Москва. 18 ноября. INTERFAX.RU – Нынешний чемпионат после победы Феттеля в Индии лишился спортивной составляющей: в истории останутся только имена Себастьяна и Red Bull, и вряд ли кто-то будет через 100 лет вспоминать фамилию вице-чемпиона мира.
Тем не менее определенная интрига осталась, но она носит, скорее, коммерческий характер: Mercedes, Ferrari и Lotus продолжают борьбу за второе место в Кубке конструкторов. Это важно в условиях нестабильной финансовой ситуации в мире, что не обошло стороной и "Формулу-1". По итогам чемпионата держатель коммерческих прав будет распределять между командами часть доходов от продажи телетрансляций и рекламы. Точные суммы станут известны позднее, но, например, Red Bull получит около $100 млн, что немало даже по меркам "королевских гонок". Перед стартом Гран-при второе место занимал Mercedes, который опередил "скудерию" две гонки назад. И в США немецкая команда сделала еще один маленький шаг к серебру в зачете производителей.
Вопрос о победителе гонки в Остине особо и не стоял. Одержать победу Феттелю могли помешать разве что технические проблемы, но их не возникло. И описание гонки Себастьяна можно уложить в несколько слов: поул в субботу, победа в воскресенье. У немца не возникло никаких проблем: он спокойно удерживал комфортное преимущество, все, что оставалось сообщать по радио гоночному инженеру Феттеля, - это многочисленные просьбы не гнать всю катушку, чтобы поберечь машину.
Себ регулярно говорит, что его не сильно интересуют какие-либо рекорды: перед стартом его спросили, как он относится к тому, что в случае победы побьет рекорд Шумахера по числу побед подряд, на что гонщик суеверно попросил задать этот вопрос после финиша, сказав, что об этом не думает. В гонке новоиспеченный четырехкратный чемпион в очередной доказал, что статистика его очень и очень интересует: прислушавшись к просьбам команды, он чуть сбросил ход, стабилизировав отрыв от преследователей, но, как только узнал, что время лучшего круга принадлежит не ему, за два круга до финиша он взвинтил темп и побил время, записав свое имя в таблице рекордов.
Вторым гонку закончил Ромен Грожан: француз будто расправил крылья, когда стало ясно, что Кими Райкконен уходит в конце сезона в Ferrari. В этом году у новоиспеченного лидера команды из Энстоуна уже шесть подиумов, но при нынешней форме Red Bull до победы он пока дотянуться не может. Зато смог опередить второго пилота "красных быков" Марка Уэббера. Австралиец заканчивает карьеру в Ф1 и переходит со следующего сезона в Porsche, где будет выступать в гонках на выносливость и, в частности, в знаменитом Ле-Мане. Поэтому перед уходом очень хочет одержать еще одну победу. Хочет, но не может. Квалифицировавшись вторым в субботу, на старте он пропустил вперед и Грожана, и Льюиса Хэмилтона на Mercedes. И, если британца он сумел опередить, а француза даже догнать, опередить Lotus темпа уже не хватило. В итоге третье место.
Четвертым клетчатый флаг увидел Хэмилтон, за ним финишировал Алонсо, обеспечивший себе очередной титул вице-чемпиона. Все вкупе с девятым местом второго пилота Нико Росберга позволило мерседесовцам увеличить отрыв от Ferrari с 11 до 15 очков. И в Бразилии, где гонка пройдет уже в эти выходные, только чудо сможет позволить команде из Маранелло вернуть себе вторую строчку в Кубке конструкторов.
В то же время все больше оборотов набирают истории с контрактами пилотов на следующий год. Перед гонкой в Остине стало известно, что McLaren решил не продлевать контракт с Серхио Пересом: в следующем году его место займет выходец из программы поддержки молодых пилотов британской команды Кевин Магнуссен. Теперь мексиканец вынужден искать место в какой-то другой команде. И мест таких все меньше. Пастор Мальдонадо объявил, что уходит из Williams, так как его не устраивают результаты команды. На его место сразу же взяли Фелипе Массу. Куда собрался Мальдонадо, пока не очень ясно, зато известно, что вслед за венесуэльцем контракт с Williams расторгла и государственная нефтяная компания этой страны, поддерживавшая его. Среди вариантов называется Lotus. Команда из Энстоуна испытывает серьезные финансовые проблемы: Кими Райкконен был вынужден через прессу в начале осени сообщить, что не получил ни цента в этом году. На момент заявления долг перед ним, как поговаривают в паддоке, составлял $10 млн, а сейчас вырос до $15 млн. Перед гонкой в Абу-Даби финн даже намекнул, что вообще приезжать не хотел, но после переговоров и соглашения о порядке выплаты долга сменил гнев на милость и вышел на старт гонки, в которой, правда, проехал пару сотен метров, повредив машину в столкновении с другим пилотом. А в начале недели Кими объявил, что не сможет выступить в двух последних гонках по медицинским показателям. Известно, что у чемпиона мира 2007 года старая травма спины, и в этом году в Сингапуре у него случился рецидив, который вынудил его выступать на обезболивающих уколах. Изначально речь об оперативном вмешательстве не шла: медики обещали поправить финну здоровье в межсезонье, но внезапно Кими сообщил, что в четверг ему уже предстоит операция. Теперь его ждет реабилитация сроком 4 - 6 недель, а затем восстановительный период. Решение Райкконена в целом понятно: к следующему сезону стартующему в марте, ему нужно быть во всеоружии, поэтому здоровьем он решил заняться пораньше.
Перед Lotus встал вопрос, кем заменить опытного и очень стабильного финна. Команда составила список из семи претендентов, куда вошел даже Михаэль Шумахер. Но первым в списке был не он, а Нико Хюлькенберг, выступающий в Sauber. Он считается одним из претендентов на место Райкконена в Lotus в 2014 году. Более того, в его нынешней команде ему тоже задерживают зарплату, что формально освобождает его от обязательств. Нико даже успел посетить базу Lotus в Энстоуне, но после этого, по некоторым данным, на его счет сразу упали все деньги, что ему были должны. Это заставило немца отказаться от предложения. После этого команда обратилась к Шумахеру, который предложение отверг сразу же. А затем вспомнили про бывшего пилота "конюшни" Хейкки Ковалайнена, который выступал за нее еще в те времена, когда она носила имя Renault. В этом году финн, проведший два прошлых сезона в Caterham, также остался без контракта действующего пилота, но вскоре вернулся в стан своей команды в статусе третьего пилота. В этом году он дважды выезжал во время пятничных тренировок. Именно опыт езды в этом сезоне и стал решающим: бывший работодатель пригласил Хейкки на две гонки, и Caterham временно отпустила своего гонщика. В Остине финн начал за здравие, став седьмым в квалификации на незнакомой машине, но в гонке моментально вылетел из очковой десятки, проиграв старт всем, кому только мог. Финишировал он лишь 14-м и фактически не выполнил задачи по набору очков для Lotus, которая имеет шансы на второе место в Кубке конструкторов. В борьбе за деньги отдуваться пришлось одному Грожану, завоевавшему блестящее второе место.
Несмотря на проблемы с бюджетом, место в Lotus – это одна из самых привлекательных вакансий на следующий сезон. Сама команда хочет заполучить сильного Хюлькенберга, пока не имеющего контракта на 2014 г. Немец и сам не против выступать за коллектив из Энстоуна, но, по слухам, вопрос о гонщике будет зависеть от крупного контракта, который пытается заключить команда с малоизвестной инвестиционной компанией, обещающей решить финансовые проблемы "конюшни". Переговоры длятся уже несколько месяцев, и пока подписи не поставлены. В случае если сделка сорвется, Lotus очень понадобятся деньги, которые может принести освободившийся Пастор Мальдонадо, поддерживающие его венесуэльские нефтяники могут принести около $40 млн. Ближайшие несколько недель обещают много кадровых новостей в паддоке.
Личный зачет после 18-го этапа:
1. С. Феттель (Red Bull) — 372
2. Ф. Алонсо (Ferrari) – 227
3. Л. Хэмилтон (Mercedes) — 187
4. К. Райкконен (Lotus) — 183
5. М. Уэббер (Red Bull) — 181
6. Н. Росберг (Mercedes) — 161
7. Р. Грожан (Lotus) — 132
8. Ф. Масса (Ferrari) — 106
9. Д. Баттон (McLaren) — 61
10. П. ди Реста (Force India) — 48
11. Н. Хюлькенберг (Sauber) — 47
12. С. Перес (McLaren) — 41
13. А. Сутил (Force India) — 29
14. Д. Риккьярдо (Toro Rosso) — 19
15. Ж.-Э. Вернь (Toro Rosso) — 13
16. Э. Гуттьерес (Sauber) — 6
17. В.Боттас (Williams) – 4
18. П. Мальдонадо (Williams) — 1.
Кубок конструкторов
1. Red Bull —553
2. Mercedes — 348
3. Ferrari — 333
4. Lotus — 315
5. McLaren — 102
6. Force India — 77
7. Sauber — 53
8. Toro Rosso — 32
9. Williams — 5.
Обозреватель Илья Морозов