Москва. 25 октября. INTERFAX.RU - Совладельцам Tele2 Russia - ВТБ и структурам Юрия Ковальчука - придется еще некоторое время подождать появления у оператора возможности строить собственные сети LTE. Принципиальное решение о технейтральности частотного диапазона 1800 МГц, в котором заинтересован Tele2, очевидно, принято, но его оформление задерживается - продолжаются дискуссии по вопросу об обязательствах технейтральных операторов по покрытию территорий.
LTE-1800 будет, но...
Разрешение на LTE-1800 имеет критическое значение для четвертого по количеству абонентов в России мобильного оператора. При шведском акционере Tele2 Russia так и не смогла добиться от российского регулятора технейтральности. Ранее представители Минкомсвязи и компаний "большой тройки" при обсуждении этого вопроса высказывали опасение, что запуск беспроводного интернета LTE в GSM-диапазоне повредит качеству услуг голосовой связи. При этом тестирования, проводившиеся с участием государственного НИИ радио, демонстрировали, что обе технологии вполне могут уживаться в одном диапазоне.
Весной шведы из Tele2 AB продали ВТБ свой российский бизнес, а в сентябре глава госбанка Андрей Костин написал президенту РФ Владимиру Путину письмо, в котором попросил разрешить технологическую нейтральность 1800-го диапазона. Президент вынес резолюцию "рассмотреть и поддержать", сообщала газета "Ведомости". На тот момент ВТБ был единственным владельцем Tele2. На прошлой неделе банк закрыл сделку по продаже 50% оператора консорциуму инвесторов во главе с банком "Россия" Ковальчука.
"Технейтральность в диапазоне 1800 МГц будет, сомнений никаких нет", - заявил глава Минкомсвязи Николай Никифоров на заседании Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) в четверг. "Это достижение, потому что если мы вспомним несколько предыдущих заседаний, то каждый раз приводились доводы о необходимости дополнительных исследований, хотя было достаточно очевидно, что мировой опыт уже неоднократно показал необходимость и перспективность LTE в диапазоне 1800", - отметил министр.
…С обременениями?
Поддерживая технейтральность, Минкомсвязи одновременно хочет сделать ее одним из инструментов борьбы с "цифровым неравенством", для чего предлагает ввести обязательства по покрытию территорий. Однако вариант обременения LTE-1800 обязательствами по развертыванию сетей в пунктах с населением от 500 человек ГКРЧ не согласовала еще на стадии предварительных консультаций.
В четверг Минкомсвязи предложило новую схему: распространить обязательства по покрытию территорий на другие частотные диапазоны, при этом подняв минимальную планку до пунктов с 1 тыс. человек. Задачу интернетизациии пунктов 500+ министерство теперь намерено возложить на фиксированных операторов, обеспечив софинансирование этого проекта из фонда универсального обслуживания и за счет институтов развития.
Впрочем, эта схема также не окончательная и может измениться в ходе дальнейшего обсуждения, предупредил глава Минкомсвязи.
Министерство предложило перенести обсуждение вопросов о технейтральности и сопутствующих обременениях на следующее заседание ГКРЧ - его дата пока не назначена.
В поисках вариантов
Прошедшее заседание состоялось после того, как дважды было перенесено - сначала с 15 на 18 октября, а потом на этот четверг. Дискуссию вызвали именно планы по обременению технейтральности, сообщали "Интерфаксу" знакомые с ситуацией источники. В первоначальном варианте повестки заседания ГКРЧ (имеется в распоряжении "Интерфакса") обременение было сформулировано следующим образом: операторы должны в течение 3 лет обеспечить покрытие LTE всех населенных пунктов с населением от 10 тыс. человек в том регионе, где разворачивается LTE-сеть на условиях технейтральности.
После согласительного совещания ГКРЧ 10 октября требование было изменено, и на заседание госкомиссии вынесли более жесткую схему: по ней операторы обязаны в течение 5 лет запустить LTE на всей своей лицензионной территории независимо от того, в каких регионах они решили развернуть LTE-сети на GSM-частотах. В первый год после запуска LTE операторы должны покрыть 25% лицензионной территории, во второй - довести покрытие до 45%, в третий - до 65%, в четвертый - до 80%, говорилось в обновленном проекте решения ГКРЧ.
Ряд ведомств раскритиковали это предложение, указав на то, что оно фактически означает изменение условий лицензий операторов, на что у ГКРЧ полномочий нет. Это может быть предметом оспаривания в суде, отметил в ходе заседания комиссии в четверг глава Роскомнадзора Александр Жаров. Полномочий ГКРЧ для принятия такого рода решений "предостаточно", парировал советник главы Минкомсвязи Денис Свердлов. Закон "О связи" дает ГКРЧ исключительные полномочия, отметил он.
Обременение только для LTE-1800 поставило бы таких операторов в неравные условия с игроками, владеющими частотами в других диапазонах, заявил в четверг замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Поэтому нужно вводить технейтральность и для частот GSM-900, добавил он.
Тестирование 3G на частотах 900 МГц в настоящее время завершается, к следующему заседанию ГКРЧ его результаты будут готовы, заверил участников заседания представитель НИИ радио Игорь Гурьянов.
Обязательства для всех
Обязательство по покрытию городов 500+ делает бизнес-кейс LTE-1800 глубоко убыточным и, следовательно, бессмысленным, говорил "Интерфаксу" менеджер одного из мобильных операторов.
"Не пойдут операторы в LTE-1800 на таких условиях. Для них это барьер", - заявил в четверг Голомолзин.
Новый вариант Минкомсвязи, озвученный Никифоровым в четверг, оказался комплексным и более мягким с точки зрения требований. "В силу того, что разные диапазоны радиочастот имеют разные капзатраты с точки зрения строительства сетей, очевидно, что общее решение должно учитывать этот аспект", - отметил министр.
Глава Минкомсвязи подчеркнул, что речь идет об обременениях применительно к новым частотам, которые выдаются операторам, а также к частотам, на которые продлеваются разрешения или меняются условия их использования (как в случае с технейтральностью).
"Текущий вариант, который сейчас обсуждается Минкомсвязи, предусматривает, что все новые принимаемые решения в части выделения частот, продления срока использования, каких-то модификаций (условий использования частот. - ИФ) должны облагаться обременением", - сказал Никифоров. В этом случае операторы, запускающие сети на частотах менее 1 ГГц (например, 3G на 900 МГц или LTE на 800 МГц), будут обязаны за пять лет покрыть все города и деревни с населением более 1 тыс. человек. В диапазоне от 1 до 2 ГГц (в том числе и LTE-1800) операторы должны будут покрыть все населенные пункты с числом жителей более 2 тыс. Для частот свыше 2 ГГц (к ним относятся 3G-частоты 2,1 ГГц и LTE-частоты 2,5 - 2,7 ГГц) обязательство сформулировано следующим образом: операторы должны покрыть населенные пункты с 10 тыс. и более человек.
Из слов Никифорова следует, что обременения будут выставляться не только в случае технейтральности, а при любых новых решениях в отношении радиочастот.
Министр добавил, что в настоящее время проводятся расчеты капзатрат операторов, а также изучается вопрос о гармонизации этих требований с существующими лицензионными условиями. В частности, лицензии на LTE, выданные четырем операторам в 2012 г., предусматривают покрытие населенных пунктов только с 50 тыс. жителей и более.
Представители Tele2, операторов "большой тройки" и ОАО "Ростелеком" комментировать эту схему отказались.
500+ для "Ростелекома"
"Задача по населенным пунктам более 500 человек остается актуальной, мы планируем ее решать в рамках реформы универсальной услуги", - подчеркнул министр. Реализовывать ее предстоит фиксированным операторам с помощью средств фонда универсального обслуживания. Мобильные операторы смогут воспользоваться построенной фиксированными коллегами инфраструктурой, чтобы выполнить собственные обязательства по покрытию территорий.
"Решение по покрытию населенных пунктов мы должны привязывать к расходованию средств фонда универсального обслуживания для обеспечения базовой инфраструктуры", - отметил Н. Никифоров. Мобильные операторы в этой схеме смогут сократить свои расходы на магистральную инфраструктуру, пояснил он. "Это должна быть услуга под ключ. Приходишь в населенный пункт и получаешь необходимую базовую инфраструктуру", - отметил глава Минкомсвязи.
По замыслу министерства, фонд универсального обслуживания, в который все российские операторы ежегодно перечисляют 1,2% выручки, должен стать "серьезным источником для базовой инфраструктуры связи". В настоящее время средства фонда (около 15 млрд рублей в год) расходуются только на установку таксофонов и пунктов коллективного доступа в интернет (ПКД). Оператором универсальных услуг в большинстве регионов является "Ростелеком".
"Очевидно, что таксофоны и ПКД не могут быть единственным направлением расходования этих средств", - заявил Никифоров.
По его словам, если схема реформирования универсальных услуг будет одобрена, средства фонда пойдут на строительство фиксированными операторами оптоволоконных линий связи до каждого населенного пункта в категории 500+. При этом с универсальными операторами планируется заключать долгосрочные, на 10 лет, контракты (сейчас договоры заключаются на один год). В случае заключения таких контрактов финансирование операторам также готовы представить институты развития (такие как ВЭБ). В этом случае оператор получит средства, предусмотренные 10-летним контрактом, от института развития в течение 2 - 3 лет, отметил Н. Никифоров.
Как пояснили "Интерфаксу" в "Ростелекоме", речь идет о проекте, представленном на встрече с президентом РФ 12 сентября. "Ростелеком" готов обеспечить прокладку волоконно-оптических линий и организацию "последней мили" с помощью беспроводных технологий (например Wi-Fi) в малых населенных пунктах. "Проект планово убыточный, поэтому предусматривает софинансирование со стороны государства (в частности, фонда универсального обслуживания)", - отметил представитель "Ростелекома". Окончательного решения по проекту пока нет, добавил он.