Талакан. 10 апреля. INTERFAX.RU - "Сургутнефтегаз" во вторник официально ввел в эксплуатацию аэропорт на Талаканском месторождении в Якутии, в строительство которого компания вложила порядка 15 млрд рублей. О том, как новый транспортный узел поможет нефтяной компании в освоении Восточной Сибири и о планах на будущее в эксклюзивном интервью Агентству нефтяной информации рассказал генеральный директор ОАО "Сургутнефтегаз" Владимир Богданов.
- Насколько новый аэропорт может ускорить освоение "Сургутнефтегазом" Талакана и Восточной Сибири в целом?
- В Западной Якутии, где мы с вами сейчас находимся, сосредоточены основные ресурсы нефти и газа региона. При освоении этой новой нефтегазоносной провинции специалистами "Сургутнефтегаза" учитывался весь накопленный многолетний опыт работы в Западной Сибири, включая ошибки. Поэтому с самого начала деятельности в Якутии компания занималась, прежде всего, возведением необходимой инфраструктуры.
До того как приступить к строительству аэропорта, нами был построен ряд инфраструктурных объектов: линии электропередачи, дорога, связавшая Талакан и п.Витим, внутрипромысловые дороги, мосты, проведены работы по углублению фарватера грузового причала в п.Витим, чтобы суда и баржи грузоподъемностью от 1000 до 3000 тонн могли доставлять сюда грузы. Ведь отдаленность производственных объектов в Якутии напрямую влияет на стоимость доставляемых материально-технических ресурсов, фактически удваивая ее - это основная проблема, и мы ее решаем.
Из 8,5 тыс. сотрудников "Сургутнефтегаза" в Восточной Сибири 2,5 тыс. - местные жители. Остальные - вахтовики. Раньше они добирались из Сургута на Талакан 2-3 дня, и это очень выматывало людей. Их перевозили сначала самолетом в Мирный, а оттуда вертолетами на промыслы. В день совершали по 8-9 вертолетных рейсов. С открытием аэропорта ситуация изменилась кардинально - доставка самолетом стала комфортнее, быстрее. Люди не устают, работу начинают совсем с другим настроением и производительность труда повышается.
И для региона большое дело сделали. В Витиме построили детский сад, школу, асфальтировали дороги, появилось долгожданное авиасообщение. Уже этим летом отправим детей прямым рейсом из Талакана в Краснодар, в наш оздоровительный лагерь "Юный нефтяник". Самолетом в любую точку России смогут долететь и жители ближайших территорий - Иркутской области, Красноярского края. Раньше местные уезжали из Якутии на "большую землю", теперь они возвращаются на родину, чтобы здесь жить и работать. Понятно, что и заработок высокий относительно средней полосы, но главное, что создаются нормальные условия для жизни. В целом направление правильное, и хорошо, что люди в Восточную Сибирь возвращаются.
И еще такой момент отмечу - с вводом аэропорта "Талакан" большая территория Восточной Сибири покрылась локацией, которой ранее было недостаточно. Это повысит безопасность полетов, в том числе и международных.
- Каким будет вклад Восточной Сибири в общую добычу "Сургутнефтегаза" в ближайшие годы?
- Сейчас вклад Восточной Сибири в добычу компании примерно 11%. Думаю, что примерно на этом же уровне он сохранится или вырастет до порядка 15%. В 2012 году мы добыли в Якутии более 6 млн тонн нефти, в 2013 году добудем больше 7 млн тонн.
- Тимано-Печора может стать для Сургутнефтгаза таким же перспективным новым регионом, как Якутия?
- Тимано-Печора станет для нас следующим шагом. В настоящий момент у "Сургутнефтегаза" там 3 месторождения и 5 лицензионных участков, где ведутся геологоразведочные работы. Параллельно рассматриваем варианты решения проблем транспорта нефти - на юг по системе "Транснефти" (РТС: TRNF) или на север - на терминал Варандей, принадлежащий "ЛУКОЙЛу" (РТС: LKOH). Окончательного решения еще нет, все будем делать постепенно, с расчетом экономической эффективности.
Пока мы по полной загружены в Восточной Сибири. В Тимано-Печору выйдем не раньше 2017 года. К тому моменту необходимо подтвердить запасы углеводородов региона. Пока запасы "Сургутнефтегаза" в Тимано-Печоре по категории С1 - 33 млн тонн нефти, а для того, чтобы работа была эффективной, нужно около 50-55 млн тонн. Тогда проекты будут показывать положительную экономику, инфраструктура станет окупаемой.
Кстати, в Тимано-Печоре "Сургутнефтегаз" больше всех геологоразведкой занимается, в прошлом году 16 тыс. метров пробурили. Хотя скважины здесь очень дорогие - одна стоит 500 млн рублей (в Восточной Сибири от 150 до 200 млн рублей) - сокращать объемы бурения здесь не намерены.
- И тем не менее, Западная Сибирь остается основным регионом добычи. Как недавно приобретенное Северо-Рогожниковское месторождение (им. Шпильмана) будет способствовать поддержанию добычи в этом регионе?
- Северо-Рогожниковское мы введем ускоренными темпами в 2015 году, наличие инфраструктуры в Западной Сибири позволяет это сделать. Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова подписала распоряжение об ускоренном введении Имилорского (разрабатывает "ЛУКОЙЛ") и Северо-Рогожниковского месторождений. Это, конечно, снимет множество проблем инспектирующе-контролирующего характера и упростит подготовку различной документации.
К сожалению, по-прежнему несовершенство нормативно-законодательной базы задерживает проекты из-за многократных согласований. Бывает, что на экологическую экспертизу уходит 2-3 года, а компания потом за полгода объекты строит. Нонсенс, конечно. Ведь нефтянка - это постоянный поток капвложений, связанных с обустройством месторождений, бурением скважин, вовлечением новых запасов в разработку, с тем, чтобы обеспечить стабильный уровень добычи нефти.
Северо-Рогожниковское, безусловно, недоразведано. Запасы числятся в основном на викуловских отложениях, будем доразведывать нижележащие горизонты. Это, уверен, даст открытие новых запасов. На имеющихся викуловских залежах мы можем добывать на пике 3 млн тонн нефти, а если откроем новые запасы, то есть вероятность довести пиковую добычу до 5 млн тонн. Но пока это прогнозы, дождемся подтверждения данных после ГРР.
- Каковы планы компании по добыче на ближайшие 3 года, 5-ти или 10-ти летие?
- В ближайшее время будем держать планку в 61-62 млн тонн нефти в год. Я не вижу экономического смысла наращивать объемы добычи. У нас много неосвоенных запасов и достаточно финансовых средств, чтобы их постепенно вводить в разработку. Например, в Восточной Сибири "Сургутнефтегаз" планирует ввести 6 месторождений до 2018 года, в Западной Сибири - 23 месторождения. В целом по Западной Сибири у нас открыто 37 месторождений, которые нужно осваивать. Понятно, что нет крупных, это средние и мелкие участки, но они вблизи развитой инфраструктуры и дадут свой эффект. Работаем везде в плановом порядке.
Годовой объем в 61-62 млн тонн нефти мы готовы держать вплоть до 2030 года. Я считаю, что нужно рационально использовать природные ресурсы. Можно добывать больше, но нам интереснее эксплуатировать месторождение десятилетиями, постоянно вводя новые технологии, повышая коэффициент нефтеотдачи, чем извлечь из недр единовременно весь потенциал. Чем больше лет работает месторождение, тем дольше сохраняет свою стабильность, достигается более высокий коэффициент нефтеотдачи.
Так что политика "Сургутнефтегаза" не меняется, мы за стабильность добычи. Надо думать о том, что будет с компанией через 10-15 лет. Люди должны быть уверены в будущем.
- А как Вы оцениваете - насколько кратно могут вырасти инвестиции компании в ближайшие годы из-за того, что добыча нефти становится все более капиталоемкой?
- Капвложения растут пропорционально тому, какие запасы вводятся. Если речь идет об экспериментально-опытных работах, например с низкопроницаемыми - автоматически капвложения вырастают в 2 раза. "Сургутнефтегаз" будет оценивать необходимость введения новых и сложных запасов в зависимости от того, какие решения будут приняты или не приняты правительством.
Пока могу сказать, что капвложения компании в ближайшие 3 года сохранятся на текущем уровне. Так, в 2012 году общие инвестиции "Сургутнефтегаза" составили 185 млрд рублей, из которых 160 млрд рублей были направлены в разведку и добычу. На этом же уровне отработаем 2013 год, если не будет никаких опасных инфляционных процессов, падения цен на нефть и если не изменится кардинальным образом налоговая политика в нефтяной отрасли.
Вы правильно отметили - отрасль у нас капиталоемкая. То, что мы вкладываем сегодня, даст отдачу через 4-5 лет, но должна быть уверенность в стабильности налогового режима, без этого невозможно просчитать экономику любого проекта. Бизнесу нужны гарантии окупаемости и прибыльности, а постоянные изменения законодательства затягивают реализацию многих проектов, а порой, из-за непредсказуемости правил игры, в долгосрочной перспективе может привести к убыточности.
Пока российские нефтяные компании вынуждены вкладывать все больше средств в добычу нефти и переработку, а налоговая нагрузка на отрасль при этом не уменьшается. Я уверен, налоги нефтяников пора снижать. Может наступить такой момент, когда доля рентабельных запасов серьезно сократится и добыча упадет. А стране нужна стабильная добыча нефти.
У "Сургутнефтегаза" есть потенциал роста на имеющихся активах, мы нарабатываем новый технологический опыт (например, первые в стране начали разработку баженовской свиты). Однако, повторюсь, пока нет дополнительных налоговых стимулов, наращивать добычу компании я смысла не вижу.
- А Вы за какие налоговые изменения в нефтянке?
Конечно, надо перейти на налоговую систему НДД. Хотя бы по новым месторождениям. Есть еще много возможных вариантов. В США почему растет добыча сланцевых нефти и газа? Потому что они налоги значительно сократили, и у компаний есть возможность максимально наращивать вложения. А когда энергоресурсы дешевые, это дает конкурентные преимущества другим отраслям и начинается общий рост экономики.
- Все НК активизировались в изучении новых для российской нефтянки проектов - сланцы, шельф, зарубежные активы и т. д. В чем "Сургутнефтегаз" видит для себя задел на будущее?
Этот как раз то, с чего мы с вами начинали - Восточная Сибирь. Коэффициент успешности разведочного бурения здесь 93%, а Западной Сибири - 70%. Это говорит о том, что Восточно-Сибирская провинция имеет большие запасы, которые рано или поздно будут востребованы, потому что в реальности сейчас ничего другого нет. Я не думаю, что на шельфе будет открытий кратно больше, чем в Восточной Сибири.
- Планирует ли "Сургутнефтегаз" в этом году менять дивидендную политику?
- Нет, не будем. И на ближайшие годы мы эту дивидендную политику (порядка 20% от чистой прибыли) сохраним.
- Вскоре ожидается публикация МСФО "Сургутнефтегаза - как много нового откроет компания для инвестсообщества?
- Да, скоро опубликуем. Но информация в отчете по МСФО мало в чем будет отличаться от данных по РСБУ. Потому что единый центр прибыли - "Сургутнефтегаз", и у нас все четко и понятно.