Москва. 20 января. INTERFAX.RU - Кредитование крупнейших компаний в России снижает темпы роста и маржинальность. На этом фоне многие универсальные банки переориентируются на кредитование среднего бизнеса. О том, какие ниши и перспективы развития в корпоративном сегменте остаются у частных игроков в России, в интервью "Интерфаксу" рассказала член правления Райффайзенбанка Оксана Панченко.
— Российская экономика показывает разочаровывающие темпы роста, прогноз по росту ВВП на 2013 год неоднократно снижался и сейчас составляет около 1,3%, а на 2014 год — 2,5%. Как, по вашим предварительным оценкам, рынок корпоративного кредитования в РФ вырос в 2013 году и как на этом фоне выросли вы?
— С начала года рынок корпоративного кредитования растет теми же темпами, что и в прошлом году, на фоне замедляющегося роста экономики. Это значит, что потребность в кредитовании у компаний, не смотря ни на что, сохраняется. С 1999 года рост российской экономики опережал рост ВВП всех ведущих экономик мира, были годы, когда мы росли на 14 - 16% в год. Замедление после опережающего роста уже происходило в современной истории в различных экономиках. Не комментируя перспективы и структуру экономики, мы видим, что потребность в кредитовании у корпоративных клиентов сохраняется. В начале года наш прогноз по росту корпоративного кредитования был более негативный. Мы ожидали, что он не превысит 10 - 12% на фоне общих прогнозов по развитию. По итогам 11 месяцев корпоративный кредитный портфель банковской системы уже вырос на 13,5% в соответствии со статистикой ЦБ.
Прирастают активными темпами крупнейшие игроки из списка топ-7 по системе, но неплохие темпы роста сохраняются и у топ-30 коммерческих банков. Согласно рейтингу "Интерфакс ЦЭА", по итогам 9 месяцев 2013 года мы на 10-м месте по размеру корпоративного портфеля. Но всегда повторяем, что рост ради роста — это ошибочная стратегия в корпоративном сегменте. Многие банки на рынке, даже из топ-списка, сейчас занимаются пересмотром стратегий. Понимают, что рост за счёт прибыли — путь в никуда.
Мы за январь - сентябрь выросли примерно на 2,5%, до 268,7 млрд рублей. Тогда как в 2012-м году в этот же период наш портфель даже сокращался.
— А если говорить в целом по году, то сколько составил ваш рост?
— Для нашего корпоративного портфеля характерна большая волатильность, поскольку мы исторически активно кредитуем бизнес крупных клиентов, которым свойственны как плановые, так и досрочные погашения кредитов. По системе мы прогнозируем рост корпоративного кредитования на уровне 15%. Мы выросли меньше системы. В условиях действительно невысокого инвестиционного спроса маржинальность по крупным корпоративным клиентам, безусловно, сокращается. Именно для этого мы активно смотрим на сегмент среднего бизнеса. В этом сегменте для нас есть возможности опережающего роста. По среднему бизнесу объем портфеля Райффайзенбанка за 9 месяцев 2013 года вырос на 38,8 %, до 15 млрд рублей. К сожалению, более свежие данные в разбивке по сегментам мы сможем раскрыть только после опубликования отчетности нашим материнским банком.
— Что касается портфеля кредитов только крупным компаниям — он сокращался в 2013 году? Даже Сбербанк жаловался на динамику портфеля в этом сегменте.
— Мы увеличили объемы новых сделок в июле - августе; в первой половине года не прирастали из-за ряда досрочных погашений. Часть кредитного спроса в сегменте крупного бизнеса, безусловно, "отъедает" публичный долговой рынок. Крупные корпоративные заемщики имеют выход и на международные рынки заимствования. Короткие сроки кредитования также повышают волатильность кредитных портфелей банков. У нас в портфеле совокупная доля кредитов до года и до трех лет — чуть меньше половины. Структура пассивов позволяет выдавать длинные ресурсы, но интерес к инвестиционным сделкам у клиентов ограничен. Сказывается и структурный дефицит длинных денег в российской экономике. Могу сказать только, что по итогам 9 месяцев 2013 года наш корпоративный портфель вырос на 4%.
— Какие компании вы относите к среднему бизнесу?
— К среднему бизнесу мы относим компании с выручкой от 320 млн до 3 млрд рублей. В основном это региональный бизнес. Заявка по клиенту готовится в региональном офисе. Формально процесс одобрения централизован в Москве, однако большая часть работы производится аналитиками и клиентскими менеджерами на местах. Мы усовершенствовали процесс в этом году с целью сокращения сроков принятия решения.
— Какие ориентиры по росту корпоративного портфеля в разных сегментах вы ставите для себя на 2014 год?
— Мы продолжим активно развивать кредитование компаний среднего бизнеса, и в этом направлении у нас амбициозные планы. На следующий год планируем довольно существенный рост. Хотим перегнать рынок. В целом мы оцениваем, что рынок в сегменте среднего бизнеса вырастет процентов на 15 - 17% в 2014 году.
Для нас сегмент среднего бизнеса является привлекательным по ряду факторов: приемлемый уровень рисков, более высокая, чем у крупных клиентов, доходность. В этом году мы действительно модернизировали механизм и процессы, ввели новые процедуры по кредитованию. В результате существенно сократилось время работы с заявками компаний. До недавнего времени эта система работала в пилотном режиме, сейчас мы запускаем ее по всей нашей филиальной сети. Главная задача — быстро одобрять заявки. Мы ставим цель сократить сроки работы над заявкой почти на 30%, чтобы по зеленому коридору — по упрощенной системе — заявки выдавались от первой встречи с клиентом менее чем за 20 дней, в идеале — за две недели. Сейчас пока этот срок составляет около месяца. Скорость важна: кто быстрее принесет клиенту одобрение на приемлемых для него условиях, тот получает обороты по РКО и другой бизнес клиента. В среднем бизнесе мы можем стать единственным кредитующим банком, тогда как крупные клиенты работают с несколькими финансовыми институтами. Сейчас банки соревнуются за предоставление компаниям среднего бизнеса максимально широкой линейки продуктов. Иными словами, тот банк, который предоставит компании самый удобный и разнообразный перечень услуг, получит максимальный объем бизнеса клиента.
Если говорить в целом о корпоративном кредитовании в 2014 году, то ожидаем, что на фоне невысокого роста ВВП темпы роста рынка, возможно, будут ниже, чем в 2013 году. Мы, возможно, не достигнем роста рынка в 2014 году, но в любом случае планируем показать рост.
— Сколько составляет средний уровень ставок для среднего бизнеса?
— От 10 до 13 - 14% в рублях. 10% — это очень хорошая ставка для среднего клиента.
— Как вы оцениваете идею ЦБ РФ ввести возможности рефинансирования под залог кредитов малому и среднему бизнесу и под инвестпроекты? Интересен ли вам был бы такой инструмент? Участвуете ли в разработки стандартов кредитования МСБ?
— Инструкция 312-П сблизила ЦБ и банки ещё больше в поисках решений для получения рефинансирования. И она действительно работает. Но это залог отдельных ссуд для получения ликвидности в ЦБ. Что же касается залога портфелей целиком, то принцип тот же, что и для целей секьюритизации — секъюритизировать можно только портфель исключительно однородных ссуд, "гомогенных", к которым в основном относятся автокредиты, ипотека, возможно в будущем — сегмент микробизнеса. Такие портфели действительно можно оценить и заложить целиком, так как они состоят из множества одинаковых по структуре сделок. Средний же бизнес — это портфель разных по структуре и продуктам клиентов. В такой сделке просто не было бы экономики.
— Какие отрасли являются вашими основными клиентами в сегменте среднего бизнеса? Планируете ли вы менять свои подходы здесь — отказаться от кредитования каких-либо отраслей и перейти к кредитованию других?
— Средний бизнес в основном представлен торговыми предприятиями и FMCG (товары повседневного спроса), сферой услуг. На стыке среднего и крупного бизнеса — IT, сегмент небольших региональных телекоммуникационных компаний. В целом мы видим большой потенциал в таких отраслях, как медиа, IT, FMCG. Такие клиенты представляют возможности для синергии нашего блока с инвестиционным подразделением банка: можем предложить любое решение по слиянию, укрупнению актива, выкупу доли миноритариев, задействуя баланс банка.
— Остались ли в сегменте телекомов интересные активы после продажи Tele2?
— Остались. Помимо четверки крупнейших существуют локальные игроки. Есть и компании, развивающиеся как непрофильные активы крупнейших холдингов, которые довольно уверенно завоевывают региональный рынок фиксированной связи, Интернета.
Задачей банка как раз является идентификация таких ниш и разработка комплексного решения для конкретного клиента. Для этого мы регулярно встречаемся с нашим инвестиционным подразделением, отраслевыми аналитиками.
На самом деле мы не меняли свою кредитную политику ни в кризисный, ни в посткризисный период. Единственное мы, наверное, несколько снизили темпы кредитования сектора недвижимости.
— Потому что кризис выявил риски этого сегмента?
— Нет, просто потому, что у нас уже значительная доля проектного кредитования недвижимости в портфеле. Но нам интересен рынок кредитования коммерческой недвижимости, мы располагаем одной из лучших экспертиз на рынке. У Райффайзенбанка было только несколько случаев в кризис 2009 года, когда недвижимость переходила банку за долги. Сюда можно отнести ряд проектов, которые мы кредитовали непосредственно перед кризисом, когда клиенты не успели завершить проекты, предпочли с ними расстаться. Но счет таких сделок идет на единицы, и они либо уже нашли нового инвестора, либо вопрос по ним скоро будет закрыт.
— Какую долю среднего бизнеса в структуре вашего корпоративного портфеля вы считаете оптимальной и сколько она составляет сейчас?
— Думаю, что средний бизнес априори более рискованный, и он не должен занимать более 30% корпоративного портфеля. Сейчас наш средний бизнес составляет порядка 15 млрд рублей. Мы в начале работы с сегментом. Совокупно с малым и микробизнесом, который развивает розничный блок, портфель кредитов некрупному бизнесу составляет уже более 31 млрд рублей.
— Возвращаясь к сегменту крупных корпораций, какую динамику кредитования крупных клиентов на 2014 год вы ожидаете? Возможно ли его сокращение?
— Мы не планируем сокращения и отрицательной динамики. Хотя за крупных клиентов действительно сложно конкурировать по цене, чтобы обеспечивать искомую доходность на капитал. Еще раз подчеркну, наращивание объемов кредитования не является нашей основной целью.
— А какова структура вашего портфеля крупным клиентам по отраслям и как она изменилась за последний год?
— Достаточно большая доля приходится на нефтегазовые компании и нефтехимическую отрасль. Доля металлургии в нашем портфеле снизилась на фоне общего ухудшения ситуации в металлургическом секторе из-за снижающегося спроса на продукцию черной и цветной металлургии. Производственная отрасль в совокупном кредитном портфеле у нас составляет 16,1%, торговые компании — 11,3%.
— Появляется ли новый инвестиционный спрос или большинство кредитных ресурсов направляется на рефинансирование?
— Если говорить о крупных клиентах, безусловно, это в основном рефинансирование текущих займов, а не увеличение долга.
— А что касается крупных клиентов, существует ли какой-либо потенциал роста в этом сегменте для частных банков или доля их бизнеса в этом сегменте неизбежно будет сокращаться?
- По рынку могу отметить, что всё больше востребованы сложноструктурированные сделки, нестандартные решения.
— Например?
— Как пример комплексных нестандартных решений мне импонирует сделка по продаже доли Сергея Генералова в FESCO группе "Сумма". Совместно с нашим головным банком, ING и Goldman Sachs мы финансировали эту сделку, а затем организовывали выпуск еврооблигаций и рублевых облигаций группы FESCO.
— Недавно вы вышли на рынок международного факторинга. Планируете ли также выходить на рынок внутреннего факторинга?
— Что касается внутреннего факторинга, мы рассматривали возможность выхода на этот рынок. Смущает несоответствие размера инвестиций и маржинальности бизнеса в той категории рисков, которые приемлемы для нас. На рынке внутреннего факторинга не так много крупных клиентов с безупречной репутацией. И к ним логично уже выстроилась очередь факторов. Это в основном международные ритейлеры — Metro, Auchan, IKEA.
А до тех пор, пока есть возможность размещать имеющийся капитал в более доходные и приемлемые по риску продукты и структуры, мы не идём в новые проекты.
— То есть вы не отказались от идеи запуска этого продукта?
— Возможно, мы этот продукт реализуем, например, с одним из автоимпортеров.
— А на какие объемы бизнеса вы рассчитываете выйти по международному факторингу?
— Это достаточно простой продукт. По сути, это то же самое, что аккредитивный или гарантийный бизнес: мы даем гарантии за нашего клиента-импортера. И в основном это именно импортный факторинг для наших клиентов сегмента FMCG, которые, например, заказывают продукцию из Китая, из стран Юго-Восточной Азии и др. То есть это бизнес между банками китайского поставщика и нами. Фактически клиентам мы можем предлагать цену, эквивалентную аккредитивам и гарантиям, тогда как внутрироссийский факторинг — довольно дорогой продукт. Начнём с небольшого объема тестовых сделок. Затем планируем вырасти существеннее.
— Почему в таком случае вы только недавно запустили этот продукт?
— Потому что появилась потребность наших клиентов в этой услуге. До этого нам было достаточно таких инструментов, как аккредитивы и гарантии. Сейчас наши клиенты готовы переходить на схему покупки прямых требований.
— Рассматриваете ли вы возможности неорганического роста и, например, покупки портфелей в корпоративном сегменте?
— Покупка корпоративного портфеля в целом не так привлекательна для банка, поскольку нам так или иначе придется анализировать каждый кредит в отдельности. На "скелеты в шкафу" не готовы. А вот покупать сделки на вторичном рынке готовы и хотим.
— Сколько составляет портфель пассивов по юрлицам и какую динамику он показывает?
— Стабильно средства юрлиц Райффайзенбанка составляют более 30%. Корпоративные заемщики в целом - как крупные корпорации, так и средние компании - накапливают ликвидность. Это, скорее, показатель снижающегося инвестиционного спроса.