"Разрешить ситуацию было элементарно - пересдать географию, и не было бы проблем"

Доктор медицинских наук Михаил Виноградов рассказал "Интерфаксу" о мотивах, которые могли двигать старшеклассником, устроившим стрельбу в московской школе

"Разрешить ситуацию было элементарно - пересдать географию, и не было бы проблем"
"Разрешить ситуацию было элементарно - пересдать географию, и не было бы проблем"
Фото с личной страницы vk.com

Москва. 4 февраля. INTERFAX.RU - В понедельник Россию потрясла история, произошедшая в столичной школе № 263: ученик десятого класса вошел в учебное заведение с оружием, убил полицейского и учителя, некоторое время удерживал школьников в заложниках, после чего он был обезврежен и задержан. О том, что могло спровоцировать такой поступок ребенка-отличника, "Интерфаксу" рассказал психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, создатель и руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов.

- Как, на ваш взгляд, можно оценивать такой поступок? Можно ли мальчика назвать психически нездоровым?

- Мальчик психически нездоров с детства. Все его особенности он и сам высказывал ученикам после расстрела учителя.

Пусковой механизм - это нежелание учителя поставить ему “пять” по географии. Такая ситуация решается просто: для мальчика, который хочет быть физиком, математиком, география - не самый важный предмет. В таких случаях в школе идут навстречу: дают возможность пересдать. Учитель на это не пошел.

Мальчик одинокий, замкнутый, с девушкой отношений не сложилось, от друзей сторонится, держится особняком. Родные нажимают на него с одной стороны, отец даже его записывал в секцию самбо, чтобы он стал посмелее в жизни, а школа на него просто не обращает внимания. Ситуация для психически нездорового мальчика тупиковая.

- Можно ли более конкретно говорить о том, какие психологические проблемы способны привести к такому исходу?

- Я не готов говорить о диагнозе. Я могу твердо сказать, что у него есть психическая патология, а какая именно, должна определить сложная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Но патология у него есть, судя по всему его поведению с детства и до последних дней.

- Получается, что ребенок долго вынашивал в себе план совершить преступление?

- Когда он расстрелял обидчика и людей, которые препятствовали ему, он был в состоянии аффекта. Он шел в состоянии накопительного аффекта: у него накопилась злоба, гнев. Здесь вопрос в том, почему к оружию и боеприпасам в семье свободный доступ. И еще важный момент: он прошел с карабинами через весь город, подошел к школе, охранник школы испугался и пропустил ребенка в здание. Его можно понять - когда на него нацелены два карабина.

Мальчик был в возбужденном состоянии, он не просто расстрелял обидчика, а сделал контрольный выстрел в него. Ситуация очень простая: родители что-то предполагали, но мальчика вели на медаль, и дома он был под прессом. В школе всем было наплевать, что с ним, почему он так себя ведет, почему он замкнутый.

В школе есть психологи, завуч по воспитательной работе, учителя - никто на странности мальчика внимания не обращал и не работал с ним. Разрешить ситуацию было элементарно - пересдать географию, и не было бы проблем.

- С другой стороны, застрелить учителя - это же не способ решать такие проблемы…

- Мальчик нездоров. А вот ставить конкретный диагноз я без тщательного обследования не готов.

- Состояние аффекта связано с импульсивными действиями, а в данном случае мальчик взял оружие, шел с ним по улице…

- Аффекты есть разные: есть физиологический аффект, когда человек вспыхнул гневом, например, увидел, что обижают девушку, и заступился. Есть патологической аффект - когда кажется, что все против него. А есть так называемый накопительный аффект - когда копится, копится, копится по частям и выплескивается в виде желания убивать.

- В чем помимо невнимания может быть причина такого всплеска? Может быть, дело в компьютерных играх?

- Нет. Компьютерные игры ни при чем, тем более что он ими не занимался. Это очень своеобразный мальчик с психической патологией, трудно социализируемый, живущий в своем мире. Девушек нет, друзей нет, с учителями контакта нет. Дома на него жмут, чтобы он получил золотую медаль. Постепенно все копилось и вылилось в то, что он взял два карабина и не просто побежал убивать учителя географии, а устранять препятствие.

- Известно, что была целая волна таких случаев в Америке. У нас это один из первых случаев. Можно ли говорить о какой-то связи?

- Можно, конечно. Сегодня мы вошли в ту фазу, которая готовит нам похожие с Америкой случаи. У нас таких случаев было много. Но есть понятие “агрессия, направленная вовне”, а есть аутоагрессия. Мы в Екатеринбурге имели восемь самоубийств после ЕГЭ. Напряжение было таково, что люди покончили с собой.

Мы имеем самоубийство в Химках: девушка выбросилась с девятого этажа. Когда постепенно копится обида, она выливается либо в самоубийство, либо в случаи, похожие на тот, что произошел в понедельник.

- А этот мальчик не собирался покончить с собой?

- Может быть, и собирался. Но, поскольку он начал изливать душу своему классу, вероятность, что он готов был застрелиться, уже очень мала. Если он начинает рассказывать свою жизнь одноклассникам с детства, рассказывать, как он в детстве страдал, это уже отодвигает факт самоубийства.

- И всё же почему после целой волны подобных происшествий в других странах теперь это случилось и у нас?

- У нас общество меняется вслед за Америкой. Пока мы не впереди планеты всей по убийствам и самоубийствам. По самоубийствам, в том числе подростковым, мы на третьем месте. В целом Америка нас опережает и по доступу к оружию, и по ментальности. В Америке есть такая поговорка: “Господь Бог создал людей, а полковник Кольт сделал их равными”. Вот полковник Кольт сделал оружие, которое может стрелять в обидчиков, настоящих и мнимых.

- Получается, дело в том, что у нас стало более доступным оружие?

- Да. Здесь вина отца большая. Боеприпасы и оружие должны быть в разных сейфах и не доступны никому, кроме него самого.

- Если я правильно вас поняла, решение подобных проблем может быть в том, чтобы учителя и родители обращали больше внимания на проблемы детей?

- Конечно. Если бы в школе сняли напряженность и мальчику дали получить “пять” по географии, этого бы, безусловно, не было. Он оставался бы странным, замкнутым, но проблем агрессии против окружающих у него бы не было.

- А как родителям определить, когда проблема принимает серьезный оборот?

- Симптомы разные. Для этого в школе есть психологи, которые обязаны это отличать профессионально. Я давать советы всем не готов, потому что каждый будет думать по-своему. А в школе есть специалисты.

Интервью подготовила Наталья Дмитрак.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости