобилей среди будущих потенциальных покупателей. В середине года компания передала права на использование товарных знаков Kalina, Granta, Largus, Priora для выпуска игрушечных автомобилей. А пока новые клиенты подрастают, "АвтоВАЗ" рассчитывает в 2013 году начать поставлять бюджетные автомобили Lada Granta в специальной версии в Европу.
"Мы будем выходить в более высокие сегменты благодаря Renault-Nissan и собственным разработкам, выход в сегмент С и другие сегменты. С обновленным модельным рядом мы выйдем на рынки стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки ", - рассчитывал И.Комаров.
По оценкам экспертов "Автостата", доля "АвтоВАЗа" на рынке РФ снизится в 2012 году до 19,6% с 23,2% годом ранее.
Доля группы "ГАЗ" на рынке легких коммерческих автомобилей в 2012 году в России также постепенно сокращалась за счет роста поставок конкурентов, продажи за 11 месяцев снизились до 81 тыс. с 81,2 тыс. легких коммерческих автомобилей годом ранее.
Нижегородская компания намерена в следующем году не только приступить к производству нового поколения автомобилей "ГАЗель" - Next, но и начать сборку автомобилей Mercedes-Benz Sprinter в Нижнем Новгороде по контракту с германским концерном Daimler AG.
"Сотрудничество с "ГАЗом" позволит нам сделать большой шаг вперед на перспективном российском рынке коммерческих автомобилей. Для нас Россия - важный и перспективный рынок, который предоставляет нам хорошие возможности для роста", - говорил глава подразделения Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнинвег.
Группа Sollers тоже обратила внимание на сегмент коммерческих автомобилей и в 2012 году перезапустила производство автомобилей Isuzu в Ульяновске. Группа до этого собирала эти автомобили в 2008-2009 годах в ОЭЗ "Алабуга" в Татарстане.
Компания Вадима Швецова в апреле договорилась о создании СП с японской Mazda во Владивостоке. Инвестиции в СП на первом этапе составят $350 млн, мощности - 50 тыс. автомобилей в год. СП рассчитано на выпуск автомобилей Mazda CX-5 и Mazda6. Среди проектов российской группы СП с Mitsui & Co, Ltd по производству автомобилей Toyota. Выпуск начнется в начале 2013 года. Sollers будет реализовать проект в том числе за счет средств ВЭБа в размере 870 млн рублей. Кредит предоставлен в середине года. Банк получил в залог 50% СП.
Sollers кроме выпуска автомобилей "УАЗ", Isuzu и SsangYong на своих заводах, собирает автомобили Ford на СП FordSollers.
Другой крупнейший контрактный производитель автомобилей "Автотор" в ноябре подписал генеральное соглашение с Magna International Europe AG. Представители Минпромторга РФ и Минэкономразвития в 2012 году, как и ранее, внимательно изучали деятельность калининградской компании.
"Автотор" за счет сотрудничества с Magna сможет сохранить льготный режим работы после 2016 года и выпускать дополнительно не менее 250 тыс. автомобилей в год.
В совместных планах "Автотора" и Magna создать до 6 автомобильных заводов и не менее 15 заводов по производству автокомпонентов, которые будут производиться как для собственных нужд, так и для поставок на другие автозаводы. Инвестиции в проект могут достигнуть 100 млрд рублей.
"Автотор" собирает для российского рынка автомобили BMW, Kia, Chevrolet, Opel, Hyundai.
Правительство Москвы в 2012 году не теряло надежд реанимировать работу московского автомобильного завода АМО "ЗиЛ". Москва в мае подписала со Сбербанком (РТС: SBER) соглашение о намерениях по проекту создания производства автомобилей на площадке "ЗиЛа". Стороны создали СП ООО "МосАвтоЗил". Инвестиции планируются в размере 12 млрд рублей. Производство легковых автомобилей может начаться в первом квартале 2013 года.
СП ведет переговоры о производстве автомобилей с Fiat-Chrysler и Renault. Пока "МосАвтоЗиЛу" удалось подписать соглашение о контрактной сборке коммерческой автотехники только с корейской Hyundai.
Одним из вариантов развития "ЗиЛа" является проект по созданию представительских лимузинов для первых лиц государства. Однако эксперты сошлись во мнении, что это проект возможен только с привлечением иностранных автоконцернов.
Новые российские иномарки
General Motors, которая собирает часть автомобилей для российского рынка на мощностях в Санкт-Петербурге и Калининграде, в 2012 году начала производить седан Opel Astra и ряд других моделей. Инвестиции компании в российский рынок до 2018 года оцениваются в около $1 млрд. Компания уже вложила в Россию $500 млн.
"Еще дополнительно в Россию мы инвестируем $1 млрд, увеличим мощности завода в Санкт-Петербурге до 230 тыс. автомобилей в год и мощности СП с "АвтоВАЗом" в Тольятти до 120 тыс.", - сообщал руководитель GM в России Джим Бовензи в августе.
Мощности СП GM и "АвтоВАЗа" могут быть увеличены к 2015 году до 120 тыс. автомобилей в год с 98 тыс. машин в настоящее время. Кроме того, GM намерена начать контрактную сборку своих автомобилей на мощностях группы "ГАЗ" в 2013 году.
У германского концерна Volkswagen не менее амбициозные планы на российском рынке. Компания намерена дополнительно инвестировать в производство легковых автомобилей в Калуге и Нижнем Новгороде в 2013-2015 годах 840 млн евро.
"В настоящее время мы инвестировали около миллиарда евро в российское производство, вложим в ближайшие три года еще 840 млн евро. Значительная часть пойдет на расширение завода в Калуге и производственные проекты в Нижнем Новгороде", - говорил член правления концерна Михаэль Махт.
VW в декабре официально начал выпускать автомобили Skoda Yeti по полному производственному циклу на мощностях группы "ГАЗ" в Нижнем Новгороде. В планах концерна в середине 2013 года также возобновить сборку автомобилей Audi в России.
Французская Renault, помимо сотрудничества с "АвтоВАЗом", на фоне роста российского рынка в 2012 году объявила о расширении производственных мощностей своего завода в Москве до 188 тыс. штук, также увеличила количество выпускаемых моделей за счет крупноузловой сборки кроссоверов Koleos и седанов Latitude. Завод также собирает модели Logan, Sandero, Duster, Fluence.
В планах французского автопроизводителя во второй половине 2013 года на мощностях "АвтоВАЗа" начать выпуск автомобили под своей маркой на платформе B0. Альянс в 2014 году организует производство новых моделей автомобилей альянса в Ижевске.
"Подготовка к запуску (производства автомобилей Renault) началась. Команда Renault оказывает давление на Игоря (Игорь Комаров, президент "АвтоВАЗа" - ИФ), чтобы начать выпуск как можно скорее. В настоящее время большой спрос и очереди на автомобили Lada Largus и Granta. Приоритет за маркой Lada. Проекты Renault пока "сидят на заднем сиденье" по отношению к проектам Lada. Запуск запланирован на вторую половину 2013 года",- сообщал К.Гон журналистам в декабре.
Партнер Renault по альянсу японская компания Nissan на мощностях "АвтоВАЗа" в Тольятти с декабря запустила производство автомобилей Nissan Almera. Модель создана на одной платформе с Lada Largus. Nissan также планирует дополнительно инвестировать 167 млн евро в расширение мощностей завода в Санкт-Петербурге к 2015 году до 100 тыс. автомобилей с 50 тыс. в настоящее время. Японская компания начнет собирать автомобили под брендом Datsun на платформе Lada Kalina в Тольятти на мощностях "АвтоВАЗа" в 2014 году.
ООО "ПСМА Рус" (Калуга, СП французской PSA Peugeot Citroen и японской Mitsubishi Motors) начало выпускать модель Peugeot 408 и Mitsubishi Outlander. Предприятие планирует в 2013 году приступить к выпуску новой модели автомобиля Citroen, в июле - Mitsubishi Pajero Sport.
Не менее активные действия на российском рынке предпринимал в 2012 году, как и годом ранее, итальянский концерн Fiat. Но компания пока не смогла окончательно определиться с месторасположением завода в России.
Инвестиции концерна, который отказался от партнерства с группой Sollers ??? в 2011 году оценивались предварительно в $1,1 млрд. На фоне нестабильной экономической ситуации в Европе, по мнению экспертов, Fiat может не только заморозить планы по проекту в России, как это ранее сделала японская Suzuki Motor, но и совсем отказаться от намерений по созданию автозавода в нашей стране.
Прогнозы - 2013
По мнению экспертов, российский автомобильный рынок в следующем году может превысить 3 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Однако президент группы "ГАЗ" Бо Андерссон сообщал, что авторынок в РФ в 2013 году может и сократиться по сравнению с показателем 2012 года. По его мнению, это особенно касается сегмента легких коммерческих автомобилей.
По оценкам президента "АвтоВАЗа" И.Комарова, значительного роста российского рынка в 2013 году ждать не следует. "Если говорить о перспективе российского рынка, то сейчас мы вышли на стабилизацию продаж, и большого роста рынка ожидать не следует", - отмечал он.
По мнению альянса Renault-Nissan, российский рынок новых автомобилей может вырасти до более 4 млн штук.
"Я думаю, что российский рынок будет продолжать свой рост и перейдет границу в 4 млн автомобилей, став самым крупным рынком Европы. Производители машин (в России) пока не в полной мере используют преимущества локализации и часть автомобильных компонентов импортируют",- говорил глава альянса Renault-Nissan К.Гон. Российский автомобильный рынок в следующем году может вырасти за счет увеличения продаж бюджетных и премиальных марок машин. Автодилеры могут в начале 2013 года продолжить продажи автомобилей со скидками из-за увеличения запасов автомашин в этом году, прогнозировали эксперты.
"Хорошую динамику luxury-сегмент демонстрирует уже не первый год, не исключая и кризисный 2009 год. Рынок luxury-сегмента еще не достиг насыщения. Клиентская аудитория этих автомобилей менее других затронута различными микро- и макроэкономическим факторами. Я полагаю, что luxury-сегмент будет показывать стабильный рост еще в ближайшие годы", - сообщал "Интерфаксу" председатель правления ГК "АвтоСпецЦентр" Александр Спарре.
Цены на автомобили в 2013 году могут продолжить свой рост, в том числе из-за роста издержек производителей и дистрибуторов, а также изменений валютных курсов. Компании уже сообщили о повышении розничных цены в начале 2013 года на автомобили "УАЗ", Opel, Skoda, Citroen, Ford и Chevrolet Niva.
Директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов отмечал, что большинство дилеров в январе-феврале 2013 года продолжат продажи автомобилей со скидками и подарки.
"Уже по многим маркам идут скидки, акции, подарки - это традиционно в декабре. И, скорее всего, эта тенденция продержится в январе-феврале. Все это происходит по-разному у разных марок и даже моделей. За популярными моделями - очередь, а какие-то - не продаются без акций", - говорил автоэксперт.