Москва. 30 апреля. INTERFAX.RU - В преддверии сезона природных пожаров глава департамента надзорной деятельности МЧС России Юрий Дешевых рассказал корреспонденту "Интерфакса" Дмитрию Векличуо том, как спасательное ведомство готовится противостоять стихии.
- Юрий Иванович, впереди лето, наиболее опасный сезон с точки зрения угрозы природных пожаров. Известно, что лучшее средство защиты – это профилактика. Расскажите, как МЧС готовится к летнему сезону?
Природные пожары, охватившие центральную Россию летом 2010 года, стали серьезным испытанием для всей системы межведомственного взаимодействия в экстремальных ситуациях. С одной стороны: система сработала относительно эффективно, и страшных трагических последствий удалось избежать, с другой – мы увидели ее «болевые точки», поняли, какие вопросы еще нуждаются в проработке. Из той ситуации мы сделали серьезные выводы и на их основе внесли в программу профилактики и борьбы с лесоторфяными пожарами ряд корректировок, которые позволят избежать повторения такого разгула стихии в дальнейшем.
Первые элементы этой работы мы опробовали в 2011 году и получили положительный результат. Удалось не допустить перехода огня на лесные поселки и уберечь от огня тысячи населенных пунктов, расположенных в пожароопасной зоне. Тем не менее, мы решили не останавливаться на достигнутом и годом позднее еще более усовершенствовали нашу методику. Поэтому на сегодняшний день в преддверии очередного пожароопасного сезона мы работаем, уже используя тот опыт, который накопили в предыдущие годы.
В первую очередь мы улучшили законодательную базу. Четко определили сферы ответственности различных федеральных органов власти за тушение лесных пожаров, обязанности региональных и местных властей. Подготовили инструкции: кто чем занимается, для того чтобы избежать трагических последствий, если природный пожар выйдет из под контроля.
Изменения коснулись и профилактической работы. На сегодняшний день в рамках операции по подготовке к летнему пожароопасному периоду мы взяли на учет около 8 тыс. населенных пунктов и около 4 тыс. садоводческих участков, которые потенциально подвержены угрозе лесоторфяных пожаров. Инспекторам пожарного надзора предстоит проверить, насколько хорошо местные власти подготовили эти населенные пункты к опасному сезону. При этом контроль будет выборочным, с учетом климатических условий, которые характерны для той или иной местности. К тому же в непосредственной близости от лесов расположено множество социально-значимых построек и объектов критически важных для национальной безопасности, их нам тоже предстоит проверить. Всего на сегодняшний день инспектора побывали в более чем 2 тыс. населенных пунктов, а также осмотрели порядка тысячи садоводческих хозяйств. Проверено свыше 1 тыс. социально значимых объектов.
В ходе проверок мы, прежде всего, смотрим на наличие средств пожаротушения. Например, имеются ли вблизи объекта источники противопожарного водоснабжения: специальный водоем или наружный водопровод. Требования варьируются в зависимости от множества факторов. Так если для населенного пункта, в котором проживает свыше 50 человек, требуется противопожарный водоем, то для критически важного объекта нужна уже современная система пожаротушения с соответствующими насосами и достаточным количеством воды.
- Насколько добросовестно регионы готовятся противостоять природным пожарам? Каковы первые результаты проверок? Какие субъекты можно отнести к числу отстающих?
В целом работа на местах ведется эффективно и достаточно быстрыми темпами. Власти на местах, чаще всего, осознают ответственность и стараются своевременно вести подготовительную работу, выполнять предписания Госпожнадзора. В бюджетах большинства регионов уже зарезервированы средства на подготовку к пожароопасному сезону, заключены договора с соответствующими организациями, располагающими необходимой техников. То есть подготовка в разгаре.
Однако некоторые субъекты по тем или иным причинам пока подготовились хуже других. Достаточно сказать, что в Северо-Западном федеральном округе не готовыми признано 54% населенных пунктов, в Дальне-Восточном - 40%, в Приволжском – 37%. По отдельным регионам худшие показатели готовности пока у Башкирии, Ненецкого автономного округа, Псковской, Нижегородской, Самарской, Ленинградской и Оренбургской областей. Тем не менее, у них еще есть время исправить недочеты. Так во многих регионах еще лежит снег, да и крайние сроки еще не подошли. Надеемся, что подготовительная работа в большинстве регионов будет завершена в первой половине мая, а на севере страны - к концу месяца.
Нередко в ходе проверок мы сталкиваемся и с недобросовестностью отдельных руководителей, а также граждан на местах. Только в преддверии нынешнего пожароопасного сезона по результатам проверок к административной ответственности пришлось привлечь свыше 200 юридических лиц, среди которых 87 – это органы местного самоуправления, а также 756 должностных лиц, в том числе 284 местных чиновника.
Штрафуем и отдельных граждан, которые безответственно относятся к лесопожарной безопасности. В этом сезоне их число уже превысило 400 человек.
- Каковы прогнозы? Стоит ли ждать жителям Центральной России или других регионов повторения смога, окутавшего столицу летом 2010 года? Что должны предпринять сами жители во избежании этого?
В 2010 году была зафиксирована уникальная природная аномалия. В течение двух месяцев практически не выпадали осадки. Сильная засуха и нетипичная для центра России жара привели к резкому росту пожарной опасности в лесах, огонь пошел и по залежам торфяников, что еще больше осложнило ситуацию. Что касается нынешнего лета, то аномально жарким стать оно не должно. Мы постоянно находимся на связи с Гидрометцентром. Синоптики, заверяют нас, что летом в основном погода будет близка к среднестатистическим показателям. Жителям столичного региона повторения смога опасаться не стоит. Ни серьезных лесных, ни торфяных пожаров на подступах к Москве не прогнозируется. Не говоря уже о том, что в этом году мы гораздо лучше подготовлены, чем три года назад.
Тем не менее, есть ряд регионов, которые вызывают у нас обеспокоенность. Предстоящим летом ожидается превышение среднестатистических температур в Магаданской области, Ханты-Мансийском автономном округе, а также Калининградской, Мурманской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Липецкой, Астраханской, Волгоградской областях, а также Пермском и Краснодарском краях и Карачаево-Черкесии.
Конечно, эта угроза несравнима с той, что мы столкнулись в 2010 году, но пренебрегать ею не стоит. Поэтому с учетом такого прогноза мы строим планы реагирования и уже подготовили алгоритм действий, которому должны следовать все звенья системы межведомственного взаимодействия, чтобы избежать трагических последствий.
К тому же в этом году мы развернули масштабную пропагандистскую работу среди населения. На конкретных примерах показываем, объясняем что делать в лесах можно, что нельзя. Рассказываем, почему вреда от сжигания травы больше чем пользы, чем может обернуться обыкновенное разведение костров и курение на природе в особенно жаркие дни. Люди должны руководствоваться не страхом перед штрафом или иным наказанием, а осознавать какой урон они могут нанести необдуманными действиями в лесу себе и своим близким.
Одновременно мы проводим занятия по правилам поведения в экстремальных ситуациях с жителями населенных пунктов, расположенных в пожароопасной зоне, чтобы в случае пожара они не растерялись, а четко знали как действовать до прибытия пожарных, чтобы сохранить здоровье.
- Какие современные технологии использует МЧС России для борьбы с природными пожарами? Применяется ли робототехника?
Применение высоких технологий значительно повышает эффективность нашей работы. Несмотря на немалую стоимость на современном этапе было бы неверно пренебрегать ими. На сегодняшний день мы входим в число стран, наиболее активно использующих космические разработки в профилактике природных пожаров.
Нами хорошо отработана технология космического мониторинга очагов возгорания, находящихся еще в зачаточном состоянии. Как только мы получаем данные со спутника о возникновении новой термоточки мы имеем возможность незамедлительно проинформировать органы местного самоуправления. Ведь они не всегда располагают оперативными сведениями, особенно, если регион большой и большую его часть занимает непроходимая тайга. А ведь территория страны большая и за каждым гектаром сотрудника Рослесхоза не поставишь. Таким образом, от своевременного информирования зависит очень многое. Благодаря этой системе почти 70% возникающих природных пожаров тушатся в день обнаружения, пока они не разгорелись.
Кроме того, нашими конструкторами одними из первых в мире создан уникальный робототехнический комплекс, который позволяет удаленно тушить лесоторфяные пожары, без риска для жизни огнеборцев. Пусть пока число этих комплексов не так существенно, а стоимость их высока. Тем не менее, мы используем их для тушения критически важных объектов. И они неоднократно показывали свою эффективность как в 2011, так и в 2012 годах.
Хотелось бы отметить и тот факт, что проблема природных пожаров актуальна не только для нашей страны. Мы внимательно следим за аналогичными возгораниями в Европе, Китае, других странах. С учетом этого наш опыт часто бывает востребован зарубежными коллегами, и мы всегда откликаемся, всегда оказываем помощь.
- Почти два года прошло после начала массового создания в России добровольных пожарных дружин. Какова численность этих подразделений на сегодняшний день? Планируется ли ее наращивать? Насколько эффективно они справляются с возложенными на них задачами?
На сегодня могу сказать одно: инициатива по созданию таких дружин на деле доказала свою эффективность. Уровень профессионализма добровольцев я оцениваю достаточно высоко. Большинство из тех природных пожаров, что удается ликвидировать в день обнаружения – заслуга волонтеров и тех граждан, что проживают в непосредственной близости от очага возгорания.
Когда мы создавали добровольную пожарную охрану, не ожидали, что люди окажутся настолько неравнодушными и инициативными. Надо сказать, что еще до принятия соответствующего закона в нашей стране уже насчитывалось более 80 тыс. добровольных пожарных. Однако появление законодательной базы послужило толчком к развитию этого движения, и за два года численность добровольцев выросла в десять раз. На сегодняшний день количество изъявивших желание стать добровольным пожарным составляет около 800 тыс. человек. Конечно, не все из них готовы участвовать в тушении пожаров. Часть из них уже только учится. Тем не менее, уже сегодня мы вышли на советские показатели, когда количество пожаров, потушенных добровольцами, в целом по стране приближалось к 15%. А ведь тогда на пропаганду и развитие добровольческого пожарного движения выделялись гораздо большие средства, чем сейчас. Думаю, что и на этом мы останавливаться не станем, а будем развиваться дальше.